Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54975

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Варвара Николаевна Остаева

Изобразительное искусство Северной Осетии

скачать документ

Вернуться назад

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ национально-региональный компонент в основной государственной программе по изобразительному искусству «Национальное искусство – тот дом, из которого ребёнок отправляется по дорогам мирового искусства…»Б.М. НеменскийКонцепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Знание культуры своего народа, города, села – необходимая составляющая развития человека. Введение изучения национально-регионального компонента в содержание уроков изобразительного искусства и внеурочных занятий положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры своей малой родины, формирует бережное отношение к памятникам истории и культуры родного края. Содержание образовательной деятельности, направленной на реализацию национально-регионального компонента, сейчас каждое образовательное учреждение определяет и разрабатывает самостоятельно. Основной целью реализации национально-регионального компонента является приобщение учащихся к богатому наследию осетинской художественной культуры, художественным ценностям современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства Осетии, воспитание и развитие на этой основе гармоничной и эстетически развитой личности. Важным направлением работы учителя изобразительного искусства в процессе реализации национально-регионального компонента должна стать разработка авторского урока искусства, основанного на следующих принципах: • приоритете ценности растущего человека; • учёте индивидуальных личностных способностей детей; • повышение интереса и увлечённости учащихся на уроке; • создание условий для переживания и сопереживания художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического созидания; • ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической; • использование различных вариантов типа и структуры урока-образа в зависимости от содержания режиссёрской и исполнительской функции его участников – учителя и учеников: урок-сказка, урок-мастерская, урок-поиск, урок-исследование, урок-экскурсия.С целью повышения эффективности уроков изобразительного искусства по реализации национально-регионального компонента учителю необходимо интегрировать в процесс обучения разные виды народного искусства осетин (декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, поэзию), применяя современные мультимедийные технологии обучения. Главная функция национально-регионального компонента Государственного Образовательного Стандарта Северной Осетии – формирование обще учебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.Работа над выбором форм, методов и способов организации изучения национально-региональной культуры на уроках изобразительного искусства и на внеурочных занятиях привела меня к необходимости применения системного подхода в разрешении данной проблемы. За основу была взята программа Бориса Михайловича Неменского, в пояснительной записке которой чётко сформулированы цели и задачи предмета «Изобразительное искусство»: «развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – основная часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей малой Родины. Поэтому национально-региональный компонент на уроках изобразительного искусства я включила в данную рабочую программу таким образом: 5 класс. Тема курса: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»І четверть. Древние корни народного искусства.1 урок. Древние образы в народном искусстве. Древние образы в народном искусстве Северной Осетии.2 урок. Убранство русской избы. Убранство осетинской сакли. Экстерьер.3 урок. Внутренний мир русской избы. Внутренний мир осетинской сакли. Интерьер.4 урок. Конструкция и декор предметов народного быта. Конструкция и декор предметов народного быта Осетии.5 урок. Русская народная вышивка. Осетинская народная вышивка.6 урок. Народный праздничный костюм. Осетинский праздничный костюм (женский и мужской).7 урок. Народные праздничные обряды. Народные праздничные и традиционные обряды осетин. ІІ четверть. Связь времён в народном искусстве.1-2 уроки. Древние образы в современных народных игрушках. Древние образы в современных осетинских народных игрушках.3 урок. Искусство Гжели. Керамическое искусство Осетии. Кобанская культура.8 урок. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Роль народных художественных промыслов Северной Осетии в современной жизни жителей республики. ІІІ четверть. Декор – человек, общество, время.1-2 уроки. Зачем людям украшения. Зачем людям украшения (на примере украшений коренных жителей Северной Осетии).3-4 уроки. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль декоративного искусства в жизни древней Алании.5-8 уроки. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы О чём рассказывают нам гербы и эмблемы Северной Осетии.ІV четверть. Декоративное искусство в современном мире.1-2 уроки. Современное выставочное искусство. Керамика. Художественное стекло. Современное выставочное декоративное искусство осетинских мастеров-прикладников.3 урок. Современное выставочное искусство. Художественная обработка металла. Современное выставочное искусство. Художественная обработка металла осетинских мастеров.4-5 уроки. Современное выставочное искусство. Гобелен. Батик. Современное выставочное искусство Осетии. Гобелен. Батик.6-7-8 уроки. Ты сам мастер. Коллаж. Витражи. Мозаика. Ты сам мастер. Коллаж. Витражи. Мозаика. Примеры витражей, мозаик и др. в декоре Центра детского творчества «Дворец пионеров», кукольного театра «Саби», мемориала воинской славы и других зданий г. Владикавказа. Знакомство с работами современных осетинских мастеров декора.6 класс. Тема курса: «Изобразительное искусство в жизни человека:І четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.1-2 уроки. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Кобанская культура. Искусство Северной Осетии сарматского, скифского периодов и древней Алании.3 урок. Рисунок – основа изобразительного творчества. Рисунок – основа изобразительного творчества. Пиктограммы на скальных породах в горах Осетии. 4 урок. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Обзор графических произведений осетинских мастеров (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея). 5 урок. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Обзор графических произведений осетинских мастеров (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея имени М.