Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55547

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Лебедева Ольга Юрьевна

Внутренняя энергия тела

скачать документ

Вернуться назад
муниципальное ОБЩЕобразовательное учреждение
«средняя школа № 84 центрального района волгограда»

Методическая разработка урока по физике для 8 класса



«Внутренняя энергия тела»





Автор: учитель физики
первой квалификационной категории
СШ №84 Центрального района Волгограда
Лебедева Ольга Юрьевна,
педагогический стаж- 25 лет.
УМК: Перышкин А.В. «Физика.8кл.»,
Лукашик В.И., Иванова Е.В.
«Сборник задач по физике 7-9 классов
для общеобразовательных учреждений»







2022 г.
Содержание


Введение. Методические приемы. .3
Технологическая карта урока.4
Ход урока......6
Приложение 9

Введение

Обучение предмету построено на блочно-модульной технологии.
Урок «Внутренняя энергия тела» является составной частью учебного блока «Тепловые явления» и объединяет всю информацию по внутренней энергии, размещенную
в учебнике в нескольких параграфах, и дополнительный интересный и практический
материал, что позволяет дать учащимся полное представление о данном понятии и его месте в жизни конкретного учащегося.

Методика проведения урока

Урок организован в форме диалога, что дает возможность всем учащимся принять участие в обсуждении и тренирует умение формулировать и выражать свою мысль,
используя речевые нормы и научную терминологию.
Запланирован большой объем интересного материала и вопросов, которые нужно
обсудить, поэтому урок должен проходить в энергичном темпе. Соответственно,
задиктовки и выписки из учебника исключаются, так как на них требуется большое
количество времени. Материал обсуждается устно, сопровождается демонстрацией
небольших видеофрагментов без звука. Учитель при необходимости комментирует видео или задает вопросы.
Самое важное, на что необходимо обратить внимание учащихся, пишется учителем на доске по ходу урока. Но, так как большинство людей являются кинестетиками, то вообще обойтись без конспекта нельзя. Поэтому в конце урока каждый ученик получает конспект (см. приложение), в котором показана логика рассуждений и однозначно задан базовый уровень учебного материала, который в дальнейшем выносится на контроль. Учащиеся или фотографируют конспект, или находят его на сайте учителя. Работа с конспектом
заключается в следующем: дома в спокойной обстановке нужно конспект переписать в рабочую тетрадь, выучить определения, формулы, термины, прочитать указанные
параграфы. Это не просто стандартные действия. Согласно утверждениям психологов, чтобы что-то запомнить, надо повторить информацию не менее 8 раз. Достигаем
запоминания следующими действиями: 1)объяснение учителя, обсуждение; 2) в конце урока закрепление, рефлексия; 3) дома переписываем конспект; 4) учим, выполняем
практические задания; 5) повторяем перед уроком; 6) письменная проверка подготовки;
7) проговариваем правильные ответы; 8) применяем знания на следующих уроках;
9) пишем самостоятельную работу и т.п.
Конспектом могут воспользоваться так же учащиеся, пропустившие урок.
Таким образом, на уроке задействовано аудио и визуальное восприятие, образное
и логическое мышление учащихся, а дома акцент делается на моторную память –
развиваются все УУД.
Чтобы логически и эмоционально продолжить исследование, проведенное на данном
уроке, и вызвать у учащихся необходимость в самостоятельных умозаключениях, в конце урока ставится проблемный вопрос, ответить на который ученики смогут, проведя дома практический эксперимент. В большинстве случаев обучающиеся привлекают
к выполнению задания родителей, что вызывает интерес и полезное взаимодействие
учащегося и его родителей. Качественные задачи, вопросы по функциональной
грамотности (по PISA) позволяют проверить глубину понимания изученного материала.
Таким образом, учащиеся получают дифференцированное домашнее задание.
Отметки на данном уроке не выставляются. Ставка делается на самооценку при рефлексии - догадался, вспомнил, применил, доказал, понял.
Технологическая карта урока «Внутренняя энергия тела»
Цели для ученика
В конце урока: Предметный результат
1.могут описать физическую величину ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ по плану ОФЕУ (определение, формула, единицы измерения, условное обозначение)
2. понимают физический смысл величины
3. знают, какими способами можно изменить внутреннюю энергию
4. понимают смысл понятитя
ТЕПЛОПЕРЕДАЧА
5.знают способы теплопередачи и
в какой среде они могут проходить.

