Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54963

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Щербаков Леонид Юрьевич

Гражданское и патриотическое воспитание в системе дополнительного образования

скачать документ

Вернуться назад

Гражданское и патриотическое воспитание в системе дополнительного образования Камни скрепляет цемент и получаются стены, доски приколачивают гвоздями и получается крыша. Так строится дом, в котором тепло уютно и безопасно. Где тот цемент и где те гвозди, которые скрепляют людей и получается общество, способное преодолеть трудности и устоять против ветра, который, то стихает, а то и усиливается. На примере деятельности нашего учреждения я хотел бы об этом порассуждать. Дополнительное образование так устроено, что дети к нам приходят добровольно. Мы должны привлечь их к себе. Для педагога – это сверхзадача. Он должен составить такую созвучную(!) интересам ребенка программу, чтобы тот пришел, освоил знания, показал результаты и еще бы надолго остался. Поэтому, педагогу заниматься целенаправленно воспитанием некогда. Но он все равно воспитывает – просто потому, что по-другому не может. Делает это параллельно, в процессе работы, при возникновении каких-либо ситуаций, в том числе и конфликтных. И все же, есть ли мотивация у педагога заниматься воспитанием, кроме требования директора составить план воспитательной работы (и, конечно, выполнить его)? Посмотрим, как выстраивается логистика работы педагога дополнительного образования. Он - человек, увлеченный каким - то делом, достигший мастерства - хочет передать свои знания и умения следующему поколению, чтобы оставить след на земле. Он приглашает детей, которые хотят этому научиться, и передает им свое мастерство. Мотивация педагога и детей понятна и объяснима. Как быть в случае с гражданским и патриотическим воспитанием. Следуя той же логике, нужно найти человека (педагога), который увлечен обществоведением, любит Родину и хочет научить этому детей. Остается найти детей, которые хотят изучать общество и научиться любить Родину. Исходя из сверхзадачи по набору детей, какой путь выберет педагог? И все-таки мы четко осознаем, что заниматься воспитанием необходимо, иначе им займутся другие, и может так случиться, что и след нам свой негде будет оставить. Придут эти другие и все затопчут своими следами. Нельзя нам пускать «козла в огород». А желающих на наш огород много. Мы люди и не можем не думать о будущем, о будущем наших детей. Наша задача, и в первую очередь педагогов, создавать воспитательное пространство для наших детей, чтобы они в нём просаливались как огурцы в банке. Чтобы ребенок гордился своей страной, он должен знать её историю, гордиться её героями. Хотя знаю по собственному опыту как трудно, сидя за столом в помещении, да еще после уроков в школе, «вдолбить» ребенку, тем более мальчишке, знания об исторических событиях. Однажды, рассказывая им об Александре Невском, я с трудом удерживал их внимание в течение, страшно подумать, целых 20 минут, только что вприсядку не плясал. А они все просились идти уже на лед – играть в хоккей. Хорошо – подумал я – устрою я вам ледовое сражение. И совместно с нашими педагогами мы решили организовать сражение на льду нашего пруда, которое с годами переросло в достаточно грандиозное действо с участием гостей из других городов. Подобные реконструкции мы стали устраивать и к другим значимым датам: столетие первой мировой войны, смутное время, петровская эпоха, сражения Отечественной войны, Бородино, весна 45-го года, богатырская застава и другие. Невозможно в таком ключе изучить всю историю, но это и не нужно. Главное дать возможность детям почувствовать свою сопричастность к истории великой страны. Ведь наша история – это непрерывная река Времени. На этой реке есть и бурные перекаты, и пороги с подводными камнями, и тихие плеса. И нам нужно знать, как наши предки сумели провести корабль под названием «Россия» по этой сложной, самой высокой категории сложности, реке. И учиться на их ошибках, и гордиться их победами, потому что сегодня на этом корабле – мы. И насколько мы – команда будет зависеть поплывет ли наш корабль дальше. На примере работы одного из наших объединений хочу показать, как может строиться работа по воспитанию гражданственности и патриотизма. Это объединение - ОРЮР (организация российских юных разведчиков), которая в этом году празднует свой 25- летний юбилей. У Конфуция есть такое изречение: «Скажи мне - и я забуду; Покажи мне – и я, может быть, вспомню; Дай мне сделать самому – и я пойму!» Чтобы ребенку стать гражданином, понять, как устроено общество, научиться ответственности, ему нужно дать возможность «порулить». Именно детская молодежная организация позволяет это сделать. Как выглядит наша организация. Очень просто, как пчелиные соты:Звеновая система. Звено – наиважнейшая часть системы. Кирпичик, на котором строится все здание организации. В звене – 7 ребят или девчат разного возраста. Звено возглавляет вожак – это самый опытный мальчик или девочка имеющий разряд не ниже 2-го (всего же разрядов пять - 3, 2, 1, опытный разведчик и разведчик Родины), а также прошедший курсы для вожаков. Курсы длятся от 7 до 14 дней. На них ребята изучают методику проведения сборов, костров, игр. Осваивают туристические навыки, учатся петь песни разведческие, народные, военные. Несмотря на большой объем изучаемого материала, много времени уделяется беседам о России. Каждый из ребят должен самостоятельно подготовить и провести сбор. Почему звено разновозрастное? Старший разведчик учит младшего, младший подражает старшему и занимает место вожака, когда тот переходит в 17-ть лет в круг витязей. Так каждый из разведчиков имеет возможность приобрести опыт руководства коллективом. Кстати, недавно одна из наших разведчиц – вожак звена «Косули» - по возвращении из лагеря призналась, как трудно ей было управлять звеном и постоянно ощущать груз ответственности за своих девчонок. Но самое главное – я поняла, сказала она – что я несла этот груз только несколько дней, а моя мама несет его постоянно. 