С. Туганова). 6-7 уроки. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея имени Туганова М.С.)8 урок. Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптуре осетинских мастеров (на примере произведений осетинских скульпторов).ІІ четверть. Мир наших вещей. Натюрморт.1 урок. Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве осетинских художников (на примере произведений осетинских художников). 5 урок. Освещение. Свет и тень. Освещение. Свет и тень. На примере произведений осетинских живописцев.6 урок. Натюрморт в графике. Натюрморт в графике (на примере произведений осетинских художников). 7 урок. Цвет в натюрморте. Цвет в натюрморте(на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея им. М.С. Туганова).ІІІ четверть. Вглядываясь в человека. Портрет.1 урок. Образ человека – главная тема в искусстве. Образ человека – главная тема в искусстве. Обзор произведений осетинских мастеров.4 урок. Портрет в скульптуре. Портрет в скульптуре. Обзор скульптурных портретных произведений осетинских мастеров.5 урок. Графический портретный рисунок. Графический портретный рисунок. Обзор произведений осетинских мастеров.8 урок. Роль цвета в портрете. Роль цвета в портрете. Обзор произведений осетинских мастеров.9 урок. Великие портретисты прошлого. Великие портретисты прошлого. Обзор произведений осетинских мастеров.10 урок. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Обзор произведений осетинских мастеров. ІV четверть. Человек и пространство. Пейзаж.1 урок. Жанры в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея имени Туганова М.С.). 2 урок. Изображение пространства. Изображение пространства (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея имени Туганова М.С.). 3 урок. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея им. М.С. Туганова). 4 урок. Пейзаж – большой мир. Пейзаж – большой мир (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея им. М.С. Туганова). 5 урок. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж настроения. Природа и художник (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея имени М.С. Туганова). 6 урок. Пейзаж в живописи. Пейзаж в живописи (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея им. М.С. Туганова). 7 урок. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея имени Туганова М.С.). 7 класс. Тема курса: «Изобразительное искусство в жизни человека:І четверть. Изображение фигуры человека и образ человека. 1 урок. Изображение фигуры человека в разные исторические эпохи. Изображение фигуры человека в разные исторические эпохи (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея имени Туганова М.С.). 2-3 уроки. Пропорции и строение фигуры человека. Пропорции и строение фигуры человека (на примере картин осетинских художников Республиканского художественного музея имени Туганова М.С.). 4-5 уроки. Лепка фигуры человека. Лепка фигуры человека (на примерах скульптурных произведений осетинских скульпторов). 6-7 уроки. Наброски фигуры человека с натуры. Наброски фигуры человека с натуры (на примере студенческих работ факультета искусств СОГУ). ІІ четверть. Поэзия повседневности.1 урок. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных стран. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных стран (на примере произведений осетинских мастеров).2 урок. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр (на примере произведений осетинских мастеров).3 урок. Сюжет и содержание в картине. Сюжет и содержание в картине (произведения осетинских мастеров). 4 урок. Жизнь каждого дня – важная тема в искусстве. Жизнь каждого дня – важная тема в искусстве (на примере произведений осетинских мастеров).5-6 уроки. Жизнь в моём городе в прошлых веках. Историческая тема в бытовом жанре. Жизнь в моём городе в прошлых веках. Историческая тема в бытовом жанре. На примере фотоматериалов из исторического музея.7-8 уроки. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Тема праздника в бытовом жанре. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Тема праздника в бытовом жанре (на примере произведений осетинских художников).ІІІ четверть. Великие темы жизни.1 урок. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох (на примере произведений осетинских художников).3-4-5 уроки. Процесс работы над тематической картиной. Процесс работы над тематической картиной (на примерах произведений осетинских художников).6-7-8 уроки. Библейские темы в изобразительном искусстве. Библейские темы в изобразительном искусстве (на примерах произведений осетинских художников).9-10-11 уроки. Монументальная скульптура и образ истории народа. Монументальная скульптура и образ истории народа искусстве (на примерах произведений осетинских скульпторов).ІV четверть. Реальность жизни и художественный образ. 1-2 уроки. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. Слово и изображение (на примерах работ осетинских мастеров книжной графики).4 урок. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (на примерах произведений осетинских художников).5 урок. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (на примере Республиканского художественного музея Владикавказа.6-7 уроки. Художественно-творческий проект. Художественно-творческий проект (на примерах творческих проектов студентов факультета искусств СОГУ).ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРАк программе Б.М. Неменского по изобразительному искусству Северной ОсетииА.А. Дзантиев. Художники Северной Осетии. Ленинград. 1988.Б.Ф. Андиев, Р.Ф. Андиева. Осетинский орнамент. Орджоникидзе. 1960.Л.В. Бязрова. Ш.Е. Бедоев. Ленинград. 1978.З.Т. Газданова. Ольга Малтызова. Орджоникидзе. 1981.В.А. Горчаков. Скульптор С.П. Санакоев. Ленинград. 1962.А.А. Дзантиев. Сосланбек Едзиев. Ленинград. 1979.Ж.И. Дзарасов. Живопись Северной Осетии. Альбом. Ленинград. 1974.Н.А. Езерская. Художники Северной Осетии. Москва. 1959.Н.А. Езерская. Художники Северной Осетии. Москва. 1960. Альбом.Б.А. Калоев. Материальная культура и прикладное искусство Осетии. Москва. 1973.М.С. Туганов. Литературное Наследие. Орджоникидзе. 1977.Мусса Хаким. Махарбек Туганов. Орджоникидзе. 1962.А.З. Хохов. Осетинский народный орнамент. Альбом. Дзауджикау. 1948.А.З. Хохов. Осетинские орнаменты. Орджоникидзе. 1932.С.М. Червонная. Живопись Северной Осетии – в кн. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977).Е. Циноева. Коста Хетагуров. Комплект открыток. Москва. 1980

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X