Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55651

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Лилия Витальевна Енцова

Развитие зрительного представления клавиатуры, необходимого для чтения с листа в классе музыкального инструмента

скачать документ

Вернуться назад

Развитие зрительного представления клавиатуры, необходимого для чтения с листа в классе музыкального инструментаЕнцова Лилия ВитальевнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (МБОУ ДО) «Детская школа искусств» города Новочебоксарска Чувашской Республикипреподаватель фортепианоАннотация: предлагаемая методика позволяет научиться играть разнообразный репертуар, а главное полюбить заниматься музыкой.Ключевые слова: легко читать ноты с листа, уметь петь и аккомпанировать, обладать хорошим музыкальным вкусом, самостоятельно разучивать любые произведения.Основная цель на начальном этапе развития учащегося – научить ребенка самостоятельно работать над несложными произведениями, свободно разбирать нотный текст, легко читать с листа. «Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать». (И.Гофман). Следует обратить внимание на общие рекомендации по вопросам технического мастерства великих музыкантов прошлого и современности : Ф. Шопен, Г. Нейгауз, Г. Коган. Существенную часть обучения с листа составляют специальные упражнения: упражнения на постановку руки, посадке за инструментом, координацию движений. Итак, чтение с листа – или разбор, что это такое? 1. Разбор.Это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста.2. Чтение с листа.Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного проигрывания. Чтение с листа – это первое знакомство, первое впечатление, первое ощущение. Главное, чтобы оно пробуждало интерес. Чем опытнее педагог, тем большую роль он придает разбору нового произведения. В качестве нового материала нужно выбирать небольшие пьесы, доступные и понятные ученику по трудности. Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка появляются первые представления о характере мелодии, фразе, различных длительностях. Благодаря систематическому разбору и чтению нот с листа, у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, отличных по ритму, мелодическому движению, форме, гармоническому строению.Для быстрой выработки зрительной ориентации полезно применять следующие упражнения: ученик, глядя в ноты, должен быстро охватить зрением уже знакомый нотный рисунок. Сообразить в каком направлении будет двигаться мелодия, просчитать графический метро - ритм. Подобная зрительная тренировка – одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа.Гибкость, быстрота и точность двигательной реакции на зрительный образ – служит прочной основой навыка игры по нотам. Конечно, на начальном этапе при игре по нотам, полное отключение зрительного контроля за клавиатурой и действием рук, практически невозможно. Однако с возрастом, у более старших учеников, умение ориентироваться на клавиатуре без помощи зрения, может быть хорошо развито и доведено до автоматического умения.В ходе специальных упражнений, у ученика развивается осязательная практика игры на клавиатуре. Например, ребенок разучивает гамму в одну октаву не глядя на руки, благодаря удобному расположению пальцев группами по три и четыре пальца. При переходе к игре по нотам, работа рук без помощи глаз облегчается тем, что исполняемые с листа пьесы строго выдержаны в одной позиции (как гаммы), что делает разбор легким и доступным. Опыт работы показывает, что можно всех без исключения научить легко читать с листа. Для этого необходимо с первого урока учить ребенка видеть нотный текс вперед, анализировать его, т.е. видеть текст «графически». Что это за понятие – «видеть графически»? Нужно добиться прямой связи: вижу ноту – нажимаю на клавишу, не вспоминая, какая это нота, научиться видеть общий рисунок движения нот. Теперь, когда ученик более успешно читает ноты с листа, он неоднократно проигрывает все новые произведения сразу и с удовольствием, особенно важно, в медленном темпе минимально контролировать зрением свои действия на клавиатуре.Основные принципы предлагаемой методики могут быть основаны на следующих суждениях: Комплексное восприятие нотного текста: ритмическая и звуковысотная запись в форме простейших фигур. Графическое восприятие нотного текста, ориентировка рук на клавиатуре без зрительного контроля.Подведем итог: Работа по чтению нот с листа не ограничивается начальным периодом обучения, Например, игра в четыре руки (с педагогом или другим учеником), должна проводится на протяжении всего времени обучения. Постепенно, совершенствуя свои навыки чтения нот с листа, эта работа будет развивать творческие способности учащегося и что наиболее важно – расширять его музыкальный кругозор. Список литературы: Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» Методическое пособие -Москва. Советский композитор 1989 г.Милич Б.Е. «Воспитание ученика-пианиста» Киев «Музична Украина» 1978 г.Брянская Ф.Д. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста» Москва. Издательский дом «Классика-XXI» 1998 г.Смирнова Т.И. «Фортепиано. Интенсивный курс» Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации Москва Издательство ЦСДК 1993 г.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X