Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55724

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Емельянова Надежда Павловна

Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

скачать документ

Вернуться назад

Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учрежденияЕмельянова Надежда ПавловнаМуниципальное образовательное учреждение «Кыштымская начальная школа-детский сад № 14 «Аленушка» (МОУ «КНШ – Д\С № 14») г. КыштымДолжность педагог-психологВ статьях Закона РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка и в других концептуальных документах приоритетное внимание уделяется проблеме получения полноценного качественного образования детьми независимо от состояния их здоровья и привлечения семьи к участию в их образовании. В связи с этим современное образование выдвигает повышенные требования к подготовке родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместная работа педагогов ОУ и родителей таит в себе богатый потенциал повышения эффективности образования таких детей. Наиболее актуальна эта проблема для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени уже дошкольного образования. В отечественной педагогической науке данная проблема рассматривалась в трудах H.H. Авдеевой, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стребелевой, Л.М. Щипицыной и др., которые выделяют в качестве ведущего условия для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обязательное привлечение семьи к образовательному процессу. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Опыт работы нашего детского сада показал необходимость педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями (нарушение зрения). Главной целью нашей работы является индивидуальный подход, как к ребенку, так и к каждой семье. Максимально возможного уровня развития ребенка стараемся достигнуть только при соблюдении ряда условий совместно с семьёй. К ним относятся:- раннее начало коррекционной работы (с раннего возраста)- благоприятная семейная обстановка,- взаимодействие специалистов детского сада с семьей,- медицинское сопровождение. Наша работа с «особыми» детьми (нарушение зрения) и их родителями построена на принципах:1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, ориентируемся также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.Свою работу психолог строит в двух направлениях: 1) по организации работы с детьми ОВЗ; 2) по организации работы с родителями детей с ОВЗ. Оба направления идут параллельно друг другу в течение учебного года. Первое направление:Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна.Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются –своеобразной проекцией личности. Информирование родителей о психофизиологических особенностях ребенка, особенностях воспитания. 2. Обучение эффективным способам общения с ребенком (осуществляется путем проведения детско-родительских игр, совместных коррекционных занятий с детьми).Второе направление включает в себя:  1. Сбор информации о семье, ее запросах, готовности к сотрудничеству (анкетирование, беседы, наблюдение и т.д.). 2. Очень ценны индивидуальные формы работы с родителями, т.к. только они приближают заинтересованные лица к решению различных вопросов, только они раскрывают проблему наиболее глубоко, а значит, и оказывают эффект. Это личная беседа, консультация.3. Групповая форма работы с родителями отражается в таких мероприятиях как: Собрания в мини группах, когда на встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. Информационно-практические занятия – позволяют повысить активность родителей и мобилизуют их заинтересованность в сотрудничестве.  Родительские клубы, семейные гостиные – обучение осуществляется путем проведения детско-родительских игр, совместных коррекционных занятий с детьми. «Душевный разговор» - организация общения родителей, дети которых имеют общие особенности (дети-левши, с ЗПР, агрессивные дети, дети с проблемами в общении и др.). Подобная форма проходит в виде тренинга, где наряду с получением теоретических знаний, родители отрабатывают навыки конструктивного общения с подобными детьми. Совместные занятия детей и родителей. Позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе сотрудничества с ним (например, занятия по подготовке детей к школе, на которых родители не только присутствуют, но и под руководством педагога-психолога выполняют предложенные задания); Круглые столы, родительские конференции с демонстрацией видеоматериалов, где наглядно представлены способы эффективного взаимодействия родителя с ребенком. Мастер-классы. Использование интернет-сайт ОУ коммуникации в комплексном сопровождении даёт возможность психологу более эффективно осуществлять поддержку ребенка  с особыми образовательными потребностями и его  семьи. Эффективность работы с родителями детей с ОВЗ подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве со специалистами ДОУ, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, вместе находить приемлемые пути решения.    Список литературы:1. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. Спб.: Речь 2. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психологичсекая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года). – Спб.: Речь 3. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь 4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X