Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55429

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Александрова Татьяна Викторовна

Игра как средство развития творческого потенциала подростка

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7» ГОРОДА СМОЛЕНСКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:«ИГРА КАК СРЕСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКА» Выполнил: преподаватель отделения «Искусство театра» Александрова Т.В.2021г. Содержание Введение ………………………………………………………………………….31.  Пути и средства развития творческих способностей……………………...62.   Игра как средство развития творческих способностей  подростков………………………………………………………………………20Заключение ………………………………………………………………….…25Список литературы …………………………………………………………...26Приложение .…………………………………………………………………...28                 Введение В сфере образования и воспитания подрастающего поколения остро стоит проблема развития творческого потенциала, творческих способностей, повышения уровня креативности, необходимость подготовки человека, способного не только адаптироваться к быстро изменяющимся условиям среды, но и готового активно проявить себя в разнообразной деятельности, осуществить воздействие на окружающий мир, способствовать прогрессу. Конечно, в рамках каждого вида образования продумана и ведется систематическая работа, направленная на развитие творческих способностей детей. Однако следует заметить, что предпринятых усилий недостаточно, что ставит перед нами задачу рассмотрения данной проблемы в рамках системы дополнительного образования.         Система дополнительного образования, построенная в соответствии с требованиями личностно – ориентированного подхода, в большей степени способствует решению проблемы развития творческих способностей детей, особенно в подростковом возрасте, поскольку в этот период дети ориентированы на социализацию, познание человеческих отношений.         Проблема развития творческих способностей находит отражение в трудах Л.С. Выготского, Е.А. Тимофеевой, Д.В. Менджерицкой, Е.Р., Флериной, Я.А. Пономарева, Я. Парандовского, С.О. Грузенберга, Дж. Гилфорда, Э.П. Торренса,  Н. Воллаха, Н. Когана, П. Вернана, Д. Харгривса, Е.Л. Григоренко, Р. Стенберга, Д. Лаверта, Тамберга Ю.Г.,  Б. М. Теплова, Петровского А.В., Н.С. Лейтеса,.         На наш взгляд, наиболее эффективным средством развития творческих способностей в подростковом возрасте является игра. Игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как игра дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплочения на основе общих замыслов и интересов.Игра в подростковом возрасте имеет большое воспитательное значение. Она способствует развитию высоких моральных чувств: долга, патриотизма, дружбы. Игра способствует развитию волевых черт характера. Всякая игра имеет определенную цель, эту цель хорошо осознают подростки и борются за ее осуществление, преодолевая порой немалые трудности. Игра приучает делать умственные усилия, думать, планировать, делать усилие, чтобы запомнить, быть внимательным. Так, в процессе игры развивается мышление, память, внимание, которые столь необходимы в жизни, в учении и в труде. Игра вырабатывает умение видеть в предмете и в явлении существенное, характерное, помогает глубже осознать явления действительности. В игре подросток проявляет свои способности и склонности, которые иной раз не выявляются в других видах  деятельности.О том, чему надо обучать детей, издается множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, - такой литературы все еще недостаточно.Проблемой являются условия организации игровой деятельности в системе дополнительного образования как средства развития творческих способностей подростков.Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей подростков в учреждении дополнительного образования.Предметом исследования  - условия организации игры как средства развития творческих способностей подростков в учреждении дополнительного образования. Цель – выявление условий организации игры как средства развития творческих способностей подростков в учреждении дополнительного образования. В ходе работы мы ставили перед собой следующие задачи:1. Рассмотреть пути и средства развития творческих способностей2. Рассмотреть игру как средство развития творческих способностей подростков.3. Сделать подборку игр влияющих на развитие творческих способностей подростков. Пути и средства развития творческих способностей Творчество тесно взаимосвязано с такими понятиями как «творческая деятельность», «воображение». Дадим им определения: педагогический энциклопедический словарь определяет: творческую деятельность как форму деятельности человека или коллектива, создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего; воображение как психологический процесс, заключающийся в создании образов существующих или не существующих предметов, которые в данный момент не воспринимаютсяО том, чему надо обучать детей, издается множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, - такой литературы все еще крайне мало. Изучая психолого-педагогическую и периодическую литературу, мы выделили несколько путей и средств развития творческих способностей.         