Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55524

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Красных Ирина Алексеевна

"Адаптация младших школьников"

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Адаптация младших школьников».Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio»- прилаживание, приспособление. Школьная адаптация–это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Период школьной адаптации является очень сложным для первоклассников.Кроме того, адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).Физиологическая адаптация.Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:1.Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.2.Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. 3.После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.Кроме того, физиологическому привыканию будет способствовать:изменение режима дня, необходимость игры, правильная посадка, организация правильного питания, развитие двигательной активности, воспитание самостоятельности и ответственности.Социально-психологическая адаптация.Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В период кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой обобщение переживаний. Вследствие которых, цепь возможных неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний. Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своими детьми.Социально-психологической адаптации ребёнка к обучению в школе будут способствовать ряд условий:самоценность ребёнка для родителейблагоприятный психологический климат в семьесамооценка ребёнкаформирование интереса к школедружеское общение с одноклассникаминедопустимость физического воздействияпредоставление самостоятельностиучёт темперамента ребёнкаорганизация контроля за учёбойпоощрение за успехи и достиженияморальное стимулированиеразвитие самоконтроля и самооценкиТаким образом, в этот период важно: 1. Способствовать формированию «внутренней позиции школьника».2. Простроить режим дня школьника.3. Научить ребенка задавать вопросы.4. Развивать произвольные формы поведения.5.Развивать навыки общения.В этот период важно: Помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе — простроить режим дня школьника— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь— научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости)— развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу.— развивать учебную мотивацию, которая складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. — развивать навыки общения, которые позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Если все вышеперечисленные условия буду не только соблюдены, но и приняты ребёнком, то процесс адаптации к условиям школьного обучения пройдёт успешно.Критерии школьной адаптации/дезадаптации:1. Удовлетворённость ребёнка процессом обучения.2. Успешность овладение ребёнком образовательной программой.3. Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий.4. Удовлетворённость межличностными отношениями.Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.Вышеперечисленные показатели успешной школьной адаптации детей младшего школьного возраста служат отправными точками для педагогов, обращающих внимание на протекание этого процесса. И основным методом, позволяющим отслеживать и контролировать этот процесс, является метод-наблюдение.Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований:чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем), самостоятельность, естественность, фиксация.Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащимися.На успешность протекания адаптационного периода влияет степень мотивационной готовности ребёнка к получению новых знаний, развития его познавательного интереса. В выяснении этих мотивов могут помочь следующие методы исследования:Беседа—метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Например, для изучения мотивов учения, первокласснику задают простой вопрос: «Почему ты хочешь учиться в школе?».Во 2ом-3их классах можно использовать анкеты и проводить тестирование для выявления познавательных интересов детей младшего школьного возраста. Однако, тестирование является вспомогательным методом и проводится под руководством педагога-психолога.Требования, предъявляемы к методу беседы:Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Правила проведения беседы:Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей задаче.В беседе педагог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.Например: методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.ОрловаЦель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования:Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому: «Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.:1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...3. Больше всего мне школа нравится за то, что...4. Я не люблю школу за то, что...5. Я хожу в школу, чтобы….»Анкета «необитаемый остров»Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?6. Хотели бы вы вернуться домой?7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?8. Ваши любимые предметы в школе и почему?9. Ваши нелюбимые предметы и почему?10. Что вы прочитали за последние два месяца?11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?12. На кого хотели бы быть похожим?13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?16. Чем вы занимаетесь в свободное время?17. Чем бы вы хотели заниматься?Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.Таким образом, проанализировав все выше сказанное можно сделать вывод о том, что период адаптации ребенка к школе является очень важным для его развития как личности. На этом этапе требуется максимальное внимание как к ребенку самому, его внутреннему миру, так и к своему отношению к ребенку. В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X