Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55518

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Замятина Юлия Борисовна

Учет индивидуально-психологических особенностей учащих способ повышения качества обучения (из опыта работы)

скачать документ

Вернуться назад

Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся с ОВЗ как способ повышения качества обучения (из опыта работы)Современное обучение предусматривает максимально полное усвоение информации, умение удерживать её на внутреннем контроле, понимать, интерпретировать, использовать в будущем. К сожалению, дети с ОВЗ часто не могут осознанно воспринимать материал, теряются в потоке информации, не умеют устанавливать причинно-следственные связи, что, в конечном счете, сказывается на качестве обучения. Почему так происходит? На наш взгляд, современное обучение ориентировано на высокую активность левого и правого полушарий мозга и на полимодальность восприятия ученика (синтез аудиального, визуального и кинестетического восприятия). Но дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды владеют обычно каким-то одним каналом восприятия, к тому он часто бывает ослаблен или нуждается в корректировке. Иногда, опять же в силу заболевания, возникает необходимость замены одного канала восприятия другим. Именно это приводит к осознанию, что современный подход к процессу обучения требует от учителя не только профессиональных качеств, но и умения разбираться в психологических особенностях ребёнка, без учета которых образовательный процесс не будет успешен. Это утверждал и М. М. Поташник, говоря следующее: «Чем больше характеристик личности ученика использует учитель, тем лучше, глубже он познаёт возможности восприятия ребёнком учебного материала». Как известно, с рождения у детей развит только один канал восприятия. Но по мере взросления модальность восприятия меняется, дети начинают пользоваться и другими сенсорными системами. Как утверждают психологи, можно не только развить природную модальность восприятия ребёнка, но и добиться целого репрезентативного восприятия, т. е. научить пользоваться всеми каналами восприятия: слуховым, зрительным и чувственным.Практический опыт позволяет нам утверждать, что дети с преобладающим визуальным каналом восприятия больше читают и, следовательно, имеют больше представления о характере и структуре языка. Они лучше воспринимают новый материал, написанный в книге, на доске. Восприятие визуалом учебного материала становится продуктивнее, если он видит одновременно с объяснением учителя таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации, фотографии или учебные фильмы. Он быстрее и качественнее запоминает то, что видел. Поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, именно про него. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, лучше пишут диктанты, выполняют тесты, требующие вставить пропущенные буквы или знаки препинания. Они лучше овладевают правилами и, соответственно, допускают меньше орфографических и пунктуационных ошибок. Отличительной чертой визуала является устойчивость произвольного внимания, неотвлекаемость на внешние шумовые раздражители. У таких детей очень хорошо развито образное мышление. Они легче запоминают и работают с понятиями, сохраняют образ в памяти. Для визуалов очень важно наличие наглядного материала, причём эстетика оформления играет немалую роль. Аудиалы легче воспринимают информацию на слух, с охотой слушают лекции, соответственно, они лучше пишут изложения, с большим удовольствием слушают аудиозаписи. Новый материал желательно рассказывать не монотонным, а выразительным голосом, интонацией выделяя важные моменты. Аудиал легко отвлекается на посторонние звуки. На уроке для таких учащихся нужно звуковое сопровождение, диалог. Для запоминания им надо произнести новый материал вслух, обсудить. Не стоит запрещать им проговаривать свои действия, они часто этим пользуются при выполнении особенно сложных заданий. Печатный материал аудиалы воспринимают хуже. Для таких учащихся учитель может, например, подготовить аудиозапись или сопроводить видеоряд звуком.У кинестетика главный инструмент восприятия – движение, действие. Чтобы понять новое, им надо повторить действие руками. Если это устная информация, то для запоминания кинестетику надо записать её. Таким учащимся можно предложить составить конспект, кластер, выписать новые определения, оформить материал в «облаке мыслей», интеллект-карте и т. п.