По мнению В.Н. Дружинина развитие креативности проходит как минимум две фазы:1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа наступает в 3-5 лет.2. Подростковый и юношеский возраст (возможно, от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. В этом возрасте мы имеем дело с личностью уже во многом сложившейся, аккумулировавшей различные социокультурные влияния и переработавшей их в определенную, хотя и неустойчивую систему отношений с миром.И.В. Воскобойников предлагает развивать творчество по правилам:1. Если вы всерьез решили посвятить свою жизнь творчеству, старайтесь работать много и постоянно, не дожидаясь вдохновения. И тогда вдохновение найдет вас. Так великий композитор П. И. Чайковский работал, сочиняя музыку, ежедневно и помногу. Иногда он трудился как Сальери, а иногда, в счастливые минуты, бывал Моцартом.2. Обязательно нужно быть одержимым, или, по крайней мере, увлеченным творчеством, для того чтобы добиться успеха в нем.3. Ежедневный одержимый труд, для приобретения высокого мастерства. Многие великие творцы считают, что создать один раз в жизни какое-либо сносное произведение искусства, в принципе, может каждый. Это как чудо, которое тоже случается с каждым хотя бы один раз в жизни. Чудо потому и является чудом, а не обыденным фактом, что его невозможно повторить, воспроизвести. Но есть творцы, которые умеют это делать. Для того чтобы ежедневно воспроизводить чудо, требуется это высокое мастерство.4. В искусстве добивается удачи лишь тот, кто приносит новые, свежие идеи, которые подсознательно ждет все общество.Лев Семенович Выготский, труды которого положили начало школьной психологии, сформулировал три закона развития творческого воображения.1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства.Перечислим основные способы развития творческого воображения предложенные Тамбергом Ю.Г.:1. Сформировать мотивацию2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку.3. Фантазировать должно, быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом умением и рационально мыслить.4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.5. Собственным примером.6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике.7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.Ниже рассмотрено 35 приемов фантазирования.Увеличение – уменьшение. Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений). Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов: а) выбирают несколько произвольных объектов живой или неживой природы; б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы»; в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.Оживающий рисунок. (Задается вопрос: вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете, - оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений? Ребенок описывает свои фантазии).Исключение некоторых качеств человека. Перечислите свойства и качества человека, а потом одно- два свойства исключите, что получилось? (например: человек не спит, человек не чувствует боли, человек потерял вес, обоняние)Превращение человека в любой объект. Человек превращается в другого человека, в животных, в растения, в объекты неживой природы. Это богатейший материал для сказок. Но самое главное в этом приеме – воспитание эмпатии – умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.Антропоморфизм. Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами любых объектов – одушевленных и неодушевленных.Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ (например: способность двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться).Придание объектам неживой природы необычайных свойств.Оживление умерших людей, животных, растений. (Например: - Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?)Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок. (Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его нарисовать, и он оживет).Оживление героев художественных картин и скульптур. (Ожили персонажи картин известных художников – бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы).Изменение привычных отношений между героями сказок. (Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную, «Серый волк ей верно служит...», храбрый заяц, трусливый лев).Метафора. Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. (Например, «говор волн», «холодный взгляд»).Дать новое название картине. Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия.Фантастическое объединение. Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек =  русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.