Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55540

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Наталья Вячеславовна Свалухина

Программный проект внеклассной работы, отражающий коррекционно-реабилитационную работу

скачать документ

Вернуться назад
II Межрегиональный заочный конкурс
«Лучшая методическая разработка по сопровождению обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
«Вместе мы сможем все!»

Краевое государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение
«Краснокамский политехнический техникум»
(Пермский филиал)



Программный проект внеклассной работы, отражающий коррекционно-реабилитационную работу
«Реализация проектной деятельности при обучении слушателей с ограниченными возможностями здоровья через интеграцию профессий»


Профессии: 09.01.03 - Мастер по обработке цифровой информации
16909 - Портной
16519 - Переплетчик
16675 - Повар
13.01.10 - Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования



Авторы: Свалухина Наталья Вячеславовна.
Бондарева Татьяна Владимировна,
Саранова Елена Ивановна,
Раушкина Вера Ивановна,
Стрелков Сергей Александрович,

Должность авторов: мастера производственного обучения Пермского филиала
КГАПОУ «КПТ»
Контактный телефон: +7 (912) 7897773
Адрес электронной почты: nataliya-gileva@mail.ru







ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Проект – это энергичная, от всего сердца, деятельность»
У. Кильпатрик
«Единственный путь к знанию – это деятельность»
Бернард Шоу

Направление проекта – творческо-прикладное
Идея проекта – руководитель Пермского филиала КГАПОУ «КПТ» Челнокова О.В.
Разработчики проекта – мастера п/о Пермского филиала КГАПОУ «КПТ» БондареваТ.В., Саранова Е.В., Раушкина В.И., Стрелков С.А., Свалухина Н.В.
Куратор проекта–старший мастер производственного обучения Пермского филиала техникума: Федосеева Л. В.,
Исполнители проекта: Слушатели и обучающиеся по профессиям: 16909 - Портной, 16519 - Переплетчик, 16675 - Повар, 13.01.10 - Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 09.01.03 - Мастер по обработке цифровой информации
Сроки разработки и реализации проекта: октябрь 2015 – ноябрь 2016 года
Научно-методическое обоснование проекта
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. В Пермском филиале КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум» с 1995 года ведется обучение лиц с ОВЗ совместно с детьми, не имеющих стойких нарушений здоровья.
Профессиональное образование опирается на ряд законодательных актов Российской Федерации, а именно:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 г №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучении»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 г. № 150-06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» и др.
Интеграция - это объединение нескольких идей, точек зрения, сфер деятельности и т.д. в одно целое. В педагогической науке данное понятие играет особую роль. Педагогическая интеграция – сложное, многоуровневое понятие, включающее различные подходы. Отмечается, что интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результат функционирования которых – формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли свое отражение во многих научных работах (С.М. Арефьева, С.Ю. Бурилова, В.В. Гузеев, В.А. Кленикова, В.М. Панфилова, В.Б. Синников, С.Ю. Страшнюк и др.). Практическая интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения. В первую очередь, это создание интегрированных курсов, интеграции предметов и их составляющих. Предлагая различные пути реализации интеграции в педагогическом процессе, авторы подчеркивают их положительное влияние на процесс обучения и воспитания и выделяют ряд преимуществ: исключение дублирования материала; возможность опираться на уже полученные знания при изучении нового материала; формирование в сознании учащегося целостной картины мира, основ научных знаний и умений, и, как следствие, повышения интереса к учебе. Ученые-педагоги XVII–XIX вв. видели интеграцию в образовании как необходимость, проявившуюся в желании отразить взаимосвязи реального мира в учебном процессе, соединить изучаемые предметы и явления в единую неразрывную цепь, что, в свою очередь, должно было обеспечить гармоничное развитие личности.
Для повышения эффективности профессиональной деятельности в образовательном процессе используются проектная деятельность, которая направлена на формирование и развитие у слушателей коммуникативных навыков, правильного распределения времени, планирования, самоконтроль за своей деятельностью.
В предлагаемый проект довольно легко вписывается интеграция, где можно включить в работу фрагменты разных видов деятельности: пошив текстильных изделий, изготовление изделий из бумаги, изготовление поделок из макаронных изделий, изготовление светового оформления, оформление печатной продукции.
Таким образом, данный проект демонстрирует интеграцию профессиональных умений и навыков разных профессий

Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в необходимости совершенствования системы закрепления знаний, умений и навыков и повышения эффективности профессиональной деятельности в образовательном процессе. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у слушателей и обучающихся коммуникативных навыков, правильного распределения времени, планирования, самоконтроль.
Проект призван содействовать решению следующих проблем:
недостаточно высокий интерес к обучению и уровень знаний
недостаточный уровень сформированности социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель и задачи проекта
Цель проекта: Способствовать формированию устойчивых профессиональных ЗУН слушателей и обучающихся по профессиям.
Задачи проекта:
Вовлечение слушателей и обучающихся техникума в процесс творческо-прикладной деятельности с целью раскрытия и развития потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Разработать систему интеграции в социум через участие в данном проекте для социальной и профессиональной реабилитации.
Создать условия для развития творческих способностей обучающихся, слушателей.
Способствовать развитию навыков коллективной работы.
Этапы реализации проекта:
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные

1. Подготовительный этап (разработка проекта)
Анализ проблемы,изучение и подбор материалов по теме,
Октябрь 2015
Инициативная группа

2. Организационный этап
Коллективное планирование, разработка отдельных модулей проекта (эскизы оформления по каждой профессии)
Октябрь–ноябрь 2015
Инициативная группа, ответственные мастера п/о

3. Основной этап
Практическое выполнение составных частей проекта, интеграция профессий:
оформление готового проекта
Ноябрь 2015 -март 2016
Инициативная группа, руководители в рамках получаемой профессии

4. Заключительный этап
Представление результатов проекта на Краевом фестивале технического творчества и прикладного искусства образовательных учреждений профессионального образования Пермского края «Кладезь мастеров»Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту, рефлексия.
Ноябрь ноябрь 2016
Инициативная группа, руководители в рамках получаемой профессии


Программа проекта

Наименование мероприятия
Сроки
Ответственные

1
Сбор теоретической части проекта
22.10.15 – 22.03.16
Федосеева Л.В.

2.
Подготовка материально-технической базы для реализации проекта
19.10.15- 22.01.16
Зав.по АХЧ, мастера п/о

3.
Проведение классных часов, посвященных этикету, культуре, истории праздников
2-я декада октября
Классные руководители

3.
Изготовление эскизов, макетов изделий (в рамках изучаемых предметов по профессиям с целью овладения видами профессиональной деятельности:
«Переплетчик»- обучающиеся должен иметь практический опыт фальцовки, биговки, скрепления листов требуемого формата, уметь выполнять операции по ручной фальцовки и биговки, а также знать их назначение и виды. Изготовление декоративных элементов из бумаги, картона (меню, вазы, панно, салфетки);
«Портной» - пошив скатертей, салфеток различных форм, чехлов на стулья, подушки, думочки, шторы, декоративные куклы;
«Повар»- изучив историю возникновения правил сервировки стола обучающиеся учатся правильно расставлять посуду и раскладывать столовые приборы в зависимости от времени приема пищи, изготовление столовых приборов из макаронных изделий;
«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»- световое оформление интерьера (светильник, бра, гирлянды);
«Мастер ОЦИ» - обработка информации в программах PowerPoint, Фотошоп – оформление «меню для романтического кафе»)
01.12.15-
08.02.16
Мастера п/о

4.
Включение составных частей в общий объект: «Оформление праздничного стола в стиле «Романтика»
08.02.16-
11.03.16
Мастера п/о

5.
Представление проекта на педагогических чтения в техникуме (демонстрация выполнения объекта)
Январь, 2016

