Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55521

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Гредякина Анастасия Сергеевна

Сказкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий в работе логопеда.

скачать документ

Вернуться назад

Сказкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий в работе логопеда.Гредякина Анастасия Сергеевна,Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49 общеразвивающего вида» (МДОУ «Д/с № 49 о. в.») г. Магнитогорск, Челябинская областьучитель-логопедВ последнее время значительно увеличивается число детей с ОВЗ, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас). Патология речи все чаще сопряжена с проблемами неврологического, психологического и социально-культурного порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику. Нарушения речи, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, затруднит их обучение в школе и дальнейшую социализацию. Оказание помощи детям с ОВЗ должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие их речи. Коррекционно – развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:- технология сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная, для глаз);- коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия);- технология обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, массаж и самомассаж).В данной статье, хотелось бы остановиться на использовании сказкотерапии. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности. Целью сказкотерапии в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий решаются многие коррекционные задачи:Коррекционно-образовательные задачи: - развитие всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам; - развитие фонематического восприятия; - работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; - расширение и активизация словаря; - совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.Коррекционно - развивающие задачи: - развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); - развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); - развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.Воспитательные задачи: - воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.Эффективность логопедической работы повышается за счёт включения сказки как эмоционального компонента в образовательный материал. Широко используются в логопедической работе логосказки.Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания. В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы. В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация,дифференциация звуков).Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук. Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком. Например, найти слова со звуком Ч в предложении – Сидит зайчик на пенечке и плачет. В сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса,закрепление знаний грамматических категорий).Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь») Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель. - Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.Сказки, способствующие формированию связной речи. Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетов, придумыванию сказок, сказочных историй.Основными приемами сказкотерапии при формировании связной речи являются:- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.- Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.- Придумывание нового сюжета известной сказки, меняя персонажи местами.- Придумывание собственных сказок с различными героями, опираясь на алгоритм составления сказки (игра «Жили-были»)Рассказывание сказок сопровождается действиями на магнитной доске, в настольном и кукольном театре.6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).Играя со сказочными персонажами, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;лексико-грамматический строй речи;развивать связную речь;мелкую и общую моторику;все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);создавать благоприятную среду, способствующую сотрудничеству педагогов с детьми.Сказкотерапия в логопедии – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных нами коррекционных задач.Список литературы:Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О.Н. Капшук. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 221 с.Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. - М.: Сфера, 2003. - 126 с.Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М.: Академия, 2008 Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ / Под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. - М., 2007. - 207 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X