Фантастическое дробление. Вспомните сюжет сказки Светлова о человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и разбился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один гривенник разменяли на копейки, другой стал большим начальником и выглядел важнее рубля, третий стал размножаться.«Как мне повезло». (Например: - Как мне  повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце; - Как мне  повезло, - говорит другой подсолнух, - а я похож на…)Прием Ускорение – замедление. Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: «Что будет, если...», «Что произойдет, если...»Ускорение и замедление времени. Темы фантастических рассказов: ситуация 1. Ты изобрел хронодин – устройство, с помощью которого ты сможешь по своему желанию менять скорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Можешь ускорять любые процессы или замедлять их; ситуация 2. Не ты изобрел хронодин, а кто-то другой, и этот другой, неожиданно для тебя, по своему желанию, меняет скорость протекания процессов, в которых ты участвуешь; ситуация 3. Ты изобрел хронотур (тур – это движение по кругу) – устройство, с помощью которого ты можешь повторять события, повторять супружеские браки, омолаживать и старить много раз людей, животных, предметы, машины. Ответе на вопросы: кого бы ты омолодил и на сколько лет? какой период жизни ты бы хотел прожить еще раз?Машина времени. У вас появилась машина времени! Вы на нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в далёкое будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.Хроноклазм. Это парадокс, вызванный вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то та поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому.Метод Л.Н. Толстого. Пишут, что Л.Н. Толстой регулярно пользовался в качестве утренней гимнастики ума следующим методом. Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу и писать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.Свободное фантазирование. Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. (Например: придумайте фантастическое растение).Придумать фантастическое сооружение. (Например: здание будущего).Придумать новый вид транспорта. Согласно идеологии ТРИЗ, идеальный транспорт – транспорт, которого нет, а все его функции выполняются.Придумать новый праздник или конкурс.Придумать драматический сюжет.Придумать новую фантастическую игру. Чтобы придумать новую невиданную игру, надо придумать невероятные условия и правила этой игры.Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей. Вы стали могущественным волшебником. Достаточно подумать – и в любое время, но только доброе, ваше желание исполняется. Вы, например, можете кого угодно сделать счастливым. Но если вы задумали что-то плохое для другого, то это произойдет с вами.Вы стали обладать даром телепатии. Телепатия – передача мыслей и чувств на расстоянии без посредства органов чувств. Можно даже не только читать мысли других людей, но и мысленно заставлять делать людей то, что хочется вас. Как вы используете этот дар?Метод Нади Рушевой. Надя Рушева к 16 годам прочитала с фломастером или пером в руке книги более пятидесяти писателей, от античных до современных. Читала, фантазировала и рисовала. Это помогло ей достигнуть легкости, изысканности и «парения» линий в своих рисунках. Этот замечательный, но не популярный способ называется: трудолюбие и упорство!Метод РВС. Размер, вес, стоимость изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Такие мысленные эксперименты «размывают» привычное представление об улучшаемой системе, делают ее «мягкой», изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны. Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет преодолеть психическую инерцию мышления. Есть еще метод «Супер- РВС», когда просматриваются предельные расходы одновременно нескольких характеристик.Метод переноса свойств. Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов. Алгоритм: 1.выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычайные свойства; 2.выбирают несколько случайных объектов; 3.для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков; 4.сформулированные свойства переносятся на фокальный объект. Можно использовать комбинацию свойств. Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.Комбинация приемов. «Высшим пилотажем» фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет – совершенно неизвестен.Красивые древние фантазии с превращениями. В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.Рассмотрим методы обучения, называемые эвристическими, предложенные А.В. Хуторским. Такое название они получили потому, что результатом их применения всегда является создаваемая детьми образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, знаковое или текстовое произведение, картина, поделка и тому подобное.Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Этот метод вполне применим для «вселения» детей в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Условием успешного применения метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. В моменты вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ребенка, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ребенка, которому удается отождествовать себя с объектом. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку задействует неиспользуемые обычно возможности детей.Метод смыслового видения. Одновременная концентрация детей на образовательном объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта. Здесь требуется создание у ребенка определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Применение данного метода приводит к развитию у детей таких познавательных качеств, как наитие, озарение, инсайт.Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения детей выражается в словесной или графической образной форме, то есть дети проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.Метод символического видения. Метод символического видения заключается в отыскании или построении ребенком связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта. Педагог предлагает детям наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных «символов».Метод образной картины воссоздает такое состояние ребенка, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ребенка возникает образная картина, детям предлагается выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ребенок во время такой работы не только мылит различными масштабам, соотносит свои звания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.Метод придумывания – это способ создания неизвестного детям продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: А) замещение качеств одного объекта  качествами другого с целью создания нового объекта; Б) Отыскание свойств объекта в иной среде; В) Изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.Метод «Если бы...». Детям предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение детей, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем, фундаментальные основы различных наук.Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект сознания, его отдельные части или качества. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.Метод эвристического наблюдения. Дети, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат проведения; б) примененный способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества детей в ходе их наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у них ранее. Одновременно с получением заданной информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые знания.  Этот процесс носит либо спонтанный характер, либо целенаправленный. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.Метод фактов. Осознанное владение детьми физическими органами чувств требуют последовательного развития в дальнейшей познавательной деятельности. Прежде всего, это относится к такому фактору познания, как поиск фактов, отличие их от «нефактов». Оказывается, что очень не просто отличить детям то, что они видят, слышат, чувствуют, оттого, что думают.Метод сравнения применяется для сравнения версий разных детей, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные при сравнении различных аналогов между собой.Метод исследования. Выбирается объект исследования. Детям предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования; план работы; факты об объекте; опыты, рисунки опытов, новые факты; возникшие вопросы и проблемы; версии ответов; рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты; выводы. Выполнив последовательно все перечисленные шаги, ребёнок получает свой собственный образовательный результат.Метод конструирования  понятий. Формирование у детей изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, педагог помогает достроить их до некоторых культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение понятия. Одновременно педагог предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены авторами разных книг. Различные формулировки остаются в  блокнотах детей, как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.Метод конструирования правил. Изучаемые в общеобразовательных курсах правила могут быть созданы, «открыты» детьми.Метод гипотез. Детям предлагается задание – сконструировать версии ответов на поставленный вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Дети предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию. Этот метод развивает навыки предвидения, прогнозирования, гипотетичности.Метод прогнозирования  применяется к реальному или планируемому процессу. Дети, опираясь на прежние наблюдения, обнаруженные закономерности и на собственные прогностические способности, выполняют рисунок. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.Метод ошибок. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только в целях ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получения. Это стимулирует эвристическую деятельность учеников,  приводит  их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.