Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55521

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Ширяева Василиса Юрьевна

«Педагогическая мораль»

скачать документ

Вернуться назад

«Педагогическая мораль»Воспитатель МБДОУ №27 г.ЯкутскаШиряева Василиса ЮрьевнаПризнаки, свойства и функции моралиПедагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.Педагогическая мораль представляет систему содержательных нормативных суждений, которые выражают систему определенных требований к деятельности педагога. При анализе содержательного компонента педагогической морали, следует выделить нравственно-педагогические обобщения, системой которых формируются положения морали. Мораль является основным предметом этики, осмыслением которого она занималась на протяжении всей истории своего развития. Тем не менее, как уже отмечалось, общезначимого определения морали не выработано до сих пор, что объясняется целым рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью, многоаспектностью этого феномена; различием в методологических установках различных направлений этической рефлексии и т.д. Понимая проблематичность любых дефинитивных опытов, все же следует предложить вариант рабочего определения морали, который может выглядеть следующим образом: мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла.Сущности и функции педагогической морали.Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием. Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.Принципы педагогической морали выступают ориентиром поведения, регламентируют нравственные требования, программируют нравственную деятельность. Нравственное сознание и поведение педагога, его деятельность регулируются принципами педагогической этики.К основным принципам педагогической этики относят: принцип гуманизма; гражданственности и патриотизма; педагогического оптимизма; педагогической солидарности и коллективизма; уважения и требовательности к личности; профессионализма, сотрудничества, творчества; единства слова и дела.Основополагающим педагогическим принципом выступает принцип гуманизма. Гуманизм — принцип, в основе которого лежат убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его различных потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Гуманизм признает человека величайшей ценностью. Гуманизм как принцип провозглашает любовь и уважение к человеку, предполагает создание подлинно человеческих усилий в обществе, необходимых для гармонического развития личности. Гуманизм педагогического труда заключается в самой сущности, характере, содержании и результатах.Кредо педагогической этики В.А. Сухомлинский изложил в своей книге «О воспитании» (1973). Он раскрывает принципиально важные положения, которыми целесообразно руководствоваться педагогу в своей деятельности — принципом гуманизма. «Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, — пишет он, — чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, а без этих качеств труд педагога превращается в муку». Недаром Иммануил Кант утверждал, что «моральная культура должна основываться на принципах этики». Это имеет прямое отношение к реализации принципов профессиональной морали в педагогической деятельности.Для реализации принципа гуманизма педагог обязан в процессе обучения и воспитания: а) уважать личность ученика, чувство его собственного достоинства; б) верить в творческие возможности ученика, предъявлять к каждому посильные требования; в) тактично изучать и последовательно ликвидировать пробелы в нравственном воспитании учащихся; г) пресекать попытки унижения человеческого достоинства; не злоупотреблять доверием ученика, не допускать насмешек в их адрес; д) сочувствовать детскому горю, откликаться на чужое несчастье; е) проявлять толерантность к мыслям и высказываниям занимающихся, когда они не совпадают с общепринятой точкой зрения или мнением педагога.История дала нам талантливых педагогов-гуманистов, идеи, и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей. Принцип педагогического оптимизма призван регулировать морально-психологическое состояние личности. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в глазах его духовный мир — радость, беду, несчастье, горе», — так говорил о гуманности В.А. Сухомлинский (1979). В этом заключаются особенности педагогического гуманизма, особенности взглядов педагога на мир другого человека.Педагогический оптимизм — это один из специфических принципов педагогической морали, тесно связанный с педагогическим гуманизмом, регулирует отношение учителя кучащимся, к своему труду и к себе как представителю педагогической профессии.Оптимизм — это практический ориентир в моральном совершенствовании личности, помогающий человеку верить в торжество добра и справедливости, в интеллектуальные, творческие возможности личности. Этот педагогический принцип оптимизма можно рассматривать как нравственное требование, как способ практической деятельности педагога и как один из критериев оценки результатов своего труда, это вера в благополучный исход ожидаемого результата. «Краеугольный камень педагогического призвания — это глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка».А. С. Макаренко обосновал стройную теорию педагогического оптимизма, являющуюся одной из основных частей его «Методики организации воспитательного процесса» и названную им воспитанием перспективы.Принцип педагогического оптимизма А.С. Макаренко связывал с близкой, средней и далекой перспективами, с ожиданием «завтрашней радости». Для ощущения радости необходимо в коллективе не стареть духовно, не останавливаться на достигнутом, а иметь всегда оптимистическую устремленность, веру в возможности решить поставленные перед коллективом задачи.Сущность принципа педагогической солидарности и коллективизма раскрывается в регулировании взаимоотношений педагогов, в целенаправленной социально значимой деятельности. Реализация принципа коллективизма предполагает соблюдение каждым педагогом и всем коллективом единых педагогических требований.Из принципа коллективизма вытекают специфические нормы, которые регулируют нравственные отношения в педагогическом коллективе: 1) согласовывать свою деятельность с деятельностью всего коллектива с усложнением педагогического процесса, стремиться к единству на основе общности целей и задач; 2) поддерживать хорошие взаимоотношения с коллегами, прислушиваться к мнению коллектива; 3) делиться опытом работы с коллегами, проявляя особое внимание молодым педагогам; 4) учитывать замечания своих коллег по работе; 5) осуждать всякое действие, которое направлено на подрыв авторитета коллектива.