Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55429

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Иванова Валентина Михайловна

Реферат "Научные направления и подходы в психологии ХХ"

скачать документ

Вернуться назад

ГКУ РС(Я) «Верхневилюйский центр содействия семейному воспитанию им. И.И. Седалищева» Научные направления и подходы в психологии XX векаВЫПОЛНИЛА: Иванова Валентина Михайловна, соц. педагогСодержание Введение-31.Бихевиоризм-8Заключение-23Использованная литература-24ВведениеС древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты. Традиционно история психологии имела развитие научных исследований и школ творческий путь выдающихся ученых, их вклад в психологическую науку. При этом принимались во внимание экономические условия, в которых осуществлялась деятельность психологов. Нельзя представить существование науки в социальном вакууме. Она всегда отвечала на вызов времени.ХХ столетие характеризуется исключительным по своему масштабу развитием автоматики, электроники, освоением новых видов человеческой деятельности.Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризуют важную роль современной психологии. Промышленная революция начала ХХ ст., связанная с автоматизацией производства, стимулировали становление психологической науки с ее интересом к мотивации, стимулу, возможностям усвоения и восприятия человеком информации и другими направлениями, связанными с изучением потребностей, мотивов работников, которые могли способствовать повышению производительности и эффективности труда при капиталистическом укладе экономики. Однако это не означало, что государство напрямую управляло развитием науки. Смена правительств зарубежных стран (приход к власти то демократов, то республиканцев в США, лейбористов или консерваторов в Великобритании) ничего не меняли в содержании научных исследований психологов и практически не отражались на научной жизни университетов и научных организаций. По-другому обстояли дела в странах с тоталитарными режимами, где во главу угла ставилась идеология. «Идеологизация» науки имела место и в отечественной истории, что не могло не сказаться на ее развитии. Остановимся на характерных чертах развития психологии ХХ века в нашем отечестве.1. Особенности развития отечественной психологии в ХХ векеДо 20-х годов ХХ столетия отечественная психология развивалась, как и любая другая мировая научная мысль. У российской психологии, имевшей существенно значимые естественно-научные традиции и интересные философские разработки, не было принципиальных отличий от развития науки на Западе. К тому времени в мире уже широко были известны имена российских ученых И. Павлова, И. Сеченова, В. Бехтерева, Л. Выготского и других. То есть были все основания рассматривать отечественную науку как один из отрядов мировой научной мысли.Ситуация начала изменяться после октября 1917 года. На І Всероссийском съезде по психоневрологии (1923г) впервые было выдвинуто требование применить марксизм в психологии, что явилось началом психологизированной «перестройки» психологической науки.Это положило начало жесткому идеологическому прессингу, оказавшему влияние на развитие советской психологии.Первая волна репрессий ударила по психологии на рубеже 20-30-х годов и сопровождалась физическим уничтожением многих ученых, в середине 30-х годов, она имела апофеозом объявление педологии реакционной лженаукой, а психотехники – «так называемой наукой». Была проведена жестокая чистка рядов психологов. Укоренилось подозрительное отношение к педагогической и детской психологии как отрасли науки и практики, «возраждающей педологию».Вторая волна репрессирования психологии пришлась на конец 40-х – начало 50-х годов, обозначившаяся как борьба с «безродным космополитизмом», сопровождавшаяся погромными выступлениями против С.Л. Рубинштейна, М.М. Рубинштейна и др. Были сделаны попытки вытеснения психологии и замена ее в научных и образовательных учреждениях физиологией высшей нервной деятельности. В результате этого на протяжении 30-35 лет в отечественной психологии сложилась своеобразная тактика выживания, которая учитывала систематический характер репрессий и во многом определялась ожиданием новых гонений. С этим связана демонстративная присяга психологов, как и представителей других естественных наук, на верность «марксизму-ленинизму». Вместе с тем психологи стремились использовать в марксистском учении то, что могло послужить прикрытием конкретных исследований, которые, главным образом были связаны с разработкой психогноссеологических и психофизических проблем, с обращением к диалектике психического развития. Использовались и взгляды многих зарубежных психологов под видом их идеологической критики.Так, возникнув в конце ХІХ века на Западе, педология или наука о ребенке, в начале ХХ века была распространена и в России как широкое педологическое движение, получившее развитие в годы предшествующие октябрьскому перевороту.Педология как наука стремилась строить свою деятельность на четырех важнейших принципах, существенным образом менявших сложившийся в прошлом подход к изучению детей. Эти принципы: отказ от изучения ребенка «по частям» (физиология, психология, невропатология и др.); генетические ориентиры (ребенок как существо развивающееся, поэтому понять его можно только, принимая во внимание динамику и тенденции развития); рассмотрение и изучение ребенка в контексте социальной среды; сделать науку о ребенке практически значимой, перейти от познания ребенка к его изменению.После 1917 года развертывается обширная сеть педологических учреждений. Можно сказать, что в этот период вся работа по изучению психологии детей проводилась под эгидой педологии и все советские психологи, а также врачи, физиологи, педагоги работали над изучением ребенка.Кульминация наступления на психологию на «идеологическом фронте» - разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП (б) постановлением 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология была объявлена антимарксистской, реакционной буржуазной наукой о детях. «Контрреволюционные» задачи педологии выражались в ее «главном звене» - фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и «какой-то неизменной среды».Поток обвинений и клеветы после постановления ЦК обрушился на педологию. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и факультеты, как впрочем, и сама специальность. Последовали исключения из партии, увольнения с работы, аресты, требования «покаяния» на всевозможных собраниях.Июльское постановление «выплеснуло с водой» и предмет внимания «псевдоученых» - самого ребенка. Драматические последствия разгрома педологии сказались на судьбах всей прикладной психологии в СССР, интенсивно развивающейся в 20-30 -е годы.На этот период пришлась ликвидация еще одной «псевдонауки» - психотехники, которая видела основную свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами в использовании на производстве законов человеческого поведения (субъективного фактора) для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения. В конце 30-х годов директивно были прекращены все работы по этой проблеме. Это привело к замораживанию на долгие годы всей проблематики психологии труда.