Метод конструирования теорий. Детям предлагается выполнить теоретическое обобщение проделанной ими работы следующими способами: 1) обнаруженные детьми факты классифицируются по заданным основаниям. 2) выясняются типы позиций наблюдателей. 3) формулируются вопросы и проблемы, относящиеся к наиболее примечательным фактам. Дальнейшие занятия обеспечивают развитие образовательного процесса в следующей последовательности теоретических обобщений; факты; вопросы о них; гипотезы ответов; построение теоретической модели; следствия модели; доказательства модели (гипотезы); применение модели; сопоставление модели с культурными аналогами.Методы контроля. Творческое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В творческом обучении образовательный продукт ребенка оценивается по степени отличия от заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удается добиться ребенку, тем выше оценка продуктивности его образования.Методы самооценки. Самооценка ребенка вытекает из итоговой рефлексии. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе образовательной программы; количественные – отражают полноту достижения ребенком целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ребенка – его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде похвалы педагога, одногруппников, независимых экспертов.Конечно, кроме методов обучения творчеству, существуют соответствующие им формы занятий (концерты, турниры, выставки, ярмарки конструирования и моделирования, организация прессцентра, конференции, инсценирование, фестиваль, поисковая деятельность и другие), педагогические технологии и многое другое.В городе  Арзамасе в 1994 году создан Центр «Одаренные дети» как образовательная структура на базе Центра развития творчества детей и юношества им. А.Гайдара. Практика развития творческой одаренности как отдельного вида предполагает разработку и  реализацию специальных программ, учебных материалов. Разработанные педагогами индивидуальные программы, учебные планы включают в себя дополнительные материалы по развитию творческих способностей детей, коммуникативных и личностных качеств, способствующих их социальной адаптации. Данные программы учитывают 5 основных этапов творческого процесса:1.     Исследовательская активность.2.     Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.3.      Проявление собственных мыслей.4.     Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.5.     Профессиональное творческое самоопределение.           Это способствует развитию наиболее важных способностей и умений одаренных детей, таких как: способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; восприятие неоднозначных вещей; высокие эстетические ценности; развитая интуиция.В развитии одаренного ребенка весьма значимо публичное признание достижений, чему способствует участие в творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня. Игра как средство развития творческих способностей  подростка С развитием ребенка развивается, изменяется и перестраивается его игровая деятельность, равно как и мотивы ее. В игре подростков появляются некоторые особенности, характерные для данного возраста, которые необходимо знать педагогам.Н. К. Крупская указывала на то, что игра учит ребенка всматриваться в жизнь, через игру дети учатся познавать реальную жизнь. Игра способствует всестороннему развитию ребенка: «развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее».Подростки часто вносят в игру азарт, чрезмерную нервозность. Это можно наблюдать в некоторых спортивных играх, особенно при поражении, во время неудач и промахов. Игры, которые перенапрягают силы подростков, следует считать противопоказанными.На организацию и развитие игры подростков оказывает большое влияние отношение к игре родителей и педагогов. Игру подростков следует организовывать, ею следует руководить. Если нет руководства игрой со стороны семьи, школы, учреждения дополнительного образования, то часто это руководство осуществляют люди, которые способны оказать отрицательное влияние на подростков через их игры, привить им в процессе игры те или иные отрицательны качества. Взгляд на игру как на забаву, бесцельную трату времени (а у некоторых родителей и, значительно более редко, у педагогов проявляется стремление запретить игру, считая ее занятием «для маленьких») способен нанести вред воспитательной работе. Игру запретить нельзя – подросток все равно будет играть.Педагоги и родители должны поощрять хорошие игры. Роль воспитателя при этом может быть различна. Он сам может быть участником игры. В этом случае не нужно подавлять инициативу ребят, но следует быть активным участником игры. Руководить игрой можно и не участвуя в ней непосредственно. Руководство может выражаться и в том, что взрослые пропагандируют ту или иную хорошую игру, вместе с ребятами разрабатывать ее план, вносят изменения и дополнения в условия игры.