Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55538

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Ломакина Светлана Михайловна

Коллективное творчество, как мотивация к самовыражению и социальной адаптации обучающихся в школе искусств

скачать документ

Вернуться назад

«Коллективное творчество, как мотивация к самовыражению и социальной адаптации обучающихся в школе искусств»Ломакина Светлана МихайловнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №5» Города Томска  (МБОУДО «ДШИ № 5»)Преподаватель Играть на музыкальном инструменте желают научиться многие дети. Они приходят к нам в школу с одной мечтой взять в руки инструмент и сразу заиграть известные, популярные мелодии не осознавая, что надо много и кропотливо трудиться. Встречаясь с первыми трудностями на уроке, у ребят пропадает всякое желание к освоению инструмента (к занятиям музыкой) так как то, что время и силы, затраченные ребёнком на занятия музыкой, никак не соответствуют полученному результату. И перед нами встаёт вопрос, что же делать, как заинтересовать и увлечь ребёнка. Именно поэтому мы взяли актуальную на сегодняшний день тему: мотивация обучающихся к самостоятельной работе и занятию на инструменте в школе и дома. Почему мы говорим о мотивации к занятиям музыкой как о главном факторе успешности учебного процесса и что значит мотивированная и немотивированная деятельность? Вообще, деятельность без мотивации не бывает. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека, а в данном случае обучающихся, к деятельности, что получается, то и привлекает. Обучение музыканта осуществляется главным образом в рамках двух форм учебно- тренировочной работы: классных (аудиторных) занятий под руководством педагога и самостоятельных (внеаудиторных) домашних занятий. Успех в обучении, все мы знаем в решающей степени зависит от того, как тесно взаимодействуют обе формы работы, насколько активно они поддерживают и стимулируют друг друга. Урок способен стать эффективным средством обучения только с интенсивной домашней работой ученика. Работа в классе с педагогом составляет сравнительно небольшую часть общего времени занятий на инструменте (два часа в неделю). Основная его часть приходится на самостоятельные занятия. Ученику важно понять, что систематический труд есть обязательное и главное условие овладения исполнительским мастерством. Секрет успехов в музыкальном исполнительстве может познать лишь тот, кто познаёт секрет трудолюбия. Дети приходят к нам в школу с разными музыкальными данными, и мы ещё помним то время, когда в музыкальную школу был серьёзный отбор, все поступающие проходили через вступительные экзамены. Но в наше новое время нет никакого отбора, и мы вынуждены зачислять всех желающих. Поэтому возникает неоднозначная проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными, хотя на сегодняшний день она не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно. Охватывая значительный пласт детей, наша школа в последнее время часто сталкивается с психологическими трудностями у ряда обучающихся детей. Эти ученики в своем большинстве проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко у них наблюдаются проблемы в нервно-двигательной сфере. А также наравне с этим часто встречается проблема самореализации личности и относится сегодня к числу ключевых проблем. Усиление внимания к данной проблеме сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам ребёнка, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. И для решения этих проблем в нашей школе было запущено две программы – это общеразвивающая и предпрофессиональная. Но всё человечество в 21 веке не приветствуют полному разделению особых и обычных детей. Мы должны найти способы чтобы всем ребятам, которые пришли в нашу школу могли самореализовать свои возможности. Так как учебная деятельность играет значительную роль в жизни ученика и служит важной сферой его самовыражения. Все преподаватели хорошо знают, что именно занятия на музыкальном инструменте позволяют развить ребёнка разносторонне и со временем вырабатываются следующие личностные качества: внимание, воля, терпение, трудолюбие, умение слушать и слышать, грамотно разбирать /разбираться/ в музыкальном материале и выразительно исполнять музыкальные произведения, а также не мало важно свободе и артистизму при выступлениях на сцене. Благодаря этому у ребенка воспитывается эмоциональное восприятие музыки, свобода мышления, стремление передать характер произведения в своем исполнении и прививается интерес как к самой музыке, так и к выступлениям. Всё это способствует самореализации и самовыражению обучающихся при наличии желания у детей заниматься музыкой. Но как привлечь ребёнка и привить привычки и необходимость не только посещать музыкальные занятия, но и заниматься дома каждый день и с большим удовольствием. Все мы знаем, что если ребёнок захочет, то обязательно выучит нужный материал, конечно на своём уровне, но подготовка будет, а это очень важно самостоятельная /домашняя/ подготовка. Но как сделать так, чтобы это желание возникло? Как «завлечь»? Как заинтересовать ребёнка, чтобы, не смотря на трудности и сложности, которые встречаются особенно на начальном этапе