Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55547

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Романов Евгений Леонидович

Методическая разработка на тему "Развитие технических навыков гитариста на начальном этапе обучения"

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка на тему: «Развитие технических навыков гитариста на начальном этапе обучения»В настоящее время существует множество школ игры на гитаре. Это может быть классическая, акустическая или электрогитара. Каждый из этих инструментов имеет свои особенности, свои приёмы исполнения, свои способы звукоизвлечения. Далее речь пойдёт о классической гитаре. Любой начинающий гитарист мечтает быстро научиться играть виртуозные пассажи, овладеть эффектными приёмами исполнения. Но на самом деле это долгий путь, требующий упорства и трудолюбия. И здесь основное правило, это постепенный переход от простого к более сложному. .Техническое  развитие обучающегося начинается с самых первых занятий, начиная с правильной посадки, постановки игрового аппарата и воспитания двигательной культуры.Аппарат не должен быть зажатым и скованным, руки должны быть свободными, естественными. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Технику следует развивать не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (А. Иванов-Крамской, Э. Пухоль, А. Сеговия, и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры.В учебных программах  по классу гитары  предусматриваются технические зачеты, которые  проводятся на протяжении всего курса обучения по два раза в год в I и IV четвертях. Как правило, технический зачет состоит из прослушивания одного этюда и одной гаммы.Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где обучающиеся в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания обучающиеся закрепляют дома самостоятельно. По учебному плану на занятия по специальности отводится по два академических часа в неделю на каждого обучающегося.Время, затрачиваемое обучающимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае, техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.Развитие технических навыков должно включать в себя работу над исполнением, арпеджио, интервалов и аккордов, гамм и технического легато.На каждом уроке желательно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов. А для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу.Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела.Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их:1. Арпеджио.Самое естественное упражнение для правой руки, это арпеджио- разложенный аккорд. Представим, что к пальцам i, m и a c одной стороны и к ладони ближе к запястью с другой стороны прикреплены пружинки. При движении кончиков пальцев внутрь ладони пружинки сжимаются, затем разжимаются и кончики пальцев возвращаются в исходное положение. На начальном этапе лучше использовать арпеджио на открытых струнах из сборника А Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси предложены 22 упражнения на различные виды арпеджио. Ряд упражнений на восходящие и нисходящие арпеджио предлагает в своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль. В вышеупомянутых  сборниках помимо упражнений существует большое количество Этюдов и Прелюдов на данный вид техники:- М. Каркасси . Прелюды (e), (С);- М. Джулиани. Этюд №5, соч.48, «Ручеёк»;2. Интервалы и аккордыИзучение техники игры интервалами и аккордами, рекомендуется вводить на начальном этапе обучения. Ряд упражнений А. Гитмана, М. Каркасси,  П. Агафошина предложен в сборнике «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» А.Гитмана. В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля – это упражнения с №19 - 28 .Этот вид техники широко используется в Андантино, Аллегретто, Прелюдах и Вальсах Ф.Карулли, М.Каркасси.3. Гаммы Далее по мере стабилизации я учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами, начинать удобно с хроматических последовательностей на разных струнах. Гаммы лучше всего играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии, но в аппликатуре стараться не допускать «перекрещивания». Гаммы следует играть в различном ритмическом оформлении (дуолями, триолями, квартолями, пунктирным ритмом).Цель гамм – выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный  слуховой контроль. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки ровной силы. Работа над гаммами играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Упражнения № 33-36 по подготовке пальцев к исполнению гамм, предложены в «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Гаммообразные пассажи широко используются в произведениях как у гитаристов-классиков, так и у современных авторов. 5. Техническое легато. Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато всё же специфический приём. Пальцевые движения при легато более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение - колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.В отношении изучения в младших классах технического легато педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции.Очень подробно разработаны упражнения на разные виды легато в «Школе» Э.Пухоля, №93-98. Этот вид техники встречается в Андантино, Аллегретто, М. Каркасси, Этюде №13 соч.100 М. Джулиани, Этюд (упр. №99) Э. Пухоля.Фундамент техники закладывается в школе. Этюды для развития техники  активизируют пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность. Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если ученик проявляет к нему интерес и любовь.Основная цель формирования технических навыков - обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач. Работа гитариста требует и физического и умственного напряжения, развитию звукового воображения. Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.В помощь педагогу - музыканту разработана программа по предмету «Специальность. Гитара». В ней обозначены технические требования, соответствующие каждому году обучения. Необходимо лишь использовать свой опыт и опыт коллег, подходить к вопросу обучения начинающих музыкантов творчески, находить способы заинтересовать их, а заинтересовав подпитывать этот интерес. Список  литературы:1. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997;2.  Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970;3. Каркасси М. Школа игры на гитаре. М., 1988;       4. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977;

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X