Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55540

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Филиппова Ирина Геннадьевна

Междисциплинарный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в разработке и реализации адаптированной образовательной программы

скачать документ

Вернуться назад

Междисциплинарный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в разработке и реализации адаптированной образовательной программыФилиппова Ирина ГеннадьевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад №1»)Педагог-психологАктуальность междисциплинарного подходаИнклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.Актуальность работы с детьми с ОВЗ обусловлена, во-первых, широким спектром нарушений у детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.Во-вторых, необходимость организации системы работы с детьми с ОВЗ обусловлена и постоянным увеличением численности детей, нуждающихся в создании специальных условий.Отчасти, увеличение количества детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении обусловлено и тем, что чаще всего инициатором направления на ПМПК обучающихся являемся именно мы сами, так как администрация, воспитатели и специалисты стремятся оказать реальную помощь детям с трудностями, а не закрывать глаза на их проблемы.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности в пределах специальных образовательных стандартов, здоровьесбережение, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Сегодня дошкольное образовательное учреждение строит свою работу с учетом главных принципов организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.Принципы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗПервый принцип – это принцип адаптивности образовательного процесса. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Для этого в дошкольном образовательном учреждении при получении заключения ПМПК об установлении ОВЗ прежде всего разрабатываются адаптированные программы (АООП, АОП, СИПР). Второй принцип – индивидуальный подход. Этот принцип перекликается с предыдущим. При планировании системы психолого-педагогического сопровождения всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка и рекомендации, прописанные в заключении ПМПК. Мы в своей работе стремимся оказывать детям действительно индивидуальную помощь. Для этого в адаптированных образовательных программах ежегодно составляем индивидуальный учебный план, в котором прописываем для каждого ребенка объем занятий коррекционно-развивающей области. Количество часов для занятий со специалистами варьируется в зависимости от реальных потребностей ребенка и утверждается на заседании ППк нашего дошкольного образовательного учреждения.Работа с детьми с ОВЗ не будет эффективной без командного взаимодействия специалистов. Именно в целях комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении создан и реально работает ППк, заседания которого проводятся в соответствии с планом работы на год. В состав консилиума входят: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Состав может варьироваться для каждого конкретного случая психолого-педагогического сопровождения ребенка. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся обучающихся и членов их семей, воспитателей и других специалистов образовательного пространства, администрации. Несомненно, сотрудничество с родителями – это обязательное условие для грамотной организации работы с детьми с ОВЗ. Мы в своей деятельности тесно сотрудничаем с родителями: согласуем адаптированные образовательные программы, приглашаем на консилиумы при необходимости, проводим консультативную и просветительскую работу, стремимся услышать каждого родителя и по возможности помочь.Непрерывность сопровождения - еще один принцип, который лежит в основе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Реализуя этот принцип, мы создаем на каждого обучающегося: адаптированные программы, индивидуальные учебные планы, результаты мониторинга, психолого-педагогические характеристики. Эта форма сбора и структурирования информации позволяет сохранять и отслеживать динамику развития конкретного ребенка до окончания сопровождения.Этапы разработки АОПСпециалисты сопровождения в своей деятельности руководствуются рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии и рекомендациями медико-социальной экспертизы, указанными в индивидуальной программе реабилитации, в которых отражаются психофизические особенности обучающегося и основные рекомендации к определению формы обучения; основных направлений коррекционно–развивающей работы с учетом структуры нарушения. С учетом этих рекомендаций воспитатель создаёт адаптированную образовательную программу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Далее разрабатываются коррекционно-развивающие программы каждым специалистом сопровождения. Программа коррекционно-развивающей работы является компонентом адаптированной образовательной программы и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.Когда речь идет об инклюзивном образовании, т.е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одном группе детей с обычным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни группы. Поэтому деятельность специалистов сопровождения направлена в дошкольном образовательном учреждении, в том числе, и на подготовку воспитателей для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, и на формирование социального интереса к этим людям. Разработанный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья мы, понимаем, как систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения, родителей, включённых в образовательный процесс. А индивидуальную коррекционно – образовательную программу развития – как документ, отражающий и закрепляющий эту систему на определенный период.Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается нами в качестве процесса, поэтому имеет цикличную структуру и включает четыре этапа. На первом диагностическом этапе (в период, когда дети только поступили в образовательное учреждение происходит изучение особенностей развития, углубленная оценка психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Здесь каждый педагог (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный работник, воспитатель) исследует уровень психофизического развития, специфику поведения ребенка в разных видах деятельности. И результатом на данном этапе становятся определение каждым специалистом круга проблем, составление заключения и разработка рекомендаций. На втором поисково-вариативном этапе осуществляется выделение целевых ориентиров комплексного сопровождения, разработка тактики сопровождения всеми специалистами, детальное определение всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Происходит совместное обсуждение проблемы между всеми педагогами относительно особенностей индивидуального развития ребенка, определения общего маршрута сопровождения.Каждый специалист в рамках своей компетенции и с учетом проведенного им же обследования предлагает варианты маршрута сопровождения отдельного ребенка. Хотелось бы упомянуть о том, что психолого-педагогическое сопровождение приобретает характер командного междисциплинарного подхода. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других субъектов образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.На третьем, практико-действенном, этапе осуществляется коррекционная работа согласно разработанному маршруту. При необходимости специалисты разрабатывают (корректируют) рекомендации. Ответственный педагог (специалист), который определяется во время проведения консилиума, отслеживает динамику, происходящую у ребенка, и фиксирует в дневнике наблюдений. Кроме этого, ответственный педагог (специалист) следит за соблюдением необходимых ребенку специальных образовательных условий.На последнем в цикле – аналитическом этапе – психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах.Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательной организации, адаптации образовательной организации к новым условиям функционирования.Важно отметить, особенность взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей в условиях инклюзивного обучения в том, что последним отводится центральная роль в принятии решений о том, какая коррекционно-педагогическая помощь необходима ребенку.На консультациях и заседаниях консилиума родители получают конкретные рекомендации по развитию ребенка, привлекаются к участию в составлении индивидуальных коррекционно-образовательных программ для обучающихся и к оценки их результативности. Аргументируется избранная стратегия и тактика, которая может не совпадать с желаемой. Тем самым, совместное обсуждение проблем содействует взаимопониманию, осознанию трудностей и перспектив коррекционно-образовательной работы.Такое построение психолого-педагогического сопровождения позволяет нам целенаправленно и эффективно организовать инклюзивную практику в образовательной организации.Список используемой литературы:Семаго Н. Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика / Н. Я. Семаго// Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 1-9.Тони Бут, Мэл Эйнскоу Показатели инклюзии. Практическое пособие/ под ред. Марка Вогана – перевод И.Аникеев, науч. ред. – Н.Борисова. - М.: РООИ «Перспектива», 2007.Самсонова Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику / Е.В. Самсонова. – Москва, 2011 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. – Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – С. 239.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ, М.: Владос, 2013Ратнер, Ф.Л., Юсупов, А.Ю. - Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Издательство: Владос. Год: 2006. Страниц: 175.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X