Цели для учителя
Обучающая: Познакомить с понятиями «Теплопередача» и «Внутренняя энергия», научить определять физический смысл, способы изменения, расчёта.
Развивающая: метапредметный
результат
формирование умений устанавливать
причинно-следственные связи между
фактами и причинами, их вызвавшими;
выдвигать гипотезы, проверять их на
соответствие действительности; добывать недостающую информацию из доступных источников; представлять информацию в символьном виде.
Применение учащимися полученных
знаний в повседневной жизни и для
выполнения домашней практической
задачи; и попытаться ответить
на качественные вопросы
по функциональной грамотности (по PISA), умение выражать свою мысль
в соответствии с нормами речи в форме
монолога и диалога.
Воспитывающая: личностный результат
формирование познавательного интереса к физике, обращая внимание учащихся на привычные объекты; применение
учащимися полученных знаний
в повседневной жизни и для выполнения домашней практической задачи; умение выражать свою мысль в соответствии с нормами речи в форме монолога и диалога.

Дидактический тип урока:
изучение нового материала
Форма урока
урок - беседа с элементами исследования

Опорные понятия, термины, практические навыки
Механическая энергия (ОФЕУ), полная
механическая энергия, закон сохранения энергии, жизненный опыт
Новые термины, действия
Внутренняя энергия, теплопередача,
конвекция, излучение, теплопроводность. Работа с текстом учебника, смысловое
чтение.

Этапы урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
9) Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, презентация из коротких видеофрагментов «конвекция в жидкости», «конвекция в комнате», «лед в пробирке», «теплопроводность»,
«тепловизор. Излучение», «тепловизор. Змея», «работа и внутренняя энергия»

Формы контроля
Фронтальная. Контрольные вопросы
Домашнее задание
Работа с параграфом, работа с конспектом, практическое дифференцированное
задание, смысловое чтение.

Учебные пособия: Е.М. Гутник А.В. Пёрышкин «Физика -8»
УУД
Личностные (Л) – используют жизненный опыт, заинтересованы, желание объяснить результаты опыта
Познавательные (П) – изучение нового
материала, повторение изученного,
использование символов, логические
рассуждения
Регулятивные (Р) – знают, что делают в данный момент и для чего
Коммуникативные (К) – использование
монолога, диалога

Ход урока

Действия учителя (курсивом даны реплики учителя)
Действия учащихся (возможные ответы даны курсивом)

1)Этап организационный
У: Приветствую всех! Я думаю, что сегодня на уроке вам будет интересно. Нам есть что обсудить.

Учащиеся готовы


2) Этап актуализация знаний
Проверка домашнего задания. Вспоминаем понятия ЭНЕРГИЯ, ВИДЫ ЭНЕРГИИ, ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ (ЗСЭ),
ПОЛНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ


Учащиеся отвечают

Самолет какой энергией обладает?
полной механической

Вы сидите на стуле. Обладаете энергией?
да. Потенциальной

Где вы должны находиться, чтобы полная
механическая энергия была равна нулю?

на полу

Вспомните случай из жизни: вы бежите, спотыкаетесь, падаете на колени

было такое

Когда вы бежали, была энергия? Какая?
потенциальная и кинетическая

3) Этап мотивации(Постановка проблемной задачи)
А когда вы упали, есть энергия?

нет

Исчезла? А как же ЗСЭ?
затруднение

Что делаем после удара?
Для чего холод? Что значит ГОРЯЧЕЕ с физической точки зрения?
Прикладываем холод
место удара горячее
увеличилась скорость молекул

Что знаем про молекулы?
движутся и взаимодействуют

Значит, имеют какие энергии?
кинетическую и потенциальную

4) Первичное усвоение новых знаний.
Значит, молекулы, как и самолет, имеют Полная энергия молекул называется
ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ ТЕЛА.
Это физическая величина, значит характеризуется

полную механическу энергию.

определением, формулой, единицами измерения, условным обозначением (ОФЕУ)

На доске пишется ФЕУ под диктовку учащихся
Проговаривают определение

Откуда молекулы взяли энергию для увеличения скорости?
Выдвигают гипотезы(Л,К)

Дополним ЗСЭ. Энергия не только переходит из одного вида в другой, но и

от одного тела к другому

Отлично. Карандаш имеет внутреннюю энергию?
да. Он состоит из молекул

Можно ее изменить?
нагреть, ударить

Вы уверены, что при ударе внутренняя энергия меняется?
Аналогия с коленкой


Правильно. При ударе совершается работа над телом, и оно нагревается. Значит, если работу совершит само тело, оно


охлаждается?

