Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55453

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Денисова Ольга Александровна

Методические основы применения игр в процессе обучения

скачать документ

Вернуться назад

Методические основы применения игр в процессе обучения.автор: Денисова Ольга АлександровнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Дом детского творчества № 4»( МБУ ДО «ДДТ № 4»)г. Новокузнецкпедагог дополнительного образованияМетодические основы применения игр в процессе обучения.Аннотация: Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого.Ключевые слова: воспитание, игровая деятельность, педагогическая игра, дидактические игры. Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Игровая деятельность – это особая форма человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Педагогическая игра – это наличие четко поставленной цели обучения соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дидактические игры – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и метод: и познание, и труд, и общения, и искусства, и спорт. Отсюда и называние игр: познавательные, интеллектуальные, строительные. Игра-труд, игра-общение, музыкальные игры. Художественные, подвижные, спортивные, дидактические или обучающие игры. Существует много различных функций игры, например самореализация; ребенок самореализация в игре, т.е. раскрывает свои творческие способности. Особое место среди функций занимает организаторская. Игровая форма организации занятия (урока) (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, придумывание сказок и т.д.) помогают детям, легко включится в познавательную деятельность. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. В педагогике и психологии классификации игр разнообразны по различным основаниям, выделяют такие игры как:комбинированные (предусматривают умение создавать новые композиции из имеющихся элементов, деталей, предметов);игры на планирование направлены на формирование умения планировать последовательность, действий для достижения какой – либо цели. (Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже);игры на формирование умения анализировать (предусматривают умение объединять отдельные эмоционального реагирования – в игровых занятиях контролируется контекстом игры, сюжета, игровой ролью). [1] Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра – это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя. Игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходит от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительной особенностью игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. В интеллектуальных играх творческая задача - быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх и играх – драматизациях задача другая, но творческая - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующая в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Таким образом, при подборе игр для обучения следует с каждой новой игрой усложнять правила и требования к игре, тем самым способствовать развитию упорности, стойкости, умения довести дело до конца. Все это помогает для дальнейшей деятельности и развития. Занятия (уроки) с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения, развития и воспитания, поскольку отход от традиционного занятия (урока) и введение игрового сюжета привлекает внимание всех учащихся группы. В.А.Сухомлинский писал: « Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности».Заключение Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития различных видов игры и их содержания. Характер игры, ее виды и структура определяется обществом. Но не стоит забывать и о возрастных особенностях младшего школьника. Ведь до того момента, как ребенок пошел в школу, главный вид деятельности для него была игра, а при поступлении в школу вид деятельности меняется на учебную. И главная задача педагога на этом этапе осуществить плавный переход от игровой деятельности к учебной, конечно, не искоренять в дальнейшем игру, а способствовать ее преобразованию в учебную, при чем познавательную и продуктивную деятельность. На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения. Самые познавательные и интересные (по способу организации) игры – это дидактические. Они имеют огромное значение при обучении младших школьников. Особо продуктивными и полными эти игры являются при правильном закономерном применением их в образовательном процессе. Ведь она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей младшего школьника. Любой вид игр доставляет ребенку удовольствие и многостороннее развитие.Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими. Таким образом, можно сделать вывод, что игра, в младшем школьном возрасте, является частью жизни ребенка. С помощью игры он воспринимает окружающую действительность. Игра помогает надолго закрепить знания, умения, навыки, которые приобрел ребенок в ходе игры. Игра не только развлечение, но и в определенном смысле работа для младшего школьникаСписок литературы1.Архипенко, Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника[Текст] / Ф.А. Архипенко // Начальная школа – 1989,№4 – 54с.2.Бабкина, Н.В. Использование развивающихся игр и упражнений в учебном процессе[Текст]/Н.В. Бабкина// Начальная школа – 1998,№4 – 57с.3.Вайнер, М.Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников[Текст] / М.Э. Вайнер// Начальная школа: Плюс-минус – 2001,№4 -56с.4.Гришкова, Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности [Текст] / Г.Н. Гришкова // Начальная школа – 2004,№11 – 49с.5.Жукова, З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры [Текст] / З.П. Жукова // Начальная школа – 2006,№5 – 48с.6.Минскин, Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. [Текст]/Е.М. Минскин – М.: Просвещение, 1982.- 192с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X