Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55811

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Бадминова Светлана Николаевна

Доклад

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Солнышко»Доклад на тему:«Принципы инклюзивного образования»Подготовила: воспитатель Бадминова С.Н.Принципы инклюзивного образованияВ условиях модернизации российского образования впервые появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных с другими возможностей людей с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением обществом и государством своего отношения к ним. Разработка вариативных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями послужила началом развития толерантных отношений в российском обществе.Инклюзия – включение каждого воспитанника в образовательный процесс с помощью