Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55540

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Иванова Элана Геннадьевна

Дополнительная общеразвивающая программа. Проект: «Мини-музей народной тряпичной куклы» как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры».

скачать документ

Вернуться назад

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 30» городского округа СамараИНН 6312117380 КПП 631201001, реквизиты: р/сч 40701810636013000001, л/с 206030750Отделение Самара г. Самара, БИК 043601001Юр. адрес: Россия, 443091, г. Самара, проспект Карла Маркса, 370Дополнительная общеразвивающая программа. Проект: «Мини-музей народной тряпичной куклы» как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры».Возраст детей: 5-7 лет.Срок реализации: 2 годаАвтор программы: воспитатель Иванова Элана ГеннадьевнаСамара 2021 г.Тип проекта: познавательно-творческийВид проекта: групповойПродолжительность: долгосрочныйВозраст: 5-7 лет Участники: педагоги, дети группы, родители воспитанников.         Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.Проблема.  Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. В настоящее время  рынок игрушек поражает изобилием  интересных,  ярких,  но порой  бесполезных, а иногда и вредных игрушек, с точки зрения воспитания и развития детей. Какую же игрушку выбрать? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам? Работать над этими проблемами необходимо. И одним из возможных путей  решения является изучение народной куклы в игре современных дошкольников.Актуальность.Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой.  Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.       Народная тряпичная кукла – это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста.  Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений.  В игре с народной тряпичной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.Кроме всего прочего, народная тряпичная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.Цель проекта: Создать условия для формирования у детей 4-5 лет интереса к истории и культуры наших предков посредством ознакомления с традиционной тряпичной куклой. Задачи:Познакомить с традициями на Руси, в которых были задействованы лоскутные куклы.Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег, рукодельница, фартук и т.д. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада. Воспитывать патриотические чувства.       Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира.Формировать художественно-эстетическое воспитание.Воспитывать у дошкольников основ толерантности. Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.Привлечь родителей к изготовлению экспонатов для мини-музея.  Аспекты музейной деятельности.      Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Как показывает опыт, что таким объединяющим средством становится музей. Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные пространства помещения, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы.Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.Этапы работы по созданию мини-музея: 1.Подготовительный этап:Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;составление памяток, консультаций, рекомендаций;постановка цели и задач проекта;выявление знаний детей о тряпичной кукле; анкетирование родителей;подбор литературы для работы с детьми;выбор основных мероприятий;подбор наглядного материала;создание дидактических игр;создание эстетической обстановки атмосферы национального быта – русский уголок;создание уголка сказки, ряжений, уголка мастерилки. 2.Основной этап:Оформление мини-музея традиционной тряпичной куклыОформление картотеки экспонатов мини-музея с фотографиями и подробным описанием кукол, их значением в обрядах и культурных традициях русского народа. Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла». Знакомство детей с видами тряпичных кукол, с историей их изготовления. Изготовление кукол. Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта.Чтение художественной литературы, стихов о куклах, потешек, поговорок, загадок.Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с народными куклами.Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла».Слушание произведения П.И. Чайковского «Новая кукла».  Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах. Заключительный этап:Мультимедийная презентация мини-музеяКвест «В гостях у Бабы-Яги»Работа с родителями:Мастер класс «Изготовление куклы «Зайчик на пальчик».  Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей".  Мастер-класс: изготовление «Лошадки на палочке». Консультация: «Народная лоскутная кукла как источник детского художественного творчества».Консультация "История появления кукол на Руси». Предполагаемый результат:Оформлен «Мини-музей традиционной тряпичной куклы".Собран дидактический и методический материал по теме «Традиционная тряпичная кукла».У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.У детей выработан интерес к изучению исторического прошлого русского народа, народных традиций, к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.Тематический планМесяц /соответствующий праздник народного календаря.Название куклыЗадачиСентябрьПраздник урожая. Ее дарили на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания наКукла Крупеничка (Зерновушка). Оберег на сытость и достаток в доме.