Участники проекта

6.
Доработка проекта
Февраль-сентябрь 2016 г.
Участники проекта

7.
Разработка методического пособия по применению метода проектов при обучении лиц с ОВЗ
Март-ноябрь
2016 г.
Инициативная группа


11. Планируемые результаты проекта
Предполагается, что в результате реализации проекта будет достигнуто:
совершенствование системы закрепления знаний, умений, навыков обучающихся, слушателей с ОВЗ, повышение среднего балла успеваемости;
расширение знаний обучающихся об истории, традициях, культуре сервировки стола и этикета;
расширение опыта организации проектной деятельности в рамках интеграции профессий: переплетчик, портной, повар, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, мастер ОЦИ;
создание методического пособия для преподавателей по использованию метода проектов в практической деятельности через интеграцию профессий.
совершенствование опыта коллективной работы обучающихся и слушателей с разным уровнем базовой подготовки, интеллекта и развития.
Оценка рисков
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
1. Отсутствие активности обучающихся в реализации проекта. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда обучающиеся осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности обучающихся разных профессий запланировано проведение классных часов, экскурсий по теме проекта, а также необходимых консультаций психолога.
2. Взаимодействие всех педагогических работников техникума с целью решения целей и задач Проекта, большая педагогическая нагрузка мастеров и преподавателей. Предусмотрев данный риск на этапе подготовки проекта проведена корректировка плана воспитательной работы с группами, уделено больше внимания таким направлениям деятельности как посещение художественных выставок, экскурсии на производство, вовлечение обучающихся в организацию и проведение классных часов по теме проекта, а также корректировка календарно-тематического планирования часов учебной практики.
3. Трудности финансового обеспечения проекта.
При реализации проекта требовалось много расходных материалов, поэтому на начальном этапе разработки проекта предполагалось использовать в работе «подручный» расходный материал, что приводит к творческому мышлению слушателей и обучающихся. Вопрос финансирования проекта частично реализовать за счет средств техникума.

Практическая значимость
Представленный проект носит инновационный характер, через интеграцию профессий осуществляется совместное обучение (интеграцию) здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость проекта состоит в том, что проект является руководством к действию разработки методического пособия для работы по профессиональному обучению
Эффективность проекта заключается в повышении качества ЗУН: средний балл по учебной практике повысился с 3,8 до 4,5 баллов.

Результат проекта
На данный момент проект успешно реализован. По аналогии проектная деятельность внедряется и для разных профессиональных сфер (интеграция взаимодействия различных профессий)


Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ












·
Защита проекта на педагогических чтениях

«Реализация проектной деятельности при обучении слушателей с ограниченными возможностями здоровья через интеграцию профессий»








Авторы:
Раушкина В.И., мастер п/о, первая квалификационная категория
Бондарева Т.В., мастер п/о
Саранова Е.И., мастер п/о
Свалухина Н.В., мастер п/о
Стрелков С.А., мастер п/о







Пермь 2016
«Реализация проектной деятельности при обучении слушателей с ограниченными возможностями здоровья через интеграцию профессий»

Продукт проекта представлен в результате оформления праздничного стола.
В проекте принимали участие обучающиеся по профессиям: Повар, Портной, Переплетчик, Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, Мастер по обработке цифровой информации.
Еще Бернард Шоу писал: «Единственный путь к знанию – это деятельность»,
«Проект – это энергичная, от всего сердца, деятельность» писал Кильпатрик.
Именно через деятельность у обучающихся формируются профессиональные ЗУН, повышается интерес к обучению.
Наш проект предусматривает совместную деятельность нескольких профессий, что влечет за собой ответственность одной группы перед другой, таким образом, активизируя деятельность каждой из них.
Паспорт проекта представлен на слайде.
Актуальность проекта заключается в необходимости совершенствования системы закрепления знаний, умений и навыков и повышения эффективности профессиональной деятельности в образовательном процессе.
Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у слушателей и обучающихся коммуникативных навыков, правильного распределения времени, планирования, самоконтроль.
Цель проекта: Способствовать формированию устойчивых профессиональных ЗУН (знаний, умений, навыков) слушателей и обучающихся по профессиям.
Перед нами стояло несколько задач, но мы выделили основные:
вовлечение слушателей и обучающихся техникума в процесс творческо-прикладной деятельности с целью раскрытия и развития потенциальных возможностей каждого обучащегося.
разработка системы интеграции в социум через участие в данном проекте для социальной и профессиональной реабилитации.
Любой проект разбивается на этапы.
Таблица 1
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные

Подготовительный этап (разработка проекта)
Анализ проблемы, изучение и подбор материалов по теме.
Октябрь 2015
Инициативная группа

Организационный этап
Коллективное планирование, разработка отдельных модулей проекта (эскизы оформления по каждой профессии)
Октябрь- ноябрь 2015
Инициативная группа, ответственные мастера п/о

Основной этап
Практическое выполнение составных частей проекта, интеграция профессий:
оформление готового проекта
Ноябрь
2015 - март 2016
Инициативная группа, руководители групп в рамках получаемой профессии

Заключительный этап
Представление результатов проекта на Краевом фестивале технического творчества и прикладного искусства образовательных учреждений профессионального образования Пермского края «Кладезь мастеров». Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту, рефлексия.
Ноябрь 2016
Инициативная группа, руководители групп в рамках получаемой профессии


Как видно из таблицы, мы выделили 4 этапа:
подготовительный этап: на данном этапе определили тему, определили профессии, которые будут задействованы в проекте и начали подбирать материал. На подготовительном этапе задумались над идеей проекта, что будет интересно подросткам. Продукт проекта должен быть красив, практичен и интересен, поэтому остановились на оформлении праздничного стола.
организационный этап: включал в себя разработку элементов эскизов, макетов праздничного стола в рамках своей профессии. На этом же этапе были проведены тематические классные часы, беседы, организован просмотр презентаций, документально-публицистических фильмов, посвященных этикету, культуре, истории праздников, а также посещение выставок, экскурсий на предприятия.
На основном этапе остановимся чуть позже.
Заключительным этапом будет являться представление проекта на Краевом фестивале «КЛАДЕЗЬ МАСТЕРОВ».
В ходе выполнения проекта планируем достичь следующих результатов:
1. В проекте обучающиеся закрепляют знания и совершенствуют умения и навыки, что должно привести к повышению успеваемости и мотивации обучения.
2. ребята расширяют знания по культуре оформления праздничного стола, приобретают опыт проектной деятельности коллективной работы обучающихся разных профессий.
3. По итогам реализации проекта запланировано создать методическое пособие.
В любом проекте возможны риски (таблица 2)
Таблица 2
Оценка рисков и пути преодоления

Возможные риски
Решение

Отсутствие активности обучающихся в реализации проекта
проведение классных часов, экскурсий по теме проекта;
привлечение обучающихся и слушателей к подготовке и проведению классных часов по сопутствующим темам и т.д.;
проведение консультаций психолога;

Взаимодействие всех педагогических работников техникума с целью решения целей и задач Проекта, большая педагогическая нагрузка мастеров и преподавателей
корректировка плана воспитательной работы;
индивидуальная работа мастеров п/о с преподавателями-предметниками;

Финансовое обеспечение проекта
использовать в работе «подручный» расходный материал, что приводит к творческому мышлению слушателей и обучающихся;
частично использовать средства техникума; привлечение средств работодателей.

На основном этапе в рамках проекта обучающиеся по профессии 16909 - «Портной» выполняли следующие работы: изготовление чехлов для стульев, шитье скатерти, изготовление салфеток, декоративного панно в виде сердца, куклы «Купидон». Вся композиция подчинена единому стилю РОМАНТИКА и выполнена в бело-красном цвете, на игре контрастов. Это создаст особую атмосферу праздника, уюта, романтического настроения, располагающего на отдых, общение.
Работая над данным проектом, обучающиеся проявили фантазию, творческие способности, инициативу. Они освоили новые способы деятельности коллективной работы.
В проектной деятельности обучение подростков планомерно переходит от простых видов изделий к более сложным по объему и форме выполнения и художественному содержанию.
Совместная деятельность педагога и подроста способствует совместному творчеству, происходит свободное общение в доброжелательной обстановке, где складываются доверительные отношения.
HYPER13 EMBED PowerPoint.Slide.12 HYPER14