Необходимо приблизить игру к жизни, действительности, освободить ее от бутафории, ненужной пышности.Анализируя материалы о развитии игры в подростковом возрасте, можно сделать некоторые выводы, определяющие значение игры.Во-первых, игра в подростковом возрасте имеет большое воспитательное значение. Она способствует развитию высоких моральных чувств. Творческие игры показывают, как в процессе игры познаются дела и подвиги замечательных людей. На примере этих людей подросток учится проявлять высокие качества, практически овладевает нравственным поведением, которое он усваивает сначала в игре, а затем переносит в жизнь.Разговоры с подростками о долге, о патриотизме, дружбе, проведенные в кабинете, не всегда достигают своей цели, но перенесенные в игровую ситуацию производят гораздо больший эффект.Игра способствует развитию волевых черт характера. Всякая игра имеет определенную цель, эту цель хорошо осознают подростки и борются за осуществление ее, преодолевая порой немалые трудности. Плохо, если подросток не осознает е не переживает этой цели, а является в процессе игры только пассивным исполнителем, - у таких ребят целеустремленность в игре не воспитывается. Целеустремленность особенно благоприятно развивается в коллективной игре, когда коллектив сообща стремится к единой цели.Проверка своих сил и возможностей, появление веры в себя, в свои силы – вот это очень важное и происходит в процессе игры.В процессе игры ребята изживают чувство страха, учатся преодолевать боязнь. Во время игры надо уметь владеть собой, не допускать резкостей и грубостей в отношении товарищей, не распускаться при неудачах, уметь взять себя в руки и подчиниться требованию капитана. Это бывает не так-то легко, но игра заставляет это делать.Дисциплина – основное условие всех игр. В игре воспитывается самодисциплинированность. Часто бывает, что малодисциплинированные подростки являются самыми дисциплинированными в играх и не только сами показывают образцы дисциплины, но являются хорошими организаторами игры, требуют дисциплины от других.Игры развивают подростка, если дают ему возможность познавать новое, если игра происходит не ради игры, а ради удовлетворения познавательных интересов. Такая игра приучает делать умственные усилия, думать, соображать, планировать, делать усилие, чтобы запомнить, быть внимательным. Так, в процессе игры развивается мышление, память, внимание, которые столь необходимы в жизни, в учении и в труде.Игра вырабатывает умение видеть в предмете и в явлении существенное, характерное, помогает глубже осознать явления действительности. В игре ребенок часто сопоставляет, сравнивает, обобщает, в процессе игры он высказывает суждения и умозаключения.Перед педагогом часто встает вопрос, как лучше изучать и познать ребенка? Надо сказать, что нередко лучше всего подросток познается в игре; при этом неожиданно для педагога открывается такие черты характера подростка, о которых взрослый и не подозревал.В игре подросток проявляет свои способности и склонности, которые иной раз не выявляются в учебной деятельности.Не только педагоги, но и родители иногда открывают положительные качества у своих детей в процессе игры и труда.Рассмотрим категорию игр: Творческие. В подростковом возрасте игры с сюжетом и ролью встречаются редко или в значительно измененном виде. С развитием ребенка сюжет игры постепенно заменяется правилами, потом начинает терять свое значение и роль, которая приобретает другой характер. Чаще всего она только переделяет обязанности играющего.В подростковом возрасте изменяются требования к игре. Подросток стремится устранить все условности в действиях, приблизить игру ближе к жизни. Его не удовлетворит уже игра в летчика, который «летит» на самолете. Он будет играть в летчика, который, положим, спрыгнул с парашютом. Его преследуют, а он скрывается на пересеченной местности. Если сюжет игры берется из исторической книги, кинокартины, пьесы, то эта игра носит характер драматизации. Взятые роли – это действительные исторические персонажи, отношения между ними определяются не желаниями играющих, а текстом пьесы, рассказа, содержанием кинокартины, хотя и не возбраняются некоторые отклонения, вносимые исполнителями в процессе игры.Следовательно, одной из форм развития сюжетно-ролевой игры являются игры с историческим содержанием, требующие относительно точного воспроизведения исторических событий, с элементами импровизации и фантазии. В дальнейшем можно наблюдать, как эти игры начинают выливаться в форму театрализованных представлений.Другое направление в развитии творческой игры в подростковом возрасте можно наблюдать в том случае, когда игра воспроизводит действительную жизнь людей в тех или иных условиях. При этом дается только общее направление игры, определяющее ее цель и задачи, деятельность участника игры и его место в игре. Подобные игры могут возникнуть только на определенном уровне развития школьников, когда они уже овладели играми с правилами, когда в задачу игры включаются познавательные моменты.