Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55462

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Сатдарова Наталья Евгеньевна

Консультация для родителей "Использование игр для развития фонематическог слуха детей дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани «Детский сад №2 «Сказка» (МАДОУ г. Нягани «Детский сад №2 «Сказка»)Консультация для родителей«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»воспитатель Сатдарова Наталья Евгеньевнаг. Нягань2023 г.Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) Это умение называется фонематическим слухом. В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь) и смена согласных по их глухоте — звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом.        Сам по себе этот слух не развивается. Эти те знания и умения, которые могут быть усвоены   только в процессе обучения под руководством взрослых.         Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его этому можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух у детей с речевыми проблемами. Порой ребенок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Для развития фонематического слуха должна быть организована  познавательная и игровая деятельность.  Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Сначала необходимо проводить игры на развитие слухового внимания:                «Отгадай, что звучит?»                «Громко или тихо?»                «Где позвонили?»                «Угадай, кто позвал?»        А потом для развития фонематического слуха:                «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…»                «Повтори за мной ряд слогов»                «Какое слово слышишь чаще других?» и т.п. Дети знакомятся с терминами  «звук», «слог», «слово», с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по-разному и сходно. И  звуки в слове находятся в определенной последовательности. Слова бывают разные по длине, звучанию. Звуки делятся на мягкие и твердые. В произношении слов важны интонации, ударение.Затем дети учатся выделять первые и последние звуки в слове, находить место определенного звука.Уважаемые  родители! Занимаясь с ребенком, помните, что дети развиваются только в том виде деятельности, в котором они получают удовольствие. Все задания, сделанные против желания ребенка, не принесут желаемого результата!Уважаемые родители!Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения для развитие фонематического слуха: с целью большей эффективности занятий предлагайте ребенку по 1-2 игре из каждого блока. Игры даны в порядке усложнения. Постарайтесь задания не пропускать!Блок 1. Неречевое звукоразличение.1. «Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию.2. «Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.3. «Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.4. «Подбери картинку». Упражнение состоит в узнавании и назывании ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним картинок.Блок 2. Развитие чувства ритма.1. Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку.Далее используйте все многообразие средств: хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует развитию внимания и большей приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.2. Взрослый задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2 — 2 — 3»(в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит рукивзрослого). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами): ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой рукой, «3» — одновременно двумя руками).3. «Громко—тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто — протяжно, низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.4. «Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар); на каждом слове, включая предлоги, рука меняется.Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный — ладошкой; предлог с гласной — ладошкой, предлог без гласной — ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.Блок 3. Речевое звукоразличение. Фонематический слух.1. «Произнеси правильно». Попросите ребенка четко произносить наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть на вас и свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ, зубов.Если он путает парные звонкие и глухие согласные звуки, сначала проанализируйте вместе: чтобы произнести звук «п», достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а чтобы произнести «б», надо использовать еще и голос. Затем научите его превращать звонкие в глухие и обратно: попросите «произнести звук «б» громко, потом тише, тише — до тех пор, пока он не превратится в «п». Хорошо, если при произношении ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, нарисует ее.2. «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук. Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.3. «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март, муравей; удочка, кукла; грязь, зеркало, бизон и т.п.). Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: «о» в молоко, «б» в обрубок, «е» в переселение.4. «Повтори слоговые ряды»(например, са-са-са; са-ша-са и др)5.На какой звук начинаются слова?            Мяч, мука, мама,            Сок, солнце, самолёт.6. «На какой звук оканчиваются слова?»            Сыр, шар, самовар, забор.7. «Какое слово длиннее?»              Юбка – юбочка, лента – ленточка,             Змея – червячок, книга – книжечка. 8. «Кто как говорит?»              Кошка (мяу)    ворона (кар)              Собака (гав)    коза (ме)              Корова (му)     баран(бе)              Лягушка (ква)  пчела (ж-ж)9. «Звуковая цепочка». Назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.Кот –танк –крокодил –ложка – арбуз – заяц – цыплёнок и т.д.10. «Похожи или нет слова по звучанию?»               Мышка – мишка (да)               Рак – мак (да)               Корова – лошадь (нет)               Миска – киска (да)               Пол – гол (да)               Тетрадь – дождь (нет)11. «По очереди говорите слова громко и тихо»12. «Кто больше назовёт слов с одинаковым окончанием (рифмой)?»               Лисичка – сестричка – синичка – невеличка…               День – пень – лень – тень и т.д.13. «По очереди называйте длинные и короткие слова»               Дом – карандаш – лук – самолёт и т.д.14. «Если услышишь звук «ж», хлопни в ладоши»              Лужа – муха – жук – шишка – живот – собака – жаба.15. «Подскажи словечко»                Наша старшая сестра вяжет               С самого… (утра).            Здесь хорошее местечко,                Протекает рядом …(речка).                Не колючий светло-синий,                По кустам развешен …(иней).                Наказанья срок всё длится:                Клим в углу стоит и …(злится).                В коридоре топот ног,                То зовёт всех в класс …(звонок).16. «Назови игрушки , в названиях которых есть звук «с»»                Самолёт, совок, санки, Карлсон и т.д.17. «Повтори за мной». ЧистоговоркиБы-бы-бы – на дворе стоят столбы,Бу-бы-ба – из окна торчит труба,До-ду-да – гудят провода,Жу-жу-жу – молоко дадим ужу,Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,За-за-за – уходи домой коза,Му-му-му – молока кому,Мо-мо-мо – едим эскимо,Ри-ри-ри – двор убрали раз, два, три,Ры-ры-ры -  не заметили жары.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X