Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55644

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Савчук Валентина Владимировна

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

скачать документ

Вернуться назад

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.Савчук Валентина ВладимировнаФилиал МБОУ г. Мурманска СОШ №27Воспитатель ГПДОдним из главных направлений в работе коррекционных школ является трудовое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями. Задачи которого, направлены на формирования мотивации трудовой деятельности, обучению учащихся трудовым навыкам, умение планировать и учитывать свою работу, организовывать трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда и материалу. В процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт. В работе ученики знакомятся со свойствами материалов, инструментов, сравнивают их, устанавливают отношения, существующие между ними, планируют работу, все это способствует развитию мышления. Большое значение имеет последовательность производственных операций. Получение словесных инструкций при выполнении трудовых операций помогает умственно отсталым школьникам лучше понимать устную речь, а развернутые отчеты о проделанной работе активно развивать речь школьника.Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, учащиеся их уточняют, более глубоко осознают. Трудовая деятельность выступает как средство, помогающее сознательности обучения умственно отсталого ребенка. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии учеников. При организации трудовой деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, при ослабленном, неустойчивом внимании помогает выполнение таких трудовых заданий, которые требуют сосредоточенности (вышивка, прополка, шитье по картону). Индивидуалиста следует чаще подключать к выполнению коллективных заданий, чтобы он осознал силу коллектива; неуверенному ученику необходимо на первых порах задание облегчить, тогда он сможет убедиться в своих силах, детям с недостатками моторики может подойти работа со специально приспособленной аппаратурой. Это будет не только средством коррекции физических недостатков, но и средством осознания ими необходимости подготовки к участию в общем труде людей.Осуществление задач трудового воспитания является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, укрепление связи школы с жизнью.Психологическая подготовка к труду С первых лет обучения школа психологически готовит ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для творческого труда. Для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. При образовании трудовых навыков ученику вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая педагогу, овладевает автоматизированным действием - навыком выполнения той или другой операции. Но если остановиться только на этом, процесс труда и его влияние на личность были бы обеднены. Очень важно развивать у ребенка стремление внести новое в свой труд, проявить творчество и самостоятельность, только тогда работа захватывает мысли и чувства, доставляет ему истинное наслаждение. Творческий подход к делу требует больших умственных усилий, опирающихся на изучение, собирание и обобщение опыта.Производственный труд в современных условиях требует сочетания физических и умственных усилий. Поэтому большое значение в психологической подготовке к труду приобретает усвоение основ наук и развитие познавательных способностей школьника. В процессе обучения необходимо вызвать у учащихся стремление к знаниям, вооружить их необходимыми навыками изучения действительности. На основе сочетания теоретических знаний и практических умений складываются правильные представления у учащихся об обществе, формируется отношение к жизни, определяется дальнейший жизненный путь. Новейшие достижения науки и техники, ускоренное развитие механизации и автоматизации производства требуют от рабочего высокой культуры труда. В основе ее лежит целый ряд психических процессов, связанных с быстротой реакции, хорошей переключаемостью внимания, развитием двигательного аппарата, рационализацией рабочих движений, умением планировать время и т.д.Так возникает необходимость психологической подготовки к труду, где особое внимание следует обратить на развитие органов чувств и мышечно-двигательного аппарата, на воспитание умения слышать, наблюдать, анализировать, на развитие пространственных, временных и количественных представлений. Такая подготовка обеспечит воспитание высокой чувствительности организма к раздражениям-сигналам, координированным движениям при выполнении рабочих операций.В целях психологической подготовки учащихся к труду необходимо проводить специальные беседы, разъяснительную работу: рассказами о труде и его героях, с экскурсиями на производство, встречами с передовиками производства. Все это помогает созданию положительного отношения умственно отсталых учащихся к труду. Ценность такой разъяснительной работы заключается в том, что она проводится с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с возрастом усложняются виды и характер труда, изменяется и содержание форм воздействия на сознание учащихся.Рассказы педагога, наблюдения учащихся, а главное, непосредственное участие детей в трудовой деятельности убеждают их, что повседневный творческий труд является решающим условием борьбы за достойную жизнь. Однако вся эта работа по разъяснению и показу без практического труда самих учащихся не принесет большого воспитательного эффекта. Поэтому необходимо, чтобы ученики сами практически участвовали в разнообразной трудовой деятельности..Практическая подготовка к трудуПрактическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта. Эти задачи решаются на занятиях ручным трудом, как на уроках, так и во внеурочное время. За время обучения учащиеся проходят целую систему упражнений индивидуальной и коллективной трудовой деятельности. Программа предусматривает следующие направления: а) самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;б) работа с картоном и бумагой;в) работа с глиной (пластилином);г) работа с деревом (сборка из готовых деталей деревянных игрушек по образцам).Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка, которая требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Повторяя изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.