Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55354

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Зубкова Елена Владимировна

"Использование оборудования по сенсорной интеграции в работе с детьми с Расстройствами Аутического Спектра".

скачать документ

Вернуться назад

Использование оборудования по сенсорной интеграции в работе с детьми с Расстройствами Аутического Спектра.Зубкова Елена ВладимировнаОбластное Государственное Учреждение Социального Обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района»Воспитатель отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.Одной из важнейших задач развития любого ребёнка является формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Ощущения - первый источник знаний о мире. Именно с помощью ощущений малыш узнаёт о том, что все имеет свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру. Каждый день ребёнок сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, которые его окружают, в первую очередь игрушек, предметов домашнего обихода. Да и природа со всеми её сенсорными признаками - разноцветьем, запахами, шумами - тоже дает ребенку множество различных ощущений. Звуковая вибрация, прикосновение к коже, запах, напряжение мышц и сила тяжести - вот только несколько примеров раздражителей, вызывающих ощущения.Ощущения дают информацию не только об окружающей среде, но и о физическом состоянии тела человека, о его положении в пространстве. Мы обладаем особым чувством, которое фиксирует действие нашего тела, силы тяжести и перемещения в пространстве.Обобщая информацию, мы выделяем следующие виды ощущений:- Ощущения, говорящие нам о воздействии внешнего мира на тело (внешние рецепторы):прикосновение (осязание)зрительный образ (зрение)звук (слух)запах (обоняние)вкус (вкусовые рецепторы)- Ощущения, говорящие нам о положении тела в пространстве и о его движениях:положение и движение (проприоцептивные ощущения, так называемое «суставно-мышечное чувство»)действие силы тяжести, движения головы и равновесие тела (вестибулярные ощущения).- Ощущения, говорящие нам о том, что происходит внутри тела:висцеральные ощущения (ощущения от рецепторов внутренних органов: чувство голода, насыщения, жажды, позывов в туалет и т.д.).Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений. Это способность свести воедино информацию, поступающую по разным каналам. Каждый ребенок рождается со способностью к интеграции, но каждому все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свой мозг и тело к выполнению физических задач.Сенсорная интеграция выбирает информацию, отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, рассматривать книжку и не обращать внимания на шум вокруг).Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ).Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Малыши не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, чем умственную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития. Развивать сенсорную интеграцию нужно всем детям. Абсолютно всем детям нужны сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать сенсорную информацию, формировать адаптивные ответы.Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:Тактильная дисфункцияНеприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.Вестибулярная дисфункцияГиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.Проприоцептивная дисфункция.Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).Аудиальная дисфункцияПовышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.Оральные дисфункцииЗащитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.Обонятельная дисфункцияЧрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.Визуальная дисфункцияГиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.Артикуляционная дисфункцияНе определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, трудно понимает прочитанное, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.Социальная дисфункцияСложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.Эмоциональная дисфункцияИмпульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.Игровая дисфункцияНе может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.Дисфункция саморегуляцииРаздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), периодично повторяющиеся шаблонные действия.Интроцепция (внутренняя регуляция)Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.Исправление расстройств сенсорной интеграции у детей проходит в игровой форме. С целью обогащение опыта детей в области чувств и ощущений. При этом малыши должны сами направлять свои действия, а взрослый должен только помогать, подсказывать путь, организовывать подготовку к упражнению.Дети с расстройствами сенсорной интеграции в процессе терапевтических занятий получают новые тактильные, вестибулярные, аудиальные ощущения. Опыт должен быть обширным, ребенку нужно понять и запомнить, как организм отреагировал на игру, ощущения, проанализировать процесс.Виды сенсорных нарушений, их причины и способы преодоления этих проблем.Идеи для вестибулярной системыПри низкой сенсорной чувствительности.- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – ходьба по узкой возвышенности, батуты, качели, карусель или кресла-крутящиеся, катание на лошадях - иппотерапия.При высокой сенсорной чувствительности.- поэтапное выполнение, какого либо действия, разделяйте деятельность на части, используйте картинки-подсказки или предметы для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.Идеи для проприоцептивной системыПри низкой сенсорной чувствительности.- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще.- обозначайте границы передвижения с помощью стрелочек мелом, скотчем на полу.- прививайте правило «вытянутой руки». Чтобы научить, не наталкиваться, а ощупывать пространство.- Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, укутывание в простынь, одеяло, утяжеленные одеяла.При высокой сенсорной чувствительности.Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.Идеи для развития органов восприятия внешних стимуловИдеи для обонятельной системыПри низкой сенсорной чувствительности.- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов-ароматерапия.При высокой сенсорной чувствительности.- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностейИдеи для зрительной системыПри низкой сенсорной чувствительности.- увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.- сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами, карточками, игрушками.При высокой сенсорной чувствительности.- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы- солнцезащитные очки- создайте огороженное рабочее место в комнате: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам- используйте непроницаемые шторыИдеи для слуховой системыПри низкой сенсорной чувствительности.Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.При высокой сенсорной чувствительности.- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки- готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место- беруши- аудиоплеер- создание огороженного рабочего местаИдеи для тактильной системыПри низкой сенсорной чувствительности.- тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.При высокой сенсорной чувствительности.- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими- постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами - приготовьте для этого коробку с материалами- учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).- Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту - постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.- Жуёт все подряд, включая одежду и предметы - возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений - соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).