Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54973

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Одинцова Вера Александровна

Из опыта работы по теме: «Формирование культуры речевого общения у детей»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п. БереговойКаслинского муниципального района(МДОУ «Детский сад «Сказка»» п. Береговой)Из опыта работы по теме:«Формирование культуры речевого общения у детей»Воспитатель Одинцова Вера Александровна.«Ясность – главное достоинство речи»Аристотель.Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнение целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.Без общения не может сформироваться психика ребенка. В процессе общения он познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений взрослых, своих сверстников. Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении с взрослыми и с детьми. Теоретики и практики дошкольного воспитания отмечают, что современные дети не умеют общаться, что им трудно договориться друг с другом. Трудности, которые испытывает ребенок в общении, особенно при организации совместной деятельности, сказываются на его нравственном и интеллектуальном развитии. Опыт общения и совместная деятельность - это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития и успешная социализация в обществе.Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь. Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения, определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит - владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов. Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к людям.Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.Успех воспитания культуры речевого общения зависит от ряда факторов: окружающей речевой среды, особенностей обучения, условий воспитания в дошкольном учреждении и семье. Необходимым условием формирования культуры речевого общения является взаимодействие с семьей, направленное на выработку единых требований к ребенку с учетом его индивидуальности и уровня речевого развития.Развитие речевого общения у дошкольников осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической (как необходимого условия становления культуры речи в целом). Процесс воспитания культуры речевого общения предполагает ознакомление с нормами общения, обучение правилам речевого этикета, развитие умения выбрать правильное поведение, использование дифференцированного отбора языковых средств, в зависимости от участников и ситуации общения.Изучив литературу по данному вопросу и программу «От рождения до школы» под ред. М.А.Веракса, Т.С.Комаровой, В.В. Гербовой мы поставили себе цель: поиск актуальных и эффективных приёмов и методов для развития речевого общения детей дошкольного возраста.Начав свою работу по данной теме, мы провели речевое обследование детей группы с целью анализа и разработки перспектив развития каждого ребёнка. В обследовании принимали участие 16 детей, получили следующие результаты:критерииНачало учебного годаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньУмеет составлять рассказы (по определённой теме, из личного опыта, по предложенному плану)18,75%37,5%43,75%Пересказывать небольшие произведения37,5%37,5%25%Умеет вести ролевой диалог31,25%56,25%12,5%Согласовывать слова в предложении56,25%12,5%31,25%Пользуется прямой и косвенной речью43,75%31,25%25%Это обследование позволило определить сильные и слабые стороны развития дошкольников, их исходный уровень речевого развития и спланировать свою педагогическую деятельность.Следующая составляющая нашей деятельности – создание педагогических условий для развития речевого общения детей, которое включает в себя следующие компоненты:Субъект – субъективное взаимодействие (доброжелательность, тёплые эмоции, уважение личности ребёнка – необходимые условия для эффективной работы с ребёнком)Вариативность (разнообразие форм речевого взаимодействия, материалов, игр, пособий)Речевая активность самого педагога является важным методическим моментом. Диалог в речевом развитии, словотворчество как продукт детской деятельности. Поэтому мы стали ежедневно читать детские произведения, стихи и сказки с последующим обсуждением. Развивающую среду пополнили разнообразными видами театров, подобрали необходимую познавательную литературу, иллюстрации, картины, дидактические игры, собрали аудиотеку, составили картотеку чистоговорок, скороговорок. Подобрали картотеку мнемотаблиц, с помощью которых дети учатся составлять рассказы – описания. Систематическая речевая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову. В общении с детьми широко используем лексическое богатство родного языка. Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Организация коммуникативной деятельности детей такая, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя в какой-то роли. Пример тому наши утренники, на которых дети не стесняются проявить себя в любой роли.Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, работаем по разработанному перспективному плану «Развитие речевого общения дошкольников», где подобрали игры на развитие речевого общения, беседы, рассказы, праздники, и многое другое.