Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55518

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Абакаева Светлана Тагировна

Использование кроссенса как метода развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золотая рыбка» Елабужского муниципального района Республики Татарстан «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССЕНСА КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила: Абакаева С.Т., заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 29 «Золотая рыбка» г. Елабуга, 2022 годТема: «Использование кроссенса как метода развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления дошкольников». Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения инновационного метода развития логического и творческого мышления дошкольников. Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с методом кроссенс и его применением в практике. 2. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для коллективной работы. Ожидаемые результаты:1. Практическое освоение педагогами метода, предлагаемого на мастер- классе. 2. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности. Введение:Сегодня представляем вашему вниманию метод, применяемый нами для развития детской познавательной инициативы, логического и творческого мышления дошкольников. Метод называется «Кроссенс». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс –загадка, головоломка, ребус. Этот метод разработан Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского означает - пересечение слов. Новизна его заключается в том, что метод кроссенс впервые применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данную технологию можно применять при проведении ОД, познавательной, экспериментальной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и родителями. Что же касается оригинальности: Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, похожее на поле «Крестиков - ноликов». Идея кроссенса, как все простое, гениальна и, как все гениальное, очень проста. Он похож на кроссворд. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Вот пример авторского кроссенса. Суть метода – разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. В ассоциативном ряду можно использовать только существительные. Кроссенс рекомендуется начитать читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5. Все остальные варианты (по диагонали, через одну) не рассматриваются. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Авторами утверждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления. Данный метод нам понравился а интерес детей к смыслу картинок побудил к дальнейшему его изучению.Актуальность использования метода: Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься - куда нас приведёт слово «образование»? По сути, детский сад занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны. Если сравнивать - то и другое со строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые составляют фундамент; слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Изобилие образов тоже приветствуется не всеми. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие.Естественно, дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, мы, основываясь на идее метода, предлагали детям для разгадывания кроссенсы с полем из двух, а затем – из четырех квадратиков. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группой. Сначала дети разгадывали кроссенсы, не связанные с реализуемым нами проектом, вот пример одного из них:Выставить на игровом поле БАБА ЯГА – КУРИЦА Для того, чтобы всем было хорошо видно, продублируем изображение на экране. Мы обращались к детям так: Все в мире взаимосвязано. Знаете, например, как связаны между собой Баба Яга и курица?А вы уважаемые коллеги как думаете?Все очень просто: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках – а курьи ножки есть и у курицы. Коротко ассоциативную цепочку можно выразить так: БАБА ЯГА – ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ – КУРИЦАСледующий кроссенс предлагаем разгадать детям самостоятельно:Выставить на игровом поле ИНДЕЕЦ – ЧИППОЛИНОА вы уважаемые коллеги попробуете разгадать?Индеец имеет оружие – лук; чиполлино, по своей сути, овощ – лук.Ответ: Итак, мы имеем логическую ассоциативную цепочку:ИНДЕЕЦ – ЛУК – ЧИПОЛЛИНО.Такая игра с картинками, смыслами и понятиями очень нравилась детям.Мы подумали, почему бы не использовать данный метод в деятельности по проекту?Вот что получилось: БУРАТИНО – ТАБУРЕТКАКакая связь между Буратино и табуреткой? …. Верно, дерево, вещество, из которых сделаны эти предметы (в физике – физические тела).МОЛНИЯ – УТЮГСамый яркий (в буквальном смысле слова) пример электрического явления - молния; благодаря использованию электрических явлений стало возможным появление электрических приборов. Ответ: Логическая цепочка следующая: МОЛНИЯ – ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – УТЮГВот пример кроссенса из четырех картинок по разделу физические тела:Выставить на игровое поле МОЛОКО – ЛЕД – РЕКА – ЕЖИК Попробуем разгадать?Повинуясь нормам чтения в русском языке, нужно начитать читать сверху вниз и слева  направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Итак, первая картинка это молоко, следующий шаг - найти, что его связывает со следующей картинкой – ответы могут быть самые неожиданные (Ответы слушателей).Ответ: Если молоко смешать со льдом, то получится мороженое. Лед – это замороженная вода. Вода есть в реке. Если в реку упадет ежик – он свернется клубком. Ежик может свернуться и молоко может свернуться, если стоит в тепле. Ежик любит молоко. Таким образом, нехитрая цепочка простых ассоциаций замыкается и разъясняет смысл работы с образами в кроссенсе.Вот еще пример кроссенса из четырех картинок (более сложный): Выставить на игровое поле ЧАСЫ – ПЛЯЖ – МОРЕ – ПУСТЫНЯПопробуйте разгадать сами, уважаемые коллеги.Ответ: Логическая цепочка следующая: Часы изображены песочные – песок есть на пляже – пляж бывает возле моря – слова «Море» и «Пустыня» - противоположности - в пустыне, как и песочных часах – песок.Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаем вашему вниманию Алгоритм создания кроссенса для дошкольников:1.    Определение тематики, общей идеи.2.    Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.3.    Нахождение связей между элементами, определение последовательности.4.  Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.7.     Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.8.  Построение ассоциативной связи между образами элементов.При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры: Конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.Всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше. Полнота решения — все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами? Краткость — нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд. Красота решения — тонкие или неожиданные ассоциативные ходы. Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми: на стадии определения темы образовательной деятельности, для определения и постановки проблемы, для закрепления материала, как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений),как творческая совместная работа родителей с детьмиПодведем итог: Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории, с целью создать условия для самостоятельного творческого поиска. Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Составлять кроссенсы - одно удовольствие. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое креативное мышление. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В заключение мастер – класса, хотелось отметить, что:Объекты нашего мира многомерны во многих смыслах, и именно на пересечении этих смыслов часто открываются крупицы истинного знания, новые свойства или скрытые глубины. Список литературы: 1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г. 2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012г.3. Сыпченко Е.А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.4. Яфаева В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программ – руководство. Уфа: БИРО5. Забордина Н.А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014г.6. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 2012г. 7. Москвина Т.В. Психолого – педагогические основы проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2015г.8. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Академия, 2013г.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X