Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54974

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Фокина Наталья Владимировна

«Особенности и коррекция межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

скачать документ

Вернуться назад

«Особенности и коррекция межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».Фокина Наталья ВладимировнаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 132» города Магнитогорска(МДОУ «ЦРР- д\с № 132»)Воспитатель  В  современных  условиях  наблюдается  увеличение количества  детей, имеющих различные зрительные нарушения. 90% информации человек воспринимает с помощью зрительного анализатора. Недостатки зрительного восприятия приводят  к формированию нечетких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведет к затруднениям при обучении детей в школе, усвоению учебного материала. Также  данные исследований показывают, что нарушение зрения значительно сужая сферу чувственного познания, влияет на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности. Нарушение зрения детей влияет и на формирование личностных качеств человека. Общение и взаимодействие выстраивается с определенными трудностями.Личностные особенности ребенка с нарушениями зрения развиваются в деятельности и зависят от ее содержания и структуры. Исследования Л.И. Солнцевой, А.Г. Литвака, В.З. Денискиной, В.А. Феоктистовой свидетельствуют, что нарушения зрения влияют на яркость отдельных эмоций, развитие чувств и окраску. По мнению ученых, у слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией происходят изменения в активности, появляется напряженность, неуравновешенности, неуверенность, подавленность в отношениях с окружающими, отсутствует чувства долга, вырабатываются эгоизм, чувство враждебности, негативизм. В.З. Денискина, И.Г. Корнилова, Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова, Л.А. Ремезова и др. в своих трудах показали, что дети с нарушениями зрения слабо воспринимают, плохо понимают неречевые средства общения и недостаточно их усваивают. В.Ю. Федоренко удалось установить, что у дошкольников с косоглазием и амблиопией наблюдается существенный недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей; их представления о внутреннем мире людей, о реальности эмоциональных переживаний остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации. Дети очень редко улавливают изменения настроения партнера. Если это и происходит, то всегда уточняется эмоциональное состояние словами. Кроме того, у детей с нарушением зрения могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников. Так же затрудняется восприятие внешности партнера, ограничиваются возможности получения информации о внешнем облике человека. Можно выделить следующие особенности взаимодействия детей с нарушением зрения со сверстниками: дети часто уходят от общения, отказываются играть в совместные игры; им трудно поддерживать процесс общения, что вызвано слабым владением средствами общения; дети практически  не умеют привлекать к себе внимание партнера, часто не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим, часто деятельность детей с нарушением зрения организует взрослый; совместная деятельность детей с нарушением зрения является непродолжительной.     Ряд авторов (Л.В.Егорова, Н.Н.Зайцева, А.Г.Литвак, М.Зафска, В.М.Сорокин, В.А.Феоктистова и др.) установили, что к моменту поступления в школу многие слепые и слабовидящие дети не владеют основными средствами общения и это затрудняет процесс социализации. Основные черты личности и характера формируются в дошкольном возрасте. Помимо этого в старшем дошкольном возрасте закладываются формы поведения в различных жизненных ситуациях, формируется способность соотносить свои желания с желаниями других людей. Поэтому этот период чрезвычайно важен и для осуществления целенаправленной коррекционной работы по формированию межличностных отношений, по сплочению коллектива, по коррекции эмоционального состояния детей. Для решения этих задач мною разработана серия игровых тренингов «Давайте жить дружно», которые проводятся еженедельно. В группе создана картотека игр на формирование дружеских взаимоотношений. Помимо этого в режимные моменты включаются специальные игры, упражнения на снятие агрессивности, нормализацию мышечного тонуса, преодоление лабильности настроения, развитие коммуникативных навыков, на формирование умения общаться, играть в коллективе, формирование адекватной реакции на одобрение, замечание, на свой успех и неудачу, а также на победы и поражения сверстников. Используются этюды на выражение основных эмоций; музыкотерапию (восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом детям предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лежа на зеленой мягкой траве); релаксацию. Театрализованная игра является эффективным средством в коррекционной работе по формированию межличностных отношений. В процессе участия в коллективной театрализованной игре у детей развивается чувство партнерства, осваиваются способы дружеского и позитивного взаимодействия, принятие особенностей другого ребенка. В таких играх дети знакомятся с чувствами, настроением героев. Учатся выражать эти чувства на основе своего жизненного опыта, проявляют фантазию, творчество. Театрализованная игра позволяет детям самовыражаться, самореализовываться. Родители принимают посильное участие в этой работе. Совместно проводятся игровые тренинги, где родители так же играют вместе со своим ребёнком, видят его реакции, эмоциональное состояние. Проводились такие тренинги, как «Спасение эмоций», «Поездка к морю», «Человек и его эмоции», «Заколдованный лес»). Помимо этого проводятся совместные праздники на тему дружбы, развлечения. Дети на таких праздниках вместе танцуют, поют, рассказывают стихи, инсценируют сказки, а это помогает сплотить коллектив. У детей появляется общий интерес, они стараются помогать друг другу, если что-то не получается. Результаты наших совместных действий: Дети перестали стесняться говорить друг другу комплименты, могут сказать хорошие слова друг о друге. Понимают чувства и эмоции героев литературных произведений, могут оценить их характер, поведение. Могут объяснить свое эмоциональное состояние. Чаще понимают чувства сверстников, что позволяет выстраивать дружеские взаимоотношения в коллективе.Используемые источники:https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2016/10/19/razvitie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u-detey-s-narusheniem-zreniya-0 Плаксина .И., Дружинина, Л.А. «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixologicheskie_osobennosti_slabovidyashhix_detej/ Брюхова, А. А. «Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения» / А. А. Брюхова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20, URL: https://moluch.ru/archive/124/34158/.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/06/27/emotsionalnaya-sfera-detey-s-narusheniyami-zreniya Григорьева Г. В. «Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения» // Дефектология, 1996. №4.Григорьева Г.В. «Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения» // Дефектология, 2001. №2. Григорьева Г.В. «Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения» // Дефектология. - 1998. - №5.Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов». — М., 2000;Плаксина Л. И. «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения». – М.: Просвещение, 1999.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X