Педагогическая солидарность — это поддержка доброжелательных отношений, свободный обмен мнениями о достоинствах и недостатках в работе и поисках путей их устранения, в критическом отношении каждого педагога к самому себе.Принцип гражданственности и патриотизма предполагает обостренное чувство профессионального долга, стремление к повышению своей педагогической компетентности. Педагог не имеет морального права отказать в помощи любому, кто в ней нуждается. Патриотизм педагога проявляется в его добросовестном труде, активном участии в общественной жизни. Педагог находится в постоянном поиске и вынужден, каждый раз оценивая нравственно-этическую ситуацию, находить единственно необходимые приемы дидактических и воспитательных методов. Отличительной чертой патриотизма педагога должно быть осознание его социальной ценности, умение осветить этим чувством всю воспитательную работу со студентами. События Великой Отечественной войны предоставляют богатейший материал для формирования чувства патриотизма у студентов. Поэтому педагог, не считаясь со временем, постоянно работает над повышением своей квалификации.Принцип профессионализма, сотрудничества, творчества способствует развитию у педагога общей эрудиции, мастерства, творчества.Профессионализм педагога находится в прямой зависимости от умения сотрудничать с учениками. Педагогика сотрудничества открывает широкие возможности в учебном заведении для воспитания индивидуальности в процессе обучения и воспитания, для организации самовоспитания и самосовершенствования.Функции морали.Педагогическая мораль реализует общие функции морали. Их три: регулятивная, отражательная, или теоретико-познавательная, воспитательная, или гуманистическая.Кроме общих функций, есть еще и специфические: педагогической корректировки, воспроизводства моральных знаний, нейтрализации аморальных поступков воспитанников.Регулятивную функцию разделяют на нормативно-установочную, моральной регламентации, нравственной субординации и нравственной координации. Общество устанавливает меру, оптимум качеств личности, направленных действий людей, характер их взаимоотношений, обеспечивающих регулирование поведения в различных сферах социума. Так, в своей деятельности люди следуют определенным социальным установкам, веками выработанным нормам общения и поведения: жить и благоденствовать за счет других безнравственно; предавать близких, пользуясь их доверием, подло; попирать человеческое достоинство низко. Педагогическая мораль по-особому регламентирует взаимоотношения педагога с другими людьми. Эта регламентация выражается в субординации, причем правила субординации лишь отчасти зафиксированы в официальных документах. Существенную роль здесь играют традиции, моральный авторитет педагога, его нравственный опыт, который невозможно зафиксировать в официальных документах. Так как сфера педагогического труда менее иерархична, чем другие сферы, то регулирование со всеми его особенностями выступает на первый план и является инструментом педагогического труда.Отражательная функция фиксирует то, что мораль — это форма общественного сознания социальной действительности. Познавательное ее направление выражается двояко: она имеет, с одной стороны, прикладной, практический характер, с другой — познавательно-преобразующий. Это выражается в том, что, выполняя социальный заказ общества, педагог всегда ориентируется на нравственную перспективу — в этом его профессиональный долг.Воспитательная функция — это универсальная функция и общественной, и педагогической морали, так как моральные нормы, ценности, установки, стимулы, ориентации в совокупности служат нравственному воспитанию личности. Ее содержание дополняет ценностно-ориентирующая функция, сущность которой состоит в том, что подавляющее большинство общественных действий людей подвергается моральной оценке.Педагогическая мораль действует через кодекс профессиональной педагогической этики, представляющей собой свод правил, предъявляющих конкретное требование к форме поведения педагога в процессе педагогического труда на основе любви к детям.https://infopedia.su/2xb1bd.htmlhttps://studbooks.net/31722/etika_i_estetika/predmet_struktura_funktsii_zadachi_pedagogicheskoy_etikihttps://studopedia.ru/7_171895_sushchnost-i-funktsii-pedagogicheskoy-morali.htmlЭтика – это философская наука, изучающая феномен морали. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков.Мораль относится к сфере должного, она указывает, как должен поступать человек. Вся традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, соответствующим неким глубинным законам человеческого бытия.Этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека – как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться. На длительном историческом пути этика накопила богатый материал, имеющий универсальное значение для воспитания нравственной культуры общества и личности. Ведь мораль относится к всеобщим условиям жизнедеятельности общества, а моральность является существенной характеристикой человека. Поэтому изучение этики необходимо каждому человеку, независимо от рода его деятельности, ведь этические знания формируют в человеке в первую очередь не специальные профессиональные знания и умения, а саму личность.Педагогическая этикаПрофессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С. И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший педагог – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.1. Определение научного понятия педагогической этики.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т. п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные, в числе которых• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,• исследование характера нравственных отношений учителя с учащими• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.2. Основные категории педагогической этики.Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т. д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А.Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. "Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя,к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д. Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, - указывал А. С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты авторитетного педагога.Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т. д.Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.Основными элементами педагогического такта являются:– требовательность и уважительность к воспитаннику;– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;– деловой тон общения;– внимательность, чуткость педагога.