Рис.1. Слушатели профессии «Портной»
Профессия 16675 – «Повар»
Исходя из своих профессиональных обязанностей, повар должен обладать такими качествами как: хорошо развитая память, отличная обонятельная и вкусовая чувствительность, развитые творческие способности. Именно на развитие данных способностей был сделан акцент при участии в проекте, где слушатели занимались изготовлением посуды из макаронных изделий, изучали информацию по правилам сервировки стола и способам оформления салфеток. Кроме того работая над проектом в команде они научились сотрудничать между собой, договариваться, отстаивать свое мнение, т.е. развивать коммуникативные навыки и умения. В итоге можно сделать вывод, что слушатели при участии в проекте не только развили свои профессиональные ЗУН, но и прошли некую социально-практическую адаптацию.



Рис.2. Изготовление бокалов из макаронных изделий

Участие обучающихся в проектной деятельности по профессии 13.01.10 - «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» привело к созданию светового оформления праздничного стола на примере декоративного светильника и гирлянды.


Рис.3. Работа над светильником для праздничного стола
Профессия 09.01.03 – «Мастер по обработке цифровой информации»
Повара разработали меню, а обучающиеся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», обработав его с помощью компьютерных программ, представили его в наглядном виде.



Рис.4. Цифровая обработка меню
Готовый буклет был передан переплетчикам на переплет и ламинирование.
Переходя к профессии переплетчик, у многих возникает вопрос: «Чем занимается переплётчик?»
Переплётчик занимается переплётным делом, но в данном проекте обучающиеся познакомились с различными приёмами работы с бумагой и картоном. При изготовлении вазы и сердца в стиле оригами применяются приемы фальцовки, биговки, при оформлении меню использовали технология ламинирования и брошюрования, следовали устным инструкциям, зарисовывали схемы.



Рис.5. Творческая работа переплетчиков

Знания и трудовые навыки, полученные обучающимися в проектной деятельности пригодятся им в дальнейшее жизни, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо организовать занятия так, чтобы ребята смогли проявить свои способности в освоении процессов переплетного дела и создании композиций из бумаги и картона.
Важно поощрять творческие поиски обучающихся оказывать им квалифицированную помощь как советом, так и участием в совместной работе.
Затем соединив составные части проекта воедино, получили оформленный праздничный стол в стиле «Романтика».
Практическая значимость проекта заключается в его инновационном характере, он является руководством к действию для разработки методического пособия, и самое главное, повышает интерес у обучающихся к получаемым профессиям.
Готовый проект представлен на рисунке 6.

HYPER13 EMBED PowerPoint.Slide.12 HYPER14
Список использованных источников

Анистратова А.А., Гришина Н.И. Мир удивительных поделок. –М.: Оникс, 2010. {Электронный ресурс} http://www.labirint.ru/books/193092
Васенков Г.П. Картонажно-переплетное дело. 8-9 и профильные классы образовательных учреждений VIII вида. -В.: Владос, 2011 {Электронный ресурс} http://www.labirint.ru/books/256803
Выгонов В.О. Трехмерное оригами. –М.: МСП, 2004
Купцова О.М. Поделки из макарон. –М.: Рипол-Классик, 2014
Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. -Р/Д: Феникс, 2006.
Рик Бич Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. Рус. 2006.
Труханова А.Т. Основы технологии швейного... Форум RuTracker.orgforum/viewtopic.php
Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства

Приложение 2
Презентация проекта
 Купцова О.М. Поделки из макарон. –М.: Рипол-Классик, 2014
 Рик Бич Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. Рус. 2006.










HYPER13 PAGE \* MERGEFORMAT HYPER145



Root Entry

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X