Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54968

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Лариса Эдуардовна Русанова

Статья «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста»

скачать документ

Вернуться назад

Статья«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста»Составила воспитатель:Русанова Лариса ЭдуардовнаМДОУ «ЦРР - № 142»Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?. В настоящее время в качестве приоритетного направления используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов которого, является экспериментирование.В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его полученииУ детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма. Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.Высоко оценивала значение игр с природными материалами гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейновОрганизуя игры с водой и песком, не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваю мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок мы пересыпаем из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него закапываем различные предметы и откапываем их, строим горки, дорожки и т. д. Считаю, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней расслабленности малыша.Работа с детьми в уголках требует определенных условий:- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;- необходимо запастись непромокаемыми фартуками;- комплектации: для игр с песком – совки, разнообразные формочки, не крупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и др. геометрические формы разных размеров и цветов), палочки, грабли, сито, ведерки;- для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, кораблики), мерные ложки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает – что тонет?»);- набор цветных камешков, ракушек, водяные мельницы, лейки, воронки, сито; - коллекции тканей, бумаги, запахов, природных материалов (шишки, желуди и т. п.);- различные крышки от банок, прищепки, губки, крупы (рис, гречка, манка, пшено);- бумага разного цвета, качества (гофрированная, ламинированная, прозрачная, глянцевая);- камни маленькие, разнообразной конфигурации (кирпич, уголь, гипсовый).В процессе экспериментирования ребенку необходимо заинтересоваться исследуемым предметом и ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это буду делать? Например:1. С водой: тонет - не тонет предмет.2. Прочный дом из песка или развалиться?3. Где быстрей растает кусок сахара, в тёплой или холодной воде?Организация самостоятельной деятельности ребенка, обеспечивающая его развитие, возможно при выполнении двух условий:1. Стать участником совместного поиска.2. Включиться самостоятельно в эксперимент. Например: что быстрее надуем (шарик или резиновые перчатки).Во время экспериментирования с лупой дети самостоятельно рассматривают различные предметы, друг друга, делают свои выводы.Например: цветок на листочке, перышко. Учить детей самостоятельно делать выводы в данном возрасте ещё рано, но подводить их к выводам обязательно. Детям нравится самостоятельно действовать предметами, выявляя их особенности, действия. Развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.Вывод: дать детям возможность самостоятельно экспериментировать только тогда, когда дети хорошо поймут для чего, зачем и почему они экспериментируют. Дети, усвоив знания, способны к самостоятельности, где взрослый в состоянии оценить то, как ребёнок усвоил знания.Взаимодействие с родителями по экспериментированиюРеализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. С этой целью мы проводим:Родительские собрания – практикумы по теме «Маленький почемучка», «Экспериментируем дома»Консультация «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой).Провели анкетирование: «Нужно ли в этом возрасте с детьми экспериментировать?»По результатам опроса оформили для родителей выставку предметы для проведения экспериментирования.Провели мастер – класс для родителей, чем можно заняться с ребёнком дома - «Где прячется воздух?».Совместно с детьми и родителями провели целевую прогулку на территории детского сада в «Уголок леса», где все вместе рассмотрели при помощи лупы листья берёзы и черёмухи, лист сухой и зелёный.Подводя к теме, хочу сказать, где, как не в семье, ребенок получает возможность включаться в совместные действия с взрослым, осваивая все их разнообразие и сложность? Вместе с мамой или бабушкой можно посадить горох на грядку, ухаживать, поливать, рыхлить и любоваться результатом. Но главное не забыть закрепить результат экспериментами можно через фотографии, детские рисунки. Как же так получилась большая сочная морковка. Что нам надо, чтобы выросла такая морковка? На лето родителям раздаём темы проектов по экспериментированию: «Самый лучший горох», «Выращивание подсолнуха», «Наблюдаем за лягушкой». Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового, он приобретет опыт переживаний радости от совместной деятельности, ее хорошего результата. Если рядом с вами ребёнок что- то творит и радуется своему результату – это радость для вас. Если же вы, вместе с ребёнком радуясь от положительного результата вашей деятельности, то это вас сближает. В конце концов, ребёнок уже в 3 года научится понимать, что любое дело должно сделано хорошо. Родители не должны ограничивать для того, чтобы он почувствовал уверенность в своих силах. Но нельзя оставлять без внимания все промахи малыша, задача взрослых – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X