обучения, не бросать музыкальные занятия, а наоборот заниматься с большей самоотдачей. В нашей школе, на отделении народных инструментах мы пошли по пути коллективного музицирования. Так, коллективное музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. Коллективное музицирование -это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию обучающихся путем развития его интеллектуальных и творческих возможностей, волевых качеств, технической базы и музыкальных способностей в процессе занятий в классе ансамбля. «Метод ансамблевого исполнительства предполагает обучение через «Ум, руки и сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности». В процессе работы в классе ансамбля у юных музыкантов развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, технические, исполнительские, творческие и др. Всем хорошо известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества, желание быть единым целом, желание учиться и заниматься. Мы уверены, что особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности юного музыканта за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. В работе с коллективами мы пришли к выводу, что воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит в первый год обучения. Уже стало хорошей традицией в нашей школе проводить отчётные концерты отделения, где выступают все коллективы разных составов, и также наши первоклассники вводятся в сводный ансамбль, где играют на равных со старшими классами, когда маленький музыкант исполняет мелодию или простейший аккомпанемент, для того, чтобы ребёнок почувствовал себя одним целом с общим делом исполнительства. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: “солирования” - когда нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план ради единого целого. Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями, и задачами. На занятиях ансамблем овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую технику и навыки игры на инструменте. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству, которым обязательно надо делится и поэтому итогом проделанной работы необходимо выступления на концерте. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах и пробуждают желания познать больше, сделать лучше. С этой целью на нашем отделении был запущен информационно – творческий проект «Мир музыки во круг нас». Вот уже три года ребята старших классов для своих младших товарищей готовят и проводят лекции – концерты /на разные темы/, на которых они передают свою любовь и привязанность к музыке с помощью захватывающих бесед и ярких исполнений музыкальных номеров /вся подготовка ведётся юными музыкантами в коллективном общении/. Также для знакомства с первоклассниками и введения их в нашу музыкальную «семью», каждый год старшеклассники проводят игровую лекцию - концерт /посвящение/ «Я музыкантом стать хочу» /все задания и испытания ребята готовят и проводят сами/ - это для первоклассников первые коллективные задания и музыкальные решения. Занимаясь с коллективом, мы заметили, что именно в ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности. Игра в ансамбле, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку художественное творчество является его системообразующим стержнем и органично влияет на развитие творческих способностей учащихся. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень ее развития. Также очень важно подчеркнуть, что психологические особенности подростков, а это учащиеся старших классов, в нашей школе которые в свой переходный возраст нередко удивляют нас своим поведением и отношением к занятиям, позволяет нам говорить об особой важности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), потребность в единомышленниках, способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми, вспыльчивыми, а коллектив и ансамблевое исполнительство, как вид совместной деятельности делает просто чудо, ребята проходят через эти подростковые особенности легко и почти незаметно для себя и окружающих. Работа в ансамбле объединяет детей, дает понятие о чувстве дружбы, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь» или «я боюсь», поверить в себя. Ребята получают не только удовольствие от темпа, ритма, характера, от звучащего звукового потока /которым управляет он сам/, от согласованности совместных действий, вызываемых красотой игровых движений, элементов художественного творчества, достигнутого результата, всё это эмоциональное разнообразие – что следует поддерживать и старательно развивать. Учить ребёнка выражать свои чувства во время исполнения произведений — это значит учить его управлять своими эмоциями, что позволяет взрослеющей личности избавиться от скрытых комплексов, неуверенности, часто невротических реакций и неврозов. Именно поэтому мы считаем, что коллективная творческая деятельность обучающихся в самых разнообразных проявлениях становится важным средством успешного развития многих социально – креативных качеств личности: воображения, мышления, фантазии, памяти, интуиции, внимания, волевых качеств, а также это отличная мотивация к успешному занятию музыкой, самовыражению и самореализации каждого.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X