При подготовке к уроку учитель может предлагать задания в различной форме для учащихся с разными типами восприятия. Для этого не стоит аудиалу каждый раз записывать аудиофайлы, а визуалу воспроизводить видео. Обычно в классе обучаются ученики со всеми типами восприятия, а у учителя нет возможности один и тот же материал объяснять несколько раз по-разному. Но современный педагог, владеющий технологиями обучения, может и должен комбинировать всевозможные формы представления информации, основываясь на преобладающем способе восприятия. При постановке формулирования учебных задач и организации практической деятельности на уроке должен быть учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Например, в формулировке заданий могут быть использованы глаголы, которые будут «ближе» ученику. Русский язык позволяет одну и ту же мысль представить разными словами. Например, ученики должны понять смысл теоретической части видеоурока. В этом случае визуалу учитель можно дать задание «увидеть главное», аудиалу – «услышать основное», кинестетику- «уловить суть». При этом при подборе индивидуальных заданий надо учесть особенности всех: наполнить их анимационными эффектами (движение и звук), кнопками или ссылками перехода между отдельными частями, чёткой структурой представления информации. Таким образом, если учитель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика (с точки зрения способа восприятия информации), то будет достигнута цель конкретного урока, а учащийся будет учиться воспринимать информацию разными способами. А это, в свою очередь, послужит залогом успешности каждого ребёнка при обучении.Знание особенностей модального восприятия – это лишь часть психологических характеристик человека. Современному учителю также нужно знать, что каждый ребёнок имеет своё индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые определяют успешность или неуспешность системы обучения. Все дети также отличаются полушарной ассиметрией мозга: левополушарные, которых отличает логическое, вербальное мышление, и правополушарные, которые ориентированы в первую очередь на эмоциональные процессы.Левое полушарие известно как доминантное и имеет дело с языком, последовательно организуя, анализируя, то есть раскладывая на составные части оперативную информацию об окружающем мире. Правое полушарие, известное как субдоминантное, обрабатывает информацию более обобщённым (цельным) или интуитивным способом. «Правый ум» отвечает за цветовую чувствительность, музыкальный слух, артистизм, эмоции, его связывают с подсознанием. А «левый ум» обеспечивает чёткость, логичность, последовательность, оно связано с конкретным, осознаваемым. К сожалению, сегодня система обучения ориентирована, прежде всего, на левополушарных детей, которые принимают информацию пошагово, порционно, от частного к общему, логично, последовательно. Такие дети школе более успешны, чем интуитивные хаотичные, эмоциональные правополушарные дети, которые не хотят и не могут работать пошагово и порционно, потому что им гораздо важнее понять и принять целое - большую единицу, затем разукрупняя её и проводя аналогии. Более того, насильственное, некорректное вмешательство в целый и интуитивный мир правополушарного ученика может привести к нарушению хрупкой структуры интуитивного познания мира: потенциально гениальный ребёнок «усредняется» и действует, как требуют, а это означает поступать как все. Естественно, человек наиболее успешен, когда в работу включаются право- и левополушарные методы работы. Но им необходимо обучить, прежде чем их применять. Существует много различных российских и зарубежных исследований, которые убеждают, что у одарённых людей творческий процесс предполагает особое взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга, им известно, что непродуктивная умственная деятельность объясняется не отсутствием к ней способностей, а неумением их использовать. Чаще всего 2/3 класса в обычных школах – это дети, у которых достаточно развиты и визуальные, и аудиальные, и кинестетические способности. Остальные учащиеся – это дети, отдающие предпочтение одной модальности. В нашей школе наоборот: преобладает количество детей, у которых развита одна модальность. Поэтому для детей с ОВЗ любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую модальность, а затем под руководством учителя осознанно преобразоваться через другие каналы восприятия. Для этого учителю необходимо выработать правильную стратегию подхода к обучению. Обучая детей с особыми образовательными возможностями и детей-инвалидов, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно (полимодально). Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, полимодальное обучение развивает другие сенсорные каналы. Следовательно, задача учителя, учитывая нейропсихологические характеристики учащихся, дифференцировать свои дидактические воздействия, ориентируясь на основной канал восприятия, но при этом развивая другие. В данной таблице мы представляем методические рекомендации преподавания предмета с учетом положительных и отрицательных индивидуально-психологических особенностей детей.Индивидуально-психологические особенности детейПоложительныеОтрицательныеРекомендацииПравополушарныеАудиалы Хорошо представляют обобщенные образы; прекрасно реагируют на музыку, интонацию, настроение.Не учитывают детали при произведении образа.Речь отстает от восприятия.