Практическая деятельность учащихся по изготовлению разнообразных изделий дает возможность познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело. Особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий, так как желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям, также разумное распределение труда делают работу привлекательной, и вызывает желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Под руководством воспитателя дети определяют, кто лучше сделал? У кого красивее? Почему? Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.Общественно полезный труд Участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. Трудовая деятельность учащихся носит общественно полезный характер. Снижение мотивации любого, пусть самого значительного, вида труда может иметь отрицательные последствия. Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы. Труд на общую пользу, во имя высокой цели - вот мотивация общественно полезной деятельности. Характер и глубина мотивации с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию, который помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива. Мотивация эта бывает более ограниченной и узкой, связанной с достижением конкретной цели, не выходящей за пределы личного опыта ребенка. Трудовой опыт и знания, которые расширяются, могут руководствоваться уже более серьезными мотивами, в которых они осознают свой гражданский долг. Поэтому при выполнении учащимися любых общественно полезных дел нужно показывать общественную необходимость их труда, ставить перед ними доступную и вместе с тем значительную в общественном отношении цель.Общественно полезный труд можно разделить на две группы:1) общественно полезный труд в школе;2) общественно полезный труд вне школы.К первой группе следует отнести: участие в самообслуживании, изготовление и ремонт учебного оборудования и инвентаря, участие в ремонте школьного здания, выполнение заказов предприятий и организаций в учебных мастерских, работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории, помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы.Ко второй группе можно отнести: работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.Каждый школьник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. В младших классах общественно полезные дела тесно связаны с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.Организация трудовой деятельности во внеурочное времяВнеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. На внеклассных занятиях у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение. На внеклассных занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе. Основные направления внеклассной воспитательной работы 1. коррекционная направленность Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.2. воспитание самостоятельности Школьники с умственной отсталостью должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам в процессе различных видов деятельности. 3.формирование умения оценивать окружающих и самих себяРешение этой задачи способствует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития.4. умение общаться в коллективеВзаимоотношения учащихся складываются в основном во внеклассной деятельности. Характер этих взаимоотношений во многом определяется уровнем учебно-воспитательной работы и умением детей правильно оценивать своих одноклассников. В процессе учебно-воспитательной работы создаются общие для коллектива необходимые условия. Вместе с тем обеспечиваются и некоторые индивидуализированные условия.Именно в процессе коллективной деятельности, и главным образом во внеурочное время, школьники вступают в общение, в результате которого формируются коллективные связи и отношения. Коллектив рассматривается как одно из эффективных средств воспитания. Через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка.Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В коллективе имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения. Нравственное становление личности во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и педагогов с детьми.Стремление сохранить классный коллектив как обязательную организационную структуру во внеурочное время не оправдывает себя в полной мере. Дети стремятся к более свободному общению, им интересно дружить не только с одноклассниками, но и с другими детьми. Младших детей интересуют дела старшеклассников, у отдельных старшеклассников проявляется желание помочь маленьким в их делах или в личном плане. Эти побуждения вполне естественны, и их надо всячески поддерживать.Задачи проводимой воспитательной работы во внеурочное время достаточно широки. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности. Главное условие успешного решения задач – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. При организации внеклассной работы воспитателю следует обращать внимание не только на характер поведения и успехи в учебе, но и на его побуждения, стремления, интересы. Определяя причины и методы воспитательного воздействия, надо не только знать внешние реакции ребенка, но и попытаться понять скрытые за ними внутренние его переживания. Очень важно при этом добиться необходимого контакта с учеником, завоевать его доверие, чтобы помочь ему в осуществлении хороших замыслов и предотвратить неправильные поступки. Наблюдение и изучение личности умственно отсталого ребенка должно быть целенаправленным, позволяющим воспитателю предвидеть, какие изменения произойдут в личности ребенка под влиянием тех или иных воздействий, какие новые воспитательные задачи могут возникнуть в связи с происшедшими изменениями. Особенно важно выявить положительные стороны личности ученика, на которые можно опереться при планировании педагогического процесса.Список литературы1. Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя вдетском доме (интернате) // Дефектология. 1996. № 1.2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1994.3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/Под ред. В.В.Воронковой - М., 1994.4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.М., 1981.5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996.6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1992.7. Кащенко В.П. Пути творчества. М., 1992.8. Кащенко В.П. Роль психических аномалий, не исключающих вменяемости, в преступном поведении несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью – Вып. 41. – М., 1984.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X