Смотрим видеофрагмент.
да. Охлаждается.

Как можно нагреть тело? Например, руки?
Подержать над огнем

А сбоку от костра руки нагреются?
да. Нагреются

Каким образом приходит энергия от горящих дров к рукам?
горячий воздух поднимается вверх

Воздух - смесь газов. А газ – это
вещество

Вещество состоит из
молекул

Как движутся молекулы в газах?
свободно, хаотично

Перенос энергии свободно движущимися молекулами – конвекция.



А когда руки были сбоку от костра, как они нагрелись?
Общее затруднение

Подсказка: Земля откуда берет энергию?
от солнца

Как эта энергия доставляется к земле?
солнечными лучами

Правильно. Излучением. Излучают все нагретые тела. Это инфракрасное излучение.


А можем мы нагреть руки, опустив их в горячую воду?
да

Что происходит в этом случае?
Общее затруднение

Смоделируем ситуацию.
Приглашаю к доске 3-х человек.
Трое учащихся моделируют твердое тело, взявшись
за руки.

Этот способ теплопередачи - теплопроводность
понятно. Благодаря взаимодействию молекул

6) Первичное закрепление
Говорим: «отдаем энергию, получаем». В каком направлении идет энергия?
Хорошо ли, что тело может получать и отдавать энергию?
Итак, лето. +30. Человеку жарко?


от горячего – к холодному
обсуждение

жарко.

А почему жарко?

На улице +30. А температура человека?
Куда идет энергия?
Какими способами передается тепло от человека?

Да. Как мы называем процесс отдачи тепла?
А почему тогда в +30, +35 нам жарко?
Это будет 1 часть вашего домашнего задания.
2 часть: ответить на вопрос: можно ли вскипятить в металлическом обычном чайнике 1 литр воды на свечке?
Сейчас какие есть версии?
Вернемся к конвекции. Существует 3 состояния
вещества и вакуум. В какой среде возможна
конвекция? Где она проходит быстрее?
человек получает тепло от среды.
+36
в окружающую среду?
излучение и теплопроводность
«охлаждение»
затруднение




обсуждение
Отвечают, смотрят видеофрагмент.

В какой среде возможно излучение?
Где оно распространяется легче?
Что делает среда с излучением?
Отвечают, смотрят видеофрагмент
поглощает

В какой среде возможна теплопроводность?
где она проходит быстрее?
Отвечают, смотрят видеофрагмент

7) Контроль усвоения
Назовите тело, которое не имеет внутренней
энергии; почему окна двойные; греет ли шуба; какой снег первый растает, грязный, или чистый?
Что вы можете сделать, чтобы уменьшить прием тепла?


Отвечают.




Кто понял, почему становится горячим место удара? Почему появляется синяк? Что нужно делать, чтобы избежать травм при падении?
В какой одежде теплее - шубе, или дубленке? Почему летом носят светлую одежду?
Поднимите руки, кто может ответить на этот
вопрос. (Выбор для ответа наиболее слабого ученика)

Учащиеся рефлексируют





9) Информация о домашнем задании
1) работа с конспектом, читаем параграф №1-4
Поднимите руки, кто знает, что и как нужно делать, чтобы выполнить это задание?
2) смысловое чтение. Возьмите карандаш, откройте учебник, подчеркните слова. Определить смысл данных слов и словосочетаний. Перечисляются страницы
и слова. (см. приложение)
Поднимите руки, кто знает, что и как нужно делать, чтобы выполнить это задание?
3) практическое задание. С помощью свечки
определить конвекционные потоки воздуха
по периметру двери. Соблюдая технику безопасности.
Поднимите руки, кто знает, что и как нужно делать, чтобы выполнить это задание?
4) обьяснить, почему человеку жарко при +34гр?
5) ответить: можно ли вскипятить в металлическом обычном чайнике 1 литр воды на свечке?
Сегодня на уроке вы проделали большую работу.
Всем спасибо.






Учащиеся записывают домашнее задание, рефлексируют.




Приложение

Скриншоты видеофрагментов


Конспект, который получает каждый ученик после урока



Задания для смыслового чтения


















HYPER13 PAGE \* MERGEFORMAT HYPER1410




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X