Речь учителя должна быть образна, выразительна. Необходимо больше обрабатывать детали для выработки полного восприятия. Давать ученику возможность высказаться на уроке. Использовать метод беседы с опорой на правило. В процессе обучения составлять план-конспект урока, с помощью ключевых слов восстанавливать полученную информацию.Визуалы Хорошо развито целостное восприятие, образное мышлениеМогут уйти в себя, упустить детали, а иногда и образ в целом. Информацию воспринимают неполно, т.к. слуховое восприятие осуществляется только через визуальные образы.Для ускоренного обучения им нужны наглядные пособия, яркие картинки, или подробный рассказ, насыщенный образными представлениями и эмоциями. На уроке рекомендуется использовать формы дискуссий, деловой игры, мозгового штурма. Предлагать письменные упражнения на применение знаний с использованием таблиц, опорных схем, слайдов.Кинестеты Действуют от общего к частному, хорошо представляет себе поставленную цель, любят работать по принципу преодоления трудностей.Исполнительны, внимательны, трудолюбивы.Часто интуиция преобладает над мышлением. Не могут мыслить логично и последовательно. Предпочитают одновременно удерживать разнородную информацию, что часто может привести к потере второстепенных деталей.Педагогические приемы должны быть разнообразны и быстро сменяющиеся. Нужно создавать игровые и ситуативные моменты на уроке. Организовать работу по плану с составлением собственных опорных схем и т.д. Практическая работа на применение знаний, правил с использованием иллюстративного материала. ЛевополушарныеАудиалыПрекрасно воспринимают устную информацию. Любят обсуждение и высказывание собственных мыслей.Очень восприимчивы к посторонним звукам при обучении.Обязательное сопровождение лекционного урока собственным планированием или записью ключевых слов. Использовать объяснительно-иллюстративные виды работы на уроке.ВизуалыАккуратны, организованны. Любят оперировать правилами, ссылками на текст. В речи преобладает четкость, логичность.Не любят составлять конспекты, писать большие упражнения.Подача информации с опорой на текст, на наглядные пособия. Работа на уроке обязательно должна предусматривать логическое завершение всех видов работ с опорой на сравнительный анализ, составление выводов, умозаключений. Упражнения на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов.Кинестеты Подвижны, мечтательны. Любят совместную работу.Во время получения информации любят заниматься ничего не значащими посторонними делами. Легко выполняют только то, что требуют, не более. Логическое мышление часто строится через образное. Организовать продуктивную деятельность. На уроке использовать ролевые игры.Рассмотрим стратегию учителя на уроке развития речи по теме «Мир чужими глазами», построенного с учетом каналов восприятия учащихся. Цель урока: создать полимодальный текст, задействовав все репрезентативные системы: вижу, слышу, чувствую. На этапе мотивации можно использовать упражнение для гармонизации правого и левого полушарий головного мозга, например «Синхронные хлопки». Для актуализации знаний предлагается учащимся описать ощущения, которые они испытали по дороге из дома в школу, используя начало предложений: «Я видел…»; «Я слышал…»; «Я ощутил…». На этапе объяснения новой темы предполагается прослушивание музыкальной композиции «Октябрь. Осенняя песня» П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времен года», описание картины И. Левитана «Золотая осень» и анализ отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» - «Унылая пора! Очей очарованье!» Интересным является и метод вживания, когда посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Например, представьте себя журчащим ручейком или падающим листочком, теплым ветерком или колючим ветром, разноцветной березой или вечнозеленой сосной и напишите сочинение-миниатюру или нарисуйте картину «Осенний лес». Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Такие формы и методы работы позволяют развивать у ученика и логику, воображение, и интуицию.Итак, мы можем сказать, что учитель, работающий с детьми с особыми образовательными потребностями, в своей педагогической деятельности должен руководствоваться факторами развития каждого ребенка, учитывая тип функциональной асимметрии полушарий и уровень развития каналов восприятия для того, чтобы создавать ситуацию успеха для каждого.ЛитератураБелянин В. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам. М.; «Психология», 2004.Богоявленский Д.К.. Психология усвоения знаний в школе. М.; АПН, 1987 Горбова Е.С. Понимать детей – дело интересное. М.; «Психология и реабилитация», 1997 .Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологическом общении. М.; 2001 .Крайк К., Бокум Д. Психология развития. М.; 2001. Нистратова О.Ю. Использование НЛП и упражнений, совершенствующих интеллектуальный уровень учащихся на уроках русского языка. - М.; «Психология», 2000.Яковлева Н.Б. Учет особенностей восприятия информации в процессе обучения математике. – СПб; 1999.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.; 2001.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X