- Отказывается носить определённую одежду - не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов - удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.- Трудности с засыпанием - возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых - используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.- Не может сосредоточиться в группе - возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) - отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.- Неуклюж, не может правильно обогнуть предмет, человека - это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.Исходя из этих данных, перед нами стоят следующие задачи, которые решаются в процессе занятий по сенсорной интеграции: определить условия, наиболее благоприятные для сенсомоторного развития ребенка;систематизировать коррекционную работу по зрительно-двигательной и моторной координации;осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики; совершенствовать работу по коррекции изобразительных навыков.Для реализации задач созданы условия: в группе: расширенные сенсомоторные центры с различными дидактическими и игровыми пособиями (пособия-вкладыши, пазлы – цвет, форма. величина). в центры самостоятельной деятельности поместили задания для совершенствования точности графических и моторных навыков («Пройди по дорожке», «Попади в цель», «Угадай, кто (что) это», «Лабиринты» и др.)в спортивном уголке мягкие модули основных цветов; красные, синие, зеленые, желтые, для совершенствования общей моторики создано двигательно-игровое пространство (с помощью мягких модулей, что важно для детей с нарушением зрения т.к. пространственная ориентация не соответствует норме, а интерес к организованной двигательной деятельности понижен)Для лечения дисфункции сенсорной интеграции используется оборудование, способствующее решению когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических проблем. На занятиях обязательно используются тренажеры:Гамаки, качалки в виде бревна, платформ: необходимы для нормализации работы проприоцептивной, вестибулярной систем.Сухой бассейн, душ: развивают тактильные ощущения.Сенсорная дорожка для ходьбы: неоднородная опора развивает координацию, тактильные чувства. Сделать такие дорожки просто самим дома.Трубки с пузырями: тренируют зрение, внимание, концентрацию.Зеркало: развитие моторики, зрительного восприятия.Каскад: активизация внимания, развитие аналитических свойствЕмкости с песком, фасолью, крупами, любыми безопасными для рук и ног материалами: необходимы для расширения тактильного опыта.Бизиборды: развивают воображение, моторику.Утяжеленные пледы, одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта. Укрытый пледом ребенок чувствует себя защищенным, быстрее засыпает, крепче спит.Проводить занятия по развитию сенсорной интеграции без оборудования малоэффективно. В процессе занятия дети получают практический опыт взаимодействия с различными раздражителями, учатся анализировать происходящее, выстраивают систему правильной реакции на внешний мир.Виды сенсорных игр:Чтобы ребенок сосредоточился на выполнении упражнения, можно на него положить утяжеленный шарф, способствует снижению психологического напряжения ребёнка. Развивает осознание границ своего тела, дает чувство опоры ощущения что его кто-то держит, это придает ребенку уверенность. - Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга)- Игры с водой, мыльными пузырями, льдом. - Игры с крупами, мукой, специями, чаем, солью. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос соль, манку, или муку, или кофе и рисуем. - Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани. - Игры с движением: залезаем на стол, стул, диван и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.- Игры на развитие вестибулярного аппарата и слаженности движений. - Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом. - Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.- Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т. д. Малыш познаёт этот мир с помощью движения. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения руками и пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление.При выполнении определённых физических действий, и образуются нейронные связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения.9 нейропсихологических игр.1. МячИгры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т. д. Любят дети заниматься с вязаными шариками наполненными кедровыми орешками, слушать как они шуршат, вдыхать лесной запах. 2. Полоса препятствийЧем сложнее, тем лучше. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т. д. 4. Пальчиковая гимнастикаДля детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т. д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами.5. Су-ДжокЭто колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.6. Дыхательная гимнастикаСильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.Что делать:• пускать мыльные пузыри;• дуть через соломинку;• надувать живот;• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;• задувать свечки;• сдувать ватку со стола;• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т. д.7. ТоннельСмастерите тоннель из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип – заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем, опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами.8. Межполушарное рисованиеЕсли полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией. Межполушарное рисование позволяет улучшить связи в коре головного мозга. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. 9. Кинезиологические упражненияОни бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.Упражнение «Прятки»Положить на стол (колени) ладони. «Показать» - ладони направлены вверх, «Спрятать» - ладони развернуть вниз. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения. Упражнение «Верх - низ»Левой рукой показывать открытую ладонь направленную вверх, правой – ладонь повернуть к себе направленную вниз. Большие пальцы обеих рук соприкасаются друг с другом. Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.Упражнение «Зайчик-попугайчик»Левой рукой показать указательный и средний пальчики, остальные сжаты в кулак (зайчик), правой – соединить указательный и большой пальчики в кольцо, остальные пальчики выпрямлены(попугайчик). Одновременно поменять руки: правой сделать зайчика, левой - попугайчика. Повторить несколько раз.Таким образом, предметно-развивающая среда помогает реализовывать поставленные задачи, решение которых предполагает комплексный подход, в котором принимают участие:  Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, мы сможем помочь детям преодолеть трудности в освоении представлений об окружающей действительности.Все это в процессе социализации позволяет детям успешнее осваивать различные виды деятельности.Анализ полученных диагностических данных показал, что в течение комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми прослеживается положительная динамика развития у них познавательных процессов и речи (60%). У многих детей улучшается развитие мелкой моторики рук. Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. Могут из группы объектов выделить предметы по одному признаку (например, выделить все круглые, даже предметы разной фактуры, величины, цвета). У детей формируются ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность. Также сформировано умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. Замечено, у детей, прошедшие реабилитационный курс, произошли следующие изменения:Улучшились когнитивные функцииПовысилась сообразительностьСнизилась импульсивностьУлучшилась координацияПовысилась концентрация вниманияУвеличился объем памяти

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X