Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55519

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Бугрова Надежда Викторовна

"Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством технологии игрового обучения"

скачать документ

Вернуться назад

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством технологии игрового обучения."Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важныхзадач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста"В.А.СухомлинскийПроблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.На основании данных, полученных в ходе проведения мониторинга в детском саду («Кактус», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»), наблюдения, бесед с педагогами было выявлено, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. В группах есть дети, у которых занижена самооценка, некоторые дети эмоционально неустойчивые, агрессивные, конфликтные, застенчивые, замкнутые, к сожалению все больше детей, имеющих речевые нарушения. Именно поэтому на каждом своём занятии я использую коммуникативные игры.Во время работы по данной теме, я поставила перед собой следующую цель - развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры.Для достижения цели были сформулированы задачи:Создавать в группах условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общенияОбогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального доверияЗнакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельностиВ рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.Социально-коммуникативное развитие направлено на:усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:свободное и добровольное включение детей в игру;дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроениемВ психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.Задачи, которые выполняет данная игра:создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)игры, на социальное признание (Король)игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:обеспечивают быструю адаптацию;вызывают эмоциональную разрядку;способствуют развитию мимики и жестов;улучшают воображение;развивают способность концентрироваться;развивают умение распознавать собственные чувства;развивают склонность к эмпатии;формируют умение соблюдать правила;помогают позитивно воспринимать окружающий мир;ребенок - полноценная часть обществаКакие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н.В.Клюева и Ю.В.Касаткина (авторы книги «Учим детей общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.Если соблюдать все рекомендации, то педагог может использовать коммуникативные игры:в ООДв режимных моментахво время игровой деятельности (в группе, на прогулке)на праздниках, развлеченияхКак же я использую в своей работе коммуникативные игры?В нашем детском саду присутствуют все возрастные группы, поэтому начну рассказывать о своем опыте работы с младшего дошкольного возраста.Коммуникативные игры начинаю использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.Начинаю свою работу у малышей с различных игр на знакомство детей друг с другом - «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.Также использую игры-Приветствия, например:Шел по крыше воробей,Собирал своих друзей,Много, много, много нас,Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…Затем использую самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).Затем перехожу к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, использую в работе следующие игры:на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:сотрудничать;слушать и слышать;воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.Поэтому для детей этого возраста продолжаю использовать в работе игры для среднего возраста и ввожу новые, более сложные:на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуациина развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»Хочу отметить, что часто при выборе игры, я советуюсь с воспитателями, т.к. воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать воспитателя.В работе с воспитателями использую различные формы работы:консультации, тренингисеминары-практикумыиндивидуальные консультации, беседысоциальные сети (размещение информации, анкетирование)совместные развлечения и праздникитетради взаимодействиясоставление характеристикПедагоги обращаются за помощью, когда в группах есть дети с проблемами в общении, если необходимо, по результатам диагностики провожу индивидуальную работу. Также эффективны в работе тетради взаимодействия, в которых записываю игры и упражнения для помощи воспитателям. Воспитатели, специалисты детского сада также в своей работе используют коммуникативные игры.Кроме того, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков у детей будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе, поэтому я стараюсь сотрудничать с родителями по этому вопросу. На собраниях с родителями обсуждаю интересующие их вопросы взаимоотношений в детском коллективе, взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываю разнообразные ситуации, предлагаю коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. Провожу индивидуальные беседы и консультации на различные темы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др., размещаю эту информацию в уголках для родителей и в закрытых сообществах групп, иногда родители обращаются за советами в личных сообщениях в социальных сетях.В прошлом учебном году по данной теме мною было проведено открытое мероприятие в детском саду с детьми средней группы на тему «Вместе весело играть». Целью мероприятия было развитие коммуникативных навыков детей в ходе игровой деятельности.По данной теме я работаю второй год. В прошлом учебном году из-за пандемии мне не удалось реализовать все намеченные планы. В настоящий момент я закончила работу над созданием картотеки коммуникативных игр, которую смогу использовать в работе не только я, но и воспитатели и специалисты.Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X