Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55547

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Лебедева Ольга Юрьевна

технологическая карта урока "Сила трения" для учащихся 7 класса

скачать документ

Вернуться назад

муниципальное ОБЩЕобразовательное учреждение«средняя школа № 84 центрального района волгограда»технологическая карта урока«Сила трения» Методическая разработка урока по физике для 7 класса Автор: учитель физики первой квалификационной категории СШ №84 Центрального района Волгограда Лебедева Ольга Юрьевна, педагогический стаж- 25 лет. Учебная программа: авторская программа основного общего образования по физике для 7-9 классов А.В. Перышкин «Физика» 2022 г.Пояснительная запискаУрок разработан в рамках рабочей программы по физике, составленной для 7 класса на основе: «Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы» под редакцией В.А. Орлова, О.Ф. Кабардина, В.А. Коровина;авторской программы «Физика 7-9классы» под редакцией Е.М. Гутник, А.В. Перышкина;федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике. Цель урока: создать условия для развития деятельностных компетенций обучающихся через раскрытие понятия «трение», «сила трения», «сила нормального давления», «коэффициент трения» По типу представленный урок является уроком «открытия» новых знаний.Обучение построено по блочно-модульной технологии. Урок «Сила трения» является составной частью учебного блока «Взаимодействие» и раскрывает суть понятия трение, объединяет всю информацию про процесс, размещенную в учебнике в нескольких параграфах, привлекает знания учащихся из жизненного опыта, что позволяет дать ученикам полное представление о данном процессе и его месте в жизни конкретного учащегося, позволяет заинтересовать, включить мыслительную деятельность, вызвать желание высказаться, приводить аргументы. То есть включить ребенка в процесс. К моменту проведения урока учащиеся 7 класса знают, понятие «сила», умеют обозначать, измерять и изображать ее на пояснительном рисунке, знают про силу тяжести, I закон Ньютона, знают и понимают термин «скомпенсированы».Урок организован в форме диалога с учителем и одноклассниками, по ходу которого составляется логическая цепочка, показывающая связь изучаемых понятий друг с другом и привлекающая личные наблюдения и опыт учащихся. Таким образом вызывается заинтересованность учеников, побуждающая их принять участие в обсуждении. (Логичность и системность построения материала позволяет учителю предвидеть с точностью до слова ответы учеников и вести их в нужном направлении. Пример такого диалога приведен в разделе ХОД УРОКА). Тренируется умение учащихся формулировать и выражать свою мысль, используя речевые нормы и научную терминологию, обеспечивается коммуникационное взаимодействие. Таким образом, отрабатываются практически все универсальные учебные действия (УУД).Запланирован большой объем интересного материала и вопросов, которые нужно обсудить, поэтому урок должен проходить в энергичном темпе. Соответственно, задиктовки и выписки из учебника исключаются, так как на них требуется большое количество времени. В основном материал обсуждается устно. Самое важное, на что необходимо обратить внимание учащихся (а именно: формула для расчёта силы трения, пояснительный рисунок к задаче), пишется учителем на доске по ходу урока, чтобы было перед глазами учащихся. Для осуществления принципов деятельностного подхода при изучении темы используется коллективная работа: обсуждение, выдвижение гипотез; индивидуальная работа: выполнение ученического эксперимента, изображение пояснительного рисунка к обсуждаемому вопросу.