Показать связь народной куклы с повседневной жизнью людей. Изготовить куклу Крупеничку. Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой. Приобщать детей к истокам национальной культуры, обогащать зрительное впечатление.Мастер-класс для родителей «Лошадка на палочке»Октябрь14 октября – Покров, когда садились за рукоделие, и дарили женщинам в качестве пожелания везде успеть, все успеть.Кукла Десятиручка – кукла рукодельниц.Познакомить детей с народной куклой – Десятиручка, изготовить её. Воспитывать любовь и уважения к народным традициям.НоябрьФилиппов день (27 ноября) На Филиппов день в народе прекращались святочные праздники, люди возвращались за домашнюю работу. Хозяева кололи дрова, мастерили, чинили и приводили в порядок домашние дела. Хозяйки убирали дом, стирали, шили.Кукла Филипповка – шестирукий оберег. Это женская помощница в делах рукоделия и устройства быта.Продолжать знакомство с народной куклой. Расширять знания об обрядовых куклах. Вызвать желание у детей сделать куколку в подарок маме. Воспитывать любовь к родному человеку, трудолюбие.ДекабрьПраздник зимнего солнцестояния, отмечаемый 21 декабря. Солнцеворот – древний символ зимнего солнцестояния, смены года, переход от зимы к лету, возрождение Солнца.Кукла Спиридон – СолнцеворотПродолжать знакомить детей народным календарем; в частности, с днем Спиридона – солнцеворота.ЯнварьРождество. Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Именно Ангелы первыми известили своим явлением пастухов о рождении Иисуса.Рождественский ангел.Познакомить с историей праздника Рождества и с назначением сувенирной игрушки. Воспитывать уважение к русским народным традициям.ЯнварьЯнварские посиделки.Совместное изготовление с воспитанниками куклы «Колокольчик».Научить детей изготавливать тряпичную обрядово – игровую куклу «Колокольчик» Продолжать учить работать с тканью и материалами. Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса.ФевральМасленица – день весеннего равноденствия. Это празднество, посвященное изгнанию зимы и встрече весеннего солнцаОбереговая кукла «Масленица»Познакомить с народными традициями празднования Масленицы, с особенностями изготовления куколки Масленица. Воспитывать уважение к традициям и понимание народных обычаев.  МартЭтот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия – днем, когда наступает Весна, Кукла Веснянка звала, кликала весну. Чаще всего закликали весну 1 (14) марта, на день Авдотьи Весновки. Считали Авдотью хранительницей ключей, которые отмыкают весенние воды.Кукла «Веснянка» - оберег, яркий символ долгожданной весны.Познакомить с назначением куклы «Веснянка». Расширить представления о связи народных обрядов и обычаев с годовым народным календарём.АпрельПасха – Светлое Христово Воскресение – радостный, самый главный православный праздник. Празднуют Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю).Кукла «Пасха» - народная весенняя календарная кукла.Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи, расширять знания детей о роли кукол на празднике.Май1 мая Живин день (Живина ночь) - день жизни, весны, плодородия.Женский оберег - кукла - «Долюшка» («на счастье»)Приобщать детей к народной культуре, через ознакомление с куклой «Долюшка». Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.ИюньТроица. Праздник Троицы связывался, прежде всего, с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время.Кубышка - травница это древний оберег, символ, берегиня крепкого здоровья.Познакомить с культурноисторической ценностью куклы-оберега «кубышки - травницы». Познакомить с обычаями и традициями на Руси посредством обереговой куклы «Кубышка-Травница». Воспитывать уважение к народным традициям, доброе отношение друг к другу.ИюльИван Купала (Иван-колдовник, Ивантравник). День летнего солнцестояния, солнцеворота. Народ благодарил Солнце за жизнь, за светлый день и за самую короткую ночь в году, ведь со следующего утра вечер наступал все раньше и раньше. После этого дня начинались работы в поле по сбору урожая.Обрядовая кукла-Купавка.Дать представление о традиционных летних праздниках Руси через ознакомление куклы Купавки; развивать интерес к прикладному искусству и традиционным народным куклам.Август28 августа Спожники. Это праздник окончания сбора урожая. Заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон.Кукла Жница. Кукла первого снопа, помощница в жатве. Она символизирует, в первую очередь, женское плодородие и изобилие.Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безликая кукла). Воспитывать художественный вкус, живой интерес к народной культуре.Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей». Мастер класс по изготовлению тряпичной куклы.  Используемые источникиДайн Г. и М. Русская тряпичная кукла. – М., 2007.Дыбина О.В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.http://dom.sibmama.ru/index.php?r=81http://www.rukukla.ru/http://igru6ka.ru/kate/russiantoy-26.Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.7.Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт-Петербург, 2008 г.8.Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание.– 2002. – №1. – С. 40-51.9.Л. В. Иванова, Народные обрядовые праздники, М.; 2009г.10.Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -5611.О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.12.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 200

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X