2. Закон и обещание. После сдачи на 3-й разряд разведчик дает Торжественное обещание и получает галстук. Разведчик обещает выполнить свой долг перед Родиной, жить по законам разведчиков и помогать ближним. 12-ть законов задают высокую планку для личностного развития. Законы читаются на слетах, в лагерях каждое утро после поднятия российского флага.3. Символика, церемонии, традиции. Важнейшим воспитательный элемент – форма. По форме можно сразу определить, что за разведчик перед тобой – из какого он звена, отряда, города, какое у него звание, должность, сколько лет в организации, какие имеет награды и гражданином какой страны он является – это можно определить по триколору на погоне и шеврону с надписью «организация российских юных разведчиков». Форма обязательно надевается на утреннее построения для подъема флага и вечером при спуске, а также во всех торжественных случаях. При роспуске строя звучит призыв: - Разведчики! Будьте готовы! И все дружно хором отвечают: - Всегда готовы! За Россию! Особая церемония – ежевечерний костер, который готовят и проводят сами разведчики. По очереди – каждое звено. 4. Учеба через дело. В лагере разведчики полностью обустраивают свой быт. Сами строят столы, скамейки, плиту для приготовления пищи, смотровые вышки, мостики. Все это делается без единого гвоздя, а скрепляется веревкой или на шканты.5. Жизнь на природе. Здесь я хочу немного порассуждать о любви к родине (патриотизме). Однажды я услышал такое утверждение, что олимпийского чемпиона может воспитать только тот, кто сам был чемпионом. Логично. Если ты сам не испытал всех трудностей для достижения великой цели, не нашел способов их преодолеть, то как ты этому научишь другого. Исходя из этой логики, я понял, что не знаю, как учить детей любить родину. Я не помню такого периода в своей жизни, когда бы я ее не любил. Будучи совсем еще меленьким ребенком, я со страхом думал, что мог родиться не в своем родном городе Кыштыме. Родители рассказывали, что мой прадед садил меня в коляску и долго гулял по лесу, а моя бабушка не одну сотню раз рассказала мне один и тот же рассказ, как они с дедом на телеге ехали в Урал на покос и по дороге встречали то лося, то зайчика, то глухаря, то лисичку, а я ее постоянно поправлял, если последовательность выхода зверушек нарушалась. В общем, решили мы с друзьями – единомышленниками, коль не знаем, как воспитывать у детей любовь к родине, то переложим это бремя на природу. Пускай она сама и воспитывает своих чад, а наша задача только уговорить их пойти в лес с тяжелым рюкзаком, согреть у костра, который они сами и развели, накормить тем, что они сами сварили, попеть песни у костра, поговорить, поспорить, порассуждать, а потом уложить спать в палатки, которые они сами и поставили, в спальники, которые сами и принесли. А утром увидеть восход солнца, услышать пенье птиц и журчанье ручья. Увидеть, как мошки вьются столбом, а паук быстро ткет паутину и значит, завтра будет хорошая погода, пускай дети удивятся, что какие-то насекомые это знают, а гидрометцентр нет. Конечно, любовь к родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты живешь, где ты родился и особенно хорошо это понимаешь, когда уезжаешь из дома. С большим удовольствием и радостью мы ездим с ребятами на общероссийские слеты юных разведчиков и с не меньшим удовольствием возвращаемся назад. Но бывают в жизни моменты, когда всю страну целиком ты ощущаешь большой любимой Родиной. Так случилось в международном скаутском лагере во Франции. В один из дней организаторы предложили делегациям из разных стран вырезать из картона контур своей страны и прикрепить на один стенд. Пока наши разведчицы старательно вырисовывали всю сложную конфигурацию страны, да пока это все вырезали, прошло немало времени. В общем, все делегации уже сделали, прикрепили на стенд свои страны и любуются. И тут идут наши разведчицы и несут на руках нашу страну. Вот тут-то организаторы и поняли, какую ошибку они совершили и бросились уговаривать уменьшить размеры страны. Наши сказали, что и пяди от своей страны не дадут отрезать. В завершении хочу сказать, что две наши дружины «Кыштым» и «Сугомакская» входят в состав Уральского отдела, который недавно возглавил на добровольных началах наш молодой руководитель (Швейкин Геннадий). Со своей супругой он познакомился в нашей организации, и сейчас вместе воспитывают замечательную дочку. Кстати, в лонах нашей организации нашли свою любовь еще несколько супружеских пар. Среди наших воспитанников есть учителя, рабочие, геологи, врачи, инженеры, военные, которые продолжают помогать в воспитании юных разведчиков, занимая разные посты в организации. Двое работают педагогами дополнительного образования в СЮТ «Странник» (Вечернина Е.А. и Хупутдинова Д.В.). На днях команда ребят, подготовленная этими педагогами и Бахаревой Л.Г., заняла второе место в Областном слете юных туристов. Еще одна наша воспитанница – Светлана Калимуллина руководит Главным управлением молодежной политики Челябинской области. Мы рады, что в них есть и частичка нашего ВОСПИТАНИЯ! Думаю, что ненавязчивый подход, игровая форма, животворная природная среда и личный пример педагога шаг за шагом подводят ребят к осознанию основополагающих ценностей нашего народа, к воспитанию гражданственности и патриотизма.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X