Подобные игры стали возможны и доступны подросткам потому, что у них уже имеются определенные знания и умения, они более или менее ясно представляют себе жизнь людей в определенных условиях.К творческим играм с познавательно-исследовательской целью относятся и «игры - походы», проводимые с подростками, вносятся элементы борьбы и соревнования, устанавливаются правила, но участники игры-походы могут проявлять свою инициативу и вносить в игру много творческих моментов. По нашим наблюдениям, такие игры, если они проводятся организованно, оставляют большое впечатление у подростков. По силе воздействия далеко превосходило десятки бесед, проведенных в кабинете.Игры предъявляют к играющим определенные требования и в отношении знаний. Чтобы играть – нужно знать. Следовательно, игра приобретает и познавательный характер. Игра учит ребят и воспитывает у них высокие моральные чувства, создает дружный коллектив. Большое место в игре занимают и конкретные дела ребят. Происходят они в игровой ситуации, но по содержанию это – нужные, жизненно значимые дела.К творческим играм необходимо отнести и такие игры подростка, которые условно можно назвать поисковыми. У подростка всегда имеется стремление к открытиям, исследованиям.Итак, игры подростка содействуют его умственному, физическому и психическому развитию. В умело организованной игре воспитываются положительные черты характера, выявляются склонности и способности подростков.Развитие творческой игры идет в сторону сближения ее с жизнью, с трудом. В игровой ситуации происходит деятельность ребят, дающая им полезные знания, навыки и умения. Творческая игра носит ярко выраженный познавательный характер. В процессе игры подросток выступает как «исследователь», он делает «открытия», совершает поиски, встречается с трудностями и преодолевает их. Игры, не содержащие поисков и открытий, игры без действительных и полезных дел не интересуют подростка. Творческая игра приводит подростка к трудовой деятельности. Заключение Известно, что творчество – естественные природные функции, проявляющиеся и реализуемые только в творческой деятельности в меру наличия специальных способностей к конкретной деятельности. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении, могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высокими креативными потенциалами.         Пробуждая творческие способности подростков, игра расширяет кругозор детей, способствует усвоению норм общественного поведения, развивает воображение, фантазию. Закон творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте деятельности, а в самом процессе. Важно то, что дети творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Способности – потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, которые не разовьются без систематических занятий, упорного труда.         Без активности детей процесс развития творческих способностей будет тормозиться, или же вообще остановится. Поэтому так важно, чтобы ребенок осознавал важность развития творчества для себя и активно работал в этом направлении.   Список литературы 1. Винокурова Н.А. Развитие творческого потенциала // Завуч. – 2006. - № 4.- с.9-13.2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение.- 1991. – 189с.3. Как определить и развить способности ребенка СПб.: «Респекс».- 2010.- 432с.4. Кель О.М., Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение.- 1966.-486с.5. Кенеман А.В. Детские игры народов мира. – М.: Просвещение.- 2011.-240с.6. Колясниченко Т.В. Развитие творческого воображения. // Школьные Технологии. – 2002. - № 2. – с. 108-112.7. В.А. Крутецкий, Н.С. Кулин Психология подростка.- М.: Гос. учебно-педагогическое издательство.- 1959.-240с.8. Лошманова И.А. Развитие творческих способностей детей в УДО // Одаренный ребенок.-2015.-№1.-с.68-72.9. Маркина С.Е. Учим детей фантазировать // Завуч начальной школы . – 2014. - № 6. – с. 115 – 132.10. Маркова Е.Н. Все дети – таланты //  Дополнительное образование детей. – 2011.  -№3.-с.28-30.11. Психология творчества / под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер.-2002.-620с.12. Семенова Т.А. Развиваем творческий потенциал школьников // ШБ.-2002.-№6.-с.17-18.13. Соловейчик С. От интересов к способностям. – М.: Знание.- 1968.-226с.14. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка.- СПб.: Речь.-2012.-176с.15. Хуторской А.В. Как обучать творчеству?// Дополнительное образование детей. – 2004.-№1.-с.4-10.16. Шумилин Н.В. Способности наших детей. - М.: Просвещение.- 1913.-181с.17. Шушляпин О.Н. Развивайте творческое воображение школьников //  Высшее образование в России.- 2000. - № 2. – с. 86-90. 

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X