Но, так как большинство людей являются кинестетиками, то вообще обойтись без конспекта нельзя. Поэтому учащиеся получают конспект, в котором систематизирована информация, прозвучавшая на уроке, показана логика рассуждений и однозначно задан базовый уровень учебного материала, который в дальнейшем выносится на контроль (см. в приложении). Учащиеся, которые не присутствовали на уроке, по конспекту могут получить представление о ходе урока и объеме материала, который нужно подготовить для проверки домашнего задания. Домашнее задание продолжает логическую цепочку, простроенную на уроке. Неожиданный результат ученического эксперимента, проведенного в конце урока, призван простимулировать интерес к теме и привлечь полученные знания для объяснения результатов. При кажущейся простоте вопроса, ответ не так очевиден. Возможно, у учащихся появится дополнительная тема для обсуждения с родителями.Таким образом, при изучении темы задействовано аудио - визуальное и кинестетическое восприятие, образное и логическое мышление учащихся, практические действия. Отметки на данном уроке не выставляются. Ставка делается на самооценку при рефлексии - догадался, вспомнил, применил, доказал, понял.На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: 1. Изучение методической литературы и стандартов ФГОС 2. эффективность деятельностного подхода в обучении3. Необходимость создания целостной картины мира Актуальность темы обеспечена реализацией новых стандартов в образовании согласно ФГОС, развитием метапредметных связей на уроках.Технологическая карта урока «сила трения»Цели для ученикаВ конце урока: Предметный результат1.знают понятия трение, сила трения, сила нормального давления, коэффициент трения2. понимают физический смысл коэффициента трения3. умеют изображать силу трения4. знают формулу для расчёта силы трения скольжения5. знают причины возникновения трения6. знают виды силы трения7. знают, как увеличить или уменьшить силу тренияЦели для учителяОбучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями трение, сила трения скольжения, сила нормального давления, коэффициент тренияРазвивающая: метапредметный результатформирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами и причинами, их вызвавшими; выдвигать гипотезы, проверять их на соответствие действительности; добывать недостающую информацию из доступных источников; систематизировать и представлять информацию в символьном и графическом виде.Воспитывающая: личностный результатформирование познавательного интереса к физике, обращая внимание учащихся на привычные понятия (трение). Применение учащимися полученных знаний в повседневной жизни, умение выражать свою мысль в соответствии с нормами речи в форме монолога и диалога.Дидактический тип урока: изучение нового материалаФорма урокаурок - беседа с элементами исследованияОпорные понятия, термины, практические навыкиСила, изображение силы, динамометр, материальная точка, точка приложения силы, вектор, взаимодействие, как указать направление движения на рисунке, I закон НьютонаНовые термины, действиятрение, сила трения, сила нормального давления, коэффициент тренияизображение силы трения на пояснительном рисункеЭтапы урока1) Организационный этап.2) Актуализация знаний.3)Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) изучение нового материалаКонтроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.5) Рефлексия (подведение итогов занятия) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюФормы контроляУстный опрос, работа в тетради (пояснительный рисунок), проведение учебного экспериментаДомашнее заданиеРабота с учебником, конспектом, выучить определения и понятия, прочитать параграфы, дать ответы на вопросы, объяснить результаты эксперимента.Учебные пособия: А.П. Перышкин «Физика -7»УУДЛичностные (Л) – используют жизненный опыт, заинтересованы, желание привести аргументы, доказать свою позицию. Познавательные (П) – изучение нового материала, применение остаточных знаний, повторение изученного, использование символов, логические рассужденияРегулятивные (Р) – знают, что делают в данный момент и для чегоКоммуникативные (К) – использование монолога, диалогаХод урокаКурсивом выделены реплики учителяКурсивом выделены примерные реплики учащихся1) Организационный этап.Приветствую. Вспоминаем - чем мы занимались на предыдущем уроке?…говорили про силу тяжести2) Актуализация знаний.Теперь вы знаете, почему люди не «улетают» с поверхности Земли, как грязь с колеса велосипеда?…потому, что людей удерживает сила тяжести, или сила Всемирного тяготенияВерно. Считаете ли вы, что наличие притяжения Земли-это благо?… конечно! Иначе мы бы «улетели» в космос!Согласна. Но у медали всегда 2 стороны. Неужели нет отрицательных проявлений тяготения?Затруднение… мы можем упасть с высоты…… или камень сверху может упасть..Верно. Поэтому, находясь на высоте, надо соблюдать технику безопасности. Приведите пример.… на крыше нельзя подходить к краю… нельзя высовываться из окнаНельзя даже опираться на оконную раму изнутри помещения, так как она может вывалиться вместе с вами. Есть высотные работы…… люди, которые работают на высоте, используют страховочные веревки.Верно. Но люди падают, не только находясь на высоте, но и когда, например, идут по земле. Зимой они падают чаще. Почему?… скользко. Гололед.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.Правильно. Последствия таких падений могут быть очень серьёзными.…Да. Могут быть переломы, сотрясения мозга, даже смерть при ударе головой об камень.Верно. Но гололед-это только условие для падения. В чем причина? Не все же падают…… это с трением связано…Слово ТРЕНИЕ для вас не новое, но что это такое? И важно ли разобрать эту тему?Выдвигают версии. Затруднение.…да. Надо разобраться в причинах4. изучение нового материала Обращаюсь к вашему жизненному опыту: когда появляется трение?…когда одно тело движется по поверхности другогоНапример?… санки, съехав с горки, останавливаются. То есть санки и земля……взаимодействуют….Взаимодействие – это……действие тел друг на друга силойВерно. Угадайте, как называется эта сила?… сила трения!Верно. Сила трения скольжения. Это физическая величина. Значит характеризуется……ОФЕУ (определение, формула, единицы измерения, условное обозначение)Как она обозначается?… наверное, как сила тяжести, только индекс тр?Так. А измеряется в каких единицах?… сила измеряется в ньютонахВерно. А еще сила - векторная величина. Что это означает?… она имеет направлениеКакой вопрос напрашивается?…куда направлена сила трения?И куда она направлена?ЗатруднениеСила трения помогает движению, или мешает?… мешает. Значит, она направлена против движенияИз сказанного делаем вывод: сила трения возникает при…… движении одного тела по поверхности другого и направлена против движенияМолодцы! Вы дали определение. Осталась формула. Как вы думаете, от чего зависит величина силы трения?ЗатруднениеПосмотрите сюда. Показывает демонстрационный динамометр. Это?…динамометрВерно. Я сейчас прикреплю его к бруску и буду тянуть по столу. Что вы видите?…пружина растягивается. …Динамометр показывает силу, с которой тянемА другие силы действуют на брусок?… сила тяжести, сила тренияСделайте пояснительный рисунок в тетрадиДелают пояснительный рисунокПроходит по рядам, смотрит рисунки.Изображает на доске правильный ответ. Корректируют рисунок в тетради.-51435-18732500Какая особенность движения? Обратите внимание на показание динамометра…показание не меняется……значит движение равномерноеА когда движение равномерное?… по I закону Ньютона, когда силы скомпенсированы.«Скомпенсированы» – это значит…Дают определениеКакие силы скомпенсированы по горизонтали?… сила трения и сила тягиКак записать?F = FТРОпределите показание динамометра…1 ньютонЧему равна сила трения?…1 ньютон!Делаем вывод …...если тело движется равномерно, то с помощью динамометра можно определить численное значение силы тренияВы внимательно смотрели? Динамометр всегда показывал одно и то же значение?.. сначала пружина была сильно растянута, но брусок не двигался……потом брусок двинулся и показания стали меньше…Что мешало бруску двигаться? ...наверное, тоже трение?Да. Это трение покоя. Всего-3 вида.…сила трения покоя, скольжения…какой 3й?Это вы узнаете дома самостоятельноЗаписывают вопросДелаю изменения в эксперименте (добавляется груз на брусок)… сила тяги изменилась, увеличилась. Значит, сила трения скольжения тоже увеличилась.В чем причина?…Больше масса - больше сила тренияПроверяем вашу гипотезу… вот 2 магнита. Буду двигать их по поверхности вертикальной стены. 1й-большой и тяжелый, значит……у него сила трения будет большеПрикрепляет большой магнит к металлической вертикальной стенке. Он скользит вниз, падает. Маленький магнит намертво прилипает к поверхности. Видите? Сдвинуть маленький трудно. …сила трения у маленького магнита больше. Значит, от массы не зависит…А почему он не падает?…его прижимает к поверхности магнитная сила. У маленького она больше, поэтому и сила трения больше.Сила, прижимающая тело перпендикулярно к поверхности - сила нормального давления. Обозначается F˩. В разных задачах она разная. В 1м эксперименте это была……сила тяжести…Во 2м?…магнитная силаИтак, чем больше F˩ ,тем ……Тем больше FТР …линейная зависимость FТР ~ F˩ Чтобы перейти к знаку «=», вводим……коэффициент пропорциональностиПишет на доске FТР =µ F˩ , озвучивает величины, входящие в формулуКоэффициент трения зависит от качества трущихся поверхностей. Как вы понимаете эту фразу?…дерево - по дереву, шины – по асфальту…Верно. На прошлых уроках мы говорили, что «просто» силы быть не может. Это результат взаимодействия. Что действует «силой трения»?затруднениеОткройте рисунок № 82а в учебнике. Что изображено?Озвучивают увиденное (увеличение места контакта тел, неровности)Делаем вывод……неровности тел цепляются друг за друга, мешают движениюИтак. Сила трения существует. Это хорошо или плохо?приведите примерыВысказывают предположения, приводят примерыЕсли FТР-это плохо, то как с нею бороться?…убрать шероховатости……шлифовка, полировка…Верно. А если труднодоступное место? Например, трущиеся детали механизма…как там полировать?…тогда смазка!Верно. К следующему уроку найти объяснение роли смазки.Есть еще 1 способ, кроме смазки и полировки. Но сначала поговорим про «хорошее» трение. Например, в гололед. Как увеличить трение?...добавить неровностей…… надеваем обувь с рифленой подошвой…...посыпать дорожки песком!Действительно. Мы наблюдаем зимой, как дорожки посыпают песком. Помогает?…да. Помогает..…увеличиваются шероховатостиПроведем эксперимент. Возьмите учебник и подвигайте его по столу. Ощутите силу сопротивления.Двигают учебникиУ вас на столах стоят баночки с пшеном. Это аналог песчинок.Если распределить щепотку зернышек на столе на некотором расстоянии, положить на них учебник и попытаться подвигать, как в 1й раз, то будет легче или труднее?… труднее…так как шероховатости стали больше..делайте… стало легче… как же так?Это 2я часть домашнего задания. Обдумайте результат эксперимента. Записывают вопрос6) Рефлексия (подведение итогов занятия)Итак, какие новые понятия вы узнали на уроке?… сила трения, коэффициент трения, сила нормального давленияМагнит прилип к металлической поверхности. Его двигают сначала вверх, потом вниз. В каком случае µ будет больше? и почему?Высказывают предположения, объясняютПоднимите руки, кто знает ответ на вопрос: «какая сила прижимает тело к поверхности?»Предлагаются различные варианты сил и движения бруска. (см.в приложении №1) Принимаются ответы у самых слабых учащихся из поднявших рукиУчащиеся рефлексируют6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Домашнее задание: 1) прочитать все параграфы по теме, 2) работа с конспектом, выучить определения и термины, 3)дать ответ на 2 вопроса, которые вы записали, напомните, пожалуйста, эти вопросы4) назвать 3й способ уменьшения трения (кроме смазки и полировки)Озвучивают вопросыЗаписывают домашнее заданиеСпасибо за работуПриложениеЗадание №1 варианты сил и движения брускаБрусок - на горизонтальной поверхности. Действуем силой в торецБрусок - на горизонтальной поверхности. Сверху еще 1 брусок. Неподвижны.Брусок - на горизонтальной поверхности. Сверху еще 1 брусок и рука сверхуМагнит на вертикальной стальной стенкеБрусок прижат к стене рукойБрусок прижат снизу к плоскости учебникаконспект:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X