Дети нашей группы очень любят беседовать о жизни группы, о детях, о детском саде, что помогает им осмыслить происшедшее, узнать, чем удивили и чем порадовали нас как воспитателей; чувствовать себя значимыми и компетентными. Проводили беседы на такие темы как: « Кто такой друг», «Что значит быть вежливым», «Машины, которые облегчают труд людей» и другие.Активизировать речь нам помогает создание проблемных ситуаций. Это может быть помощь игрушкам, сказочным героям, с которыми обязательно что-то случается. Дети сопереживают, сочувствуют и сразу же стараются помочь, здесь проявляется их словесное творчество.Приучаем детей слушать собеседника, учитываю разный речевой уровень детей. Применяем игровые приёмы обучения и индивидуальное общение. При этом похвала, поощрение – очень помогает развивать речевую активность.Чтобы ребёнок чувствовал себя самостоятельно, совершал что-то приятное, полезное, использую такие мотивы, как «научи меня, пожалуйста…» - этот мотив побуждает детей рассказывать о том, что они делали, и как это замечательно получилось. «Где вы были? Что видели? Откуда эта вещь?» - наши дети любят делиться впечатлениями от увиденного или пережитого ими события.Повседневно организуются сюжетно – ролевые игры, в которых одной из задач ставится развитие ролевого взаимодействия и ролевого диалога. Например: создавая проблемную ситуацию, мы побуждаем детей на рассуждение. Выяснив причины, побудившие ребёнка пойти в магазин, дети с удовольствием вступают в ролевое взаимодействие, выполняет игровые действия, ведут ролевой диалог. Таким образом, косвенные приёмы эффективнее способствуют проявлению речевой активности детей.Следующее средство развития речевого общения – игры парами. Используем дидактические игры парами с лингвистическим содержанием, в которых:- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные на коллективных занятиях (активизация словарной работы, грамматический строй языка, звуковая культура речи)-дети учатся ориентироваться на партнёра – сверстника, его практические и речевые уменияДети учатся правилам общения в играх: соблюдать очерёдность игроков и культуру речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».Парное взаимодействие организуется и в разных видах детской деятельности:ФЭМП – игровые задания такие как: «Раздели кубики поровну», «Выложи ритм», «Кто с кем рядом», «Танграм».Конструирование – создание общей постройки, ролевое обыгрывание её.В самостоятельной изобразительной деятельности – дети могут вместе раскрашивать картинки, рисовать, лепить.Наряду с играми и упражнениями, в которых дети учатся общению, предусматриваем специальные задания творческого характера: дай имя игрушечному котёнку, сказочному герою, название улице, домику и другое.Любая совместная, продуктивная деятельность детей даёт возможность формировать положительное отношение к сверстникам по играм, непринуждённое общение способствует развитию диалогической речи.Также ведется работа с родителями: родительское собрание «Развитие речи дошкольников», консультации «Если ребёнок плохо говорит», «Речевой этикет», папки-передвижки «Развитие связной речи дошкольников и сказкотерапия», «Учимся говорить правильно»; давались домашние задания: «Составь описательный рассказ о своем домашнем питомце», сочинение сказок, разучивание стихов и т.д.Заключительное диагностическое обследование выявило следующие результаты:критерииКонец учебного годаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньУмеет составлять рассказы (по определённой теме, из личного опыта, по предложенному плану)50%31,25%18,75%Пересказывать небольшие произведения56,25%31,25%12,5%Умеет вести ролевой диалог50%37,5%12,5%Согласовывать слова в предложении68,75%12,5%18,75%Пользуется прямой и косвенной речью56,25%31,25%12,5%Конечно, работа по данной теме должна продолжаться на протяжении всего детства и юношества: в семье, в детском саду, в школе, и в ВУЗе. Нам же ежедневно необходимо подчеркивать, что на свете есть немало волшебных слов, и они очень помогают всем людям, затем предлагать детям внимательно послушать дома, на улице, какие еще добрые, волшебные слова говорят люди друг другу, обязательно запомнить их и сказать другим детям в детском саду.Для закрепления стремления быть вежливым, доброжелательным нужно чаще читать сказки и другие произведения, в которых добро побеждает зло, а герои помогают окружающим; вместе смотреть телевизионные программы и обсуждать их. Не надо бояться, что дети маленькие - они по - своему правильно и критично воспринимают увиденное и услышанное, делают выводы, а мы с Вами должны помочь им не ошибиться и пойти по правильному пути.Список литературы:Программа «От рождения до школы» под ред. М.А.Веракса, Т.С.Комаровой, В.В. ГербовойБезгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Пособие для воспитателей М.: Мозаика-Синтез2005Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. М.: Мозаика-Синтез 2004Интернет ресурсы.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X