Профессиональный такт проявляется:– во внешнем облике педагога;– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;– в самокритичной оценке своего труда.Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.3. Главные направления реализации педагогической этики.Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности.На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель — руководители школы».УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК.Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.Педагог профессионально ответствен за душевное здоровье ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог А. А. Дубровский, недопустима. Его «Советы раздражительному учителю», несомненно, заслуживают внимания педагога с точки зрения педагогической этики:• не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,• не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,• не оскорбляйте и не кричите на ученика - это разрушает его психику.Он писал: «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких как энурезы, логоневрозы (нарушение речевой функции, различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем». Учитывая все эти факторы, педагог должен помнить, что он ответствен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье.УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА. Подлинное уважение к детской личности проявляется, прежде всего, в педагогической требовательности к ней, в оказании помощи ученику в раскрытии своего собственного «я». Требовательность учителя должна быть доброжелательной, требовательностью друга, заинтересованного в судьбе ученика. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной ученикам. Манера выражений требований учителем должна быть также достойной, уважительной, тактичной. Необходимо избегать крика, скороговорок, исключать назидательный тон. Уважение воспитанника педагогом обнаруживается в его способности удивляться уникальной одаренностью детской натуры, доверять внутренним духовным силам учащихся. «Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личностиребенка, сочувствие его проблемам и переживаниям, требовательной помощью ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения». (Б. Т. Лихачев).Эталоны и аксиомы нравственного профессионализмаКаждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми,кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.Аксиома 1. Педагог должен уметь любить детей.Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу. Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой. Постоянные запреты типа «нельзя» либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств. Любить ребенка - это значит уметь к вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни. Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться такими качествами,как: доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.Аксиома 2. Педагог должен относиться к детям с уважением.Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я.Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».Аксиома 3. Ребенок - имеет право на незнание.Успех воспитания зависит не только от отношения педагога к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «педагог — родители ребенка», нужно исходить из того, что семья — важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток па формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.Функции морали.Педагогическая мораль реализует общие функции морали. Их три: регулятивная, отражательная, или теоретико-познавательная, воспитательная, или гуманистическая.Кроме общих функций, есть еще и специфические: педагогической корректировки, воспроизводства моральных знаний, нейтрализации аморальных поступков воспитанников.Регулятивную функцию разделяют на нормативно-установочную, моральной регламентации, нравственной субординации и нравственной координации. Общество устанавливает меру, оптимум качеств личности, направленных действий людей, характер их взаимоотношений, обеспечивающих регулирование поведения в различных сферах социума. Так, в своей деятельности люди следуют определенным социальным установкам, веками выработанным нормам общения и поведения: жить и благоденствовать за счет других безнравственно; предавать близких, пользуясь их доверием, подло; попирать человеческое достоинство низко.Педагогическая мораль по-особому регламентирует взаимоотношения педагога с другими людьми. Эта регламентация выражается в субординации, причем правила субординации лишь отчасти зафиксированы в официальных документах. Существенную роль здесь играют традиции, моральный авторитет педагога, его нравственный опыт, который невозможно зафиксировать в официальных документах. Так как сфера педагогического труда менее иерархична, чем другие сферы, то регулирование со всеми его особенностями выступает на первый план и является инструментом педагогического труда.Отражательная функция фиксирует то, что мораль — это форма общественного сознания социальной действительности. Познавательное ее направление выражается двояко: она имеет, с одной стороны, прикладной, практический характер, с другой — познавательно-преобразующий. Это выражается в том, что, выполняя социальный заказ общества, педагог всегда ориентируется на нравственную перспективу — в этом его профессиональный долг.Воспитательная функция — это универсальная функция и общественной, и педагогической морали, так как моральные нормы, ценности, установки, стимулы, ориентации в совокупности служат нравственному воспитанию личности. Ее содержание дополняет ценностно-ориентирующая функция, сущность которой состоит в том, что подавляющее большинство общественных действий людей подвергается моральной оценке.Педагогическая мораль действует через кодекс профессиональной педагогической этики, представляющей собой свод правил, предъявляющих конкретное требование к форме поведения педагога в процессе педагогического труда на основе любви к детям.Любовь — нравственное чувство. Характерной ее особенностью является абсолютное принятие другого человека. Любовь — вершина нравственного отношения.В педагогическом аспекте любовь к детям — это нравственно-эмоциональное чувство, выражающее степень нравственного сознания педагога. Мотивом выступает потребность педагога самореализоваться в личности ребенка, что и придает особый смысл его деятельности. Ведь не случайно, когда ученики с гордостью говорят: «Это мой любимый учитель», видно, что ученик несет в себе личностные особенности учителя.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X