Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55524

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Дроздова Ольга Александровна

Конспект открытого занятия " Русский народный праздник "Сорок"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект открытого занятия " Русский народный праздник "Сорок"Дроздовой Ольги АлександровныМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» г.Ангарска (МБУДО "ДТДиМ" г.Ангарска)Педагог дополнительного образованияТема занятия: Русский народный праздник «Сорок».Возраст обучающихся: 10-11 лет.Цель занятия: Знакомство обучающихся с народным праздником «Сорок». С народными играми, традициями, обрядами этого праздника.Задачи занятия:I. Обучающие:- знакомство детей с песенным и игровым наследием русского народа;- работа над умением чисто, правильно передавать мелодию, использовать различные виды интонирования, эмоционально откликаться на содержание песен;- совершенствование образной речи;- активизация употребления в разговорной речи пословиц, поговорок;- обогащение словарного запаса воспитанников.II. Развивающие:- развитие творческой инициативы, эмоциональной восприимчивости; - развитие актерских способностей и лидерских качеств воспитанников;- развитие эстетической и эмоциональной стороны речи;- развитие творческих способностей: воображения, внимания, памяти;- формирование мотивации детей к саморазвитию, развитию познавательного интереса.III. Воспитательные:- воспитание у детей любви к русскому народному творчеству;- активизация у детей интереса и уважения к народным традициям и праздникам;- воспитание терпения, трудолюбия, умения работать в группе;- воспитание бережного  отношения к окружающей природе и понимания неотъемлемости человека и природы.Продолжительность занятия: 45 минут.Форма организации деятельности обучающихся: групповая.Ведущая образовательная технология: технология творческого развития.Методы обучения: словесный, практический.Оборудование и материалыI. Дидактический материал для педагога:1. План-конспект открытого занятия.II. Дидактический материал для воспитанников:1.Раздаточный материал с текстами игр, закличек, мастер-классом для обучающихся.2. Ленты красного, желтого, голубого цвета по количеству обучающихся.3. Кусочки ткани для изготовления жаворонков.4.Предметы для гадания: зёрнышко, монетка, колокольчик, кольцо.5. Колокольчик для игры «Жаворонок».6.Печёные жаворонки в индивидуальных пакетиках.III. Материально техническое оснащение занятия:1. Баян.План занятия (с указанием времени на проведение):Организационный этап: 7 минутИсполнение приветственной песниВведение в тему занятияОсновной этап: 35 минутТеоретическая часть – история праздникаПрактическая часть:- распевка; - разделение на группы, объяснение заданий каждой группе, раздача дидактического материала;- работа обучающихся в группах;- демонстрация освоенного материала обучающимися: 1 группа - проигрывание игр, 2 группа - представление обряда закликания весны, 3 группа - участие в мастер-классе «Жаворонок из ткани». Представление обряда «Праздничное гадание».Заключительный этап: 3 минутыПодведение итогов занятия (рефлексия).Сюрпризный момент - угощение ребят.ХОД ЗАНЯТИЯ(Дети заходят в кабинет, педагог идет к ним навстречу и под баян поёт 1 куплет песни) Педагог: Мы гостей встречать идем,Величальную поем!Ой - ли, ой - люли,Величальную поем!(Вступают дети)Дети: Вы добром встречайте нас,Места хватит нам у вас?Ой - ли, ой - люли,Места хватит нам у вас?Педагог: Мы вам, гости – господа,Ой, радешеньки всегда!Ой - ли, ой - люли,Мы радешеньки всегда!Дети: Пусть заполнит русский дворНаш душевный разговор.Ой - ли, ой - люли,Наш душевный разговор.Педагог: Добрый день, ребята, я очень рад видеть вас у себя на занятии. Чему же оно будет сегодня посвящено?Об этом вы сейчас сами должны будете догадаться. Итак, о чем идет речь?Ученые вычислили скорость ее движения по земному шару. Она равна около двух километров в час, 50 км за сутки.В это время в Северном полушарии — Арктике наступает полярный день, который длится около полугода. А в Южном полушарии, Антарктиде наоборот наступает полярная ночь.В Антарктиде она приходит в сентябре.Педагог: Что это?(Ответы детей)Педагог: Конечно, весна.Педагог: Вот и наступило время, когда зима сходится с весной. День ото дня становится светлее. У русского народа день 22 марта был Днем встречи весны. По народному календарю, в этот день зима кончается, весна начинается. 22 марта - это день весеннего равноденствия. Ребята, а почему этот день носит такое название - равноденствие? (Ответы детей)Педагог: В этот день – день равен ночи, т.е. от восхода до заката Солнца 12 часов времени (сколько и от заката до восхода). В этот день, говорили в народе, день с ночью меряются.Педагог: А знаете, как встречали весну в старину?(Ответы детей)Педагог: В это время в городах и деревнях России устраивали праздник…под названием… Сейчас вы сами мне это скажите. Внимание загадка: В названии какой птицы есть сорок «а»?(Ответы детей)Педагог: Конечно, сорока! В это время, 22 марта, в городах и деревнях России устраивали праздник Сороки.Хотя, внимание: Название " Cороки " не имеет никакого отношения к сорокам : Cорока – не перелетная птица, она всю зиму проводит с нами. Сороки – от слова "40".Считалось, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц: грачи, кукушки, жаворонки, кулики, галки и т.д... Давайте и мы с вами вспомним распевки, где используются названия птиц. (Дети вспоминают распевки и распеваются)Чёрной галкеЧёрный дроздПодарил черники гроздь.Три сороки тараторки тараторили на горке: тр-р-р-р-р-р….Скворцы и синицы - веселые птицы.Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.Педагог: А какие, ребята, птицы прилетали первыми и их с нетерпением ждали наши предки?(Ответы детей)Педагог: Конечно, жаворонки. «Сколько проталинок – столько и жаворонков, » - говорит старая пословица. В праздник Сорок проводили обряд «Кликанье весны». Весну зазывали песнями-закличками. Устраивали свистопляску - плясали под свист многочисленных свистулек. Водили хороводы. Играли в горелки, салочки, «Ручеёк», «Ворота» и другие игры. Праздник - есть праздник! Пекли жаворонков. В эти дни каждый старался выглядеть нарядно и привлекательно, чтобы было весело не только душе, но и глаз радовался, девицы вплетали в косы яркие ленты, молодцы повязывали новые кушаки. Сейчас каждый из вас выберет ленту понравившегося вам цвета. Девочки повяжут её на голову, мальчики - на пояс.(Педагог предоставляет обучающимся ленты – голубого, красного, жёлтого цвета. Дети выполняют задание)Педагог: С помощью лент, я сейчас вас, ребята, разделю на три группы. Вы, работая в группах, должны будете изучить и продемонстрировать нам народные игры, обряды, заклички, соответствующие этому празднику. (Педагог делит обучающихся на три группы)Педагог: Группа с красными лентами должна будет изучить и продемонстрировать нам обряд закликания Весны.(Дети получают материал)Предлагаемый материалЗакликания - небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.Заклички «Весна здоровье принесла»Весна – красна принесла  нам здоровья:Первое – коровье,Второе – овечьеТретье – человечье.               Весна – красна нас одарила.Ключевой водой,Шелковой травой,Теплым летом, да лазоревым цветом. «Весну гукати»Не идёт к нам весна. Давайте позовём её по-особому: будем весну гукати.Дети гукают по очереди весну:Весна, весна красная! Гу-у-у!Приди, весна, с радостью, Гу-у-у!С радостью, с радостью, Гу-у-у!С великою милостью: Гу-у-у!Со льном высоким, Гу-у-у!С корнем глубоким, Гу-у-у!С хлебом обильным! Гу-у-у!«Весна-красна»Весна-красна,Нам добра принеслаНа сопушке, на соломушке.Идет кулик, несет ключик.Летел кулик из-за моря,Принёс кулик да семь замков.Кулик, кулик, запирай зиму,Отпирай весну, тепло летечко!Аи, кулик - клик!Жаворонок - клик!Аи, сел на воду,Отморозил бороду!Педагог: Вторая группа – ребята, выбравшие жёлтые ленты, должны изучить и проиграть с нами народные игры, в которые играли наши предки в этот праздник. Предлагаемые игрыНародная игра «Горелки»Ведущий: Давайте играть. Чур я первая считаю!Раз, два, три, четыре, пять,В горелки будем мы играть!Небо, звёзды, луг, цветы, ты поди-ка поводи!Дети встают парами, девочка с мальчиком. Вперед становится ведущий. Поётся песенка, по окончанию которой, задняя пара должна стремительно пробежать с двух сторон от детей мимо ведущего. Задача ведущего запятнать одного из пробегающих. С ним он образует пару и встаёт впереди. Оставшийся водит.Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо,Птички летят,Колокольчики звенят.Игра «Селезень утку догонял»Дети встают по кругу. Считалкой выбирается селезень и уточка. Селезень выходит за круг. Его задача - поймать уточку. Задача утки - убежать. Задача стоящих в кругу — помешать селезню догнать уточку. Если селезень поймал ее, он должен девочку обнять. Затем селезень и уточка сами выбирают себе замену и игра начинается заново.Во время игры дети поют:Селезень утку догонял,Селезень утку догонялЛети утица домой,Лети, серая, домой:У тя семеро детей,Восьмой – селезень,А девятая - сама,Обними разок меня.Игра «Жаворонок»Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, поёт слова:В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.Педагог: Третья группа с ленточками голубого цвета. Самая известная народная традиция этого праздника— печь печенье или маленькие булочки в виде птичек, которые, как и сам праздник, называются «жаворонками» (в некоторых местностях печенья называют «куликами» или «тетерками»). Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. И сейчас мы с вами смастерим таких птиц. В народе считали, что в день Сороков при помощи "жаворонков" можно узнать будущее и свою судьбу. И вы нам это продемонстрируете.Предлагаемые материалыНа этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству. У новгородцев было немного иначе. В доме пекли из теста птичек по числу членов семьи. В одну из них запекали монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монетку хранили за иконой или носили с собой на счастье.А в других местах так выбирался засевалыщик: в «жаворонок» запекалась монета, лучинка или что-то другое, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время посева.(Обучающиеся осваивают мастер-класс «Жаворонок из ткани». И предложенные предметы для гадания вкладывают в свои изготовленные птички и разыгрывают следующий обряд)Выходят дети с жаворонками, достают из них:1-й – У меня зернышко, "жито".Все хором - Это "к хорошему житью".2-й – У меня деньги.Все хором - к богатству.3-й – У меня кольцо.Все хором - к женитьбе,4-й – У меня колокольчик.Все хором - к веселью!Педагог: Спасибо вам большое ребята, за ваши старания, за ваши выступления, за ваше творчество. Что нового вы сегодня узнали? Что вспомнили? С чем познакомились?(Ответы детей, их самооценка)Педагог: Но это ещё не всё, ребята, у меня для вас сюрприз. Я вас угощаю жаворонками и говорю вам: Вот вам по жаворонку,Чтобы пили водицу как птицы,Чтобы хворобы не знали,Чтобы росли как трава по весне.В трёх жаворонках спрятаны по монетке. У кого они окажутся, того счастье в первую очередь в этом году ждёт. (Педагогом выдаются печёные жаворонки в индивидуальных пакетиках)

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X