Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55518

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Васюхина Тамара Ивановна

Формирование основ духовно-нравственной культуры у дошкольников средствами проектной деятельности

скачать документ

Вернуться назад

Васюхина Тамара Ивановна-воспитательБДОУ г. Омска «Детский сад №207комбинированного вида» Формирование основ духовно-нравственной культуры у дошкольников средствами проектной деятельностиДуховно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.  В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры. Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного сознания. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. [3, с.67]Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей, можно только в сотрудничестве с семьей. [3, с. 61] Федеральный государственный  образовательный стандарт  требует от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.    Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет  решить все поставленные задачи.  [1, с. 58] Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей)  познает мир, учится взаимодействовать с ним. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. В связи с этим был внедрен семейный проект «Вся семья вместе, так и душа на месте» Разработанный нами проект социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Он ориентирован на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. Вот почему проблема сохранения семейных связей, ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в социально-коммуникативном и духовно-нравственном развитии ребёнка.[3, с. 85-96] Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки. Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать.Основная идея проекта: помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.Цель проекта: создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи, развития чувства семейной сплочённости, воспитания интереса к истории своей семьи.Задачи проекта:Продолжать формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных людей, в семье все любят и помогают друг другу, семьи бывают разные); её составе, взаимоотношениях, родословной.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности; развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.Развивать умение рассказывать о себе, о членах своей семьи.Помогать разбираться в родственных связях.Развивать готовность и способность проявлять заботу о родных людях; уважение к старшему поколению.Способствовать осознанию детьми себя как полноценного, любимого члена семьи. Реализация данного проекта невозможна без сотрудничества с родителями. [2, с. 126] С целью обогащения детско-родительские отношений опытом совместной творческой деятельности, создания условий для развития творческих способностей родителей и детей в процессе совместной деятельности был организован конкурс творческих работ «Семейное гнездышко», исследовательская деятельность по составлению родословной своих семей, создание альбома «Семейные истории». Данная деятельность помогла понять детям важность наличия семьи и способствовала развитию интерес к истории своей семьи. Изготовление фотоколлажа «Как две капли воды» помогло детям осознать внешнее сходство близких родственников, родителей и детей. На этом этапе было организовано совместное мероприятие для детей и родителей «Моя семья – мое богатство», на которомдети пели, танцевали, играли вместе с родителями, состоялась презентация книги «Семейные истории», организована выставка творческих работ, подведены итоги конкурса «Семейное гнездышко». Результатом реализации проекта стало создание эмоционально благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок чувствует себя желанным и защищенным. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что метод проектов в дошкольном учреждении является не только эффективным средством познавательно – личностного развития дошкольников, но и связующим элементом между педагогами и родителями. Кроме того проект способствовал активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Результатом проекта считаем, удовлетворенность от общения, совместных дел. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, духовности, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.Само духовно-нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.Список используемой литературы: Давыдова О.И., Майер А.А., Богословец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - ООО «ТЦ Сфера», 2012гЗацепина М.Б. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие. Мозаика-Синтез. 2005г.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Пособие для педагогов и родителей. - М.: Мозаика, 2008г.Васюхина Тамара Ивановна воспитатель 1 категории БДОУ г. Омска «Детский сад №207 комбинированного вида» HYPERLINK "https://e.mail.ru/messages/inbox/" tamara_vasuhina@mail.ru

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X