Навязанные политической ситуацией специфические условия выживания и сохранения кадров ученых и самой науки оказались основным препятствием на пути ее нормального развития. Это выразилось, прежде всего, в отказе от изучения сколько-нибудь значимых и актуальных социально-психологических проблем. Так, например, до начала 70-х годов исследования межличностных отношений и личности фактически исключались из обихода. Отсюда полное отсутствие работ по социальной, экономической и управленческой психологии. Идеологическое табу уводило психологию в сторону от социальной практики и ее теоретического осмысления. В результате образовались обходные пути. Изучение личности заменяли идеологически нейтральные исследования типов нервной деятельности, темпераментов и способностей.Однако отечественная психология при всех потерях выстояла, вышла из анабиоза и уже в 60-70-х годах стала понемногу набирать скорость, используя ускорение, которое ей придало осуждение культа личности. В 80—е годы психология получила новые импульсы для развития.2. Интеграция отечественной науки в мировое сообщество психологовИзменения в политической и экономической жизни общества существенно повлияли на новый этап развития отечественной психологии. Тоталитарное государство было заинтересовано лишь в осуществлении такой науки, которая отказывается от анализа психологии человека, что бы тем самым не привлекать внимания к реальному состоянию дела в общественной жизни. Во второй половине 80-х годов в российской психологии начинают давать о себе знать новые подходы и тенденции, свидетельствующие о начале коренной ломки привычных стереотипов. Эти изменения определяют судьбу науки в новых социально-экономических условиях.Сравнительно легко и безболезненно произошло освобождение от традиционной марксистской атрибутики (ни одно издание не могло быть опубликовано без обязательных ссылок на источники марксизма-ленинизма). Гораздо большие трудности были связаны с постепенным изменением традиционных воззрений психологического сообщества. В настоящее время сняты ограничения с творческой мысли психологов, однако процесс перестройки еще, конечно, не завершен.Произошла переоценка тех характеристик психологических теорий и взглядов ученых, которые в недавнем прошлом характеризовались как «реакционные», «консервативные» (Бехтерева, Франка, Бердяева, Шпета). У ученых исчезли опасения, что их труды могут не понравиться власть держащим. Были сняты идеологические табу, перекрывавшие путь к включению отечественной психологии в общий поток мировой психологической науки. Основная тенденция российской психологии, которая характеризует в этом отношении конец ХХ века – это отказ от сопоставления ее зарубежной психологической науки. Отказ от аксиоматического утверждения, «что советская марксистская психология, единственно верное и перспективное направление для развития науки». Если в недавнем времени практически вся зарубежная психология квалифицировалась как «буржуазная наука» или «служанка империализма», то теперь эта контркаверза вышла из употребления.Для ученых психологов стало доступным изучение опыта и идей своих зарубежных коллег. Сотни книг зарубежных авторов в переводах появились и стали доступны всем. Международные контакты с крупнейшими психологами Западной Европы и Америки приобрели систематический характер, хотя в количественном отношении не очень велики.В настоящее время отечественная психология является востребованной наукой и пытается развиваться в соответствие с требованиями времени. Так, за несколько последних лет резко увеличилось число учреждений, в которых представлена прикладная психологическая проблематика. Издаются многочисленные периодические издания, в которых освещаются результаты практико-ориентированых исследований; во много раз увеличился поток работ, посвященных проблемам педагогической, инженерной, военной, судебной и другим прикладным отраслям психологии. Заметно возросла востребованность психологических служб в школах, воинских частях, предпринимательских фирмах, в центрах семейной психотерапии, медицине и т.д.1.БихевиоризмВ целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878-1958) - автор программной статьи нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста", написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior - «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. Уотсон отошел от господствовавшего в его время структурализма, который опирался на метод интроспекции, и стал исследовать только доступные наблюдению проявления индивидуальных реакций. Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по устранению фобии у маленького Альберта. В исследованиях Д. Уотсона, в частности, было показано, что, если сочетать безусловный стимул, вызывающий у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другим, первоначально нейтральным, например, с белым кроликом, то через некоторое время страх может вызваться уже одним только показом кролика. Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.Главный представитель этого направления - американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший много исследований для уточнения схемы стимул - реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Берриса Фредерика Скиннера (1904-1990), разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие "оперантного обусловливания", которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в "классическом" обусловливании И.П. Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения.ЗаключениеТаким образом, можно сказать, что отечественная психологическая наука в ХХ столетии в силу историко-политического положения нашего общества не имела возможности развиваться в полную силу.Идеологические препоны на долгие годы вынудили психологов развивать свою науку однобоко – сосредоточив внимание на изучении физиологических и познавательных процессов развития и минуя изучение социальной, экономической, управленческой и других прикладных направлений психологии.Огромный вред отечественной психологии был нанесен репрессивными действиями как морального, так и физического воздействия.С конца ХХ века ситуация в развитии отечественной психологии изменилась в связи с постепенной демократизацией нашего общества. В настоящее время психология является востребованной наукой, как одна из ведущих наук о человеке.Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, - но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, которым в разное время являлись разные стороны психики человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т.д.Использованная литература:1. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;2. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998;3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999. – 512с.;4. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001;5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002. – 720с.6. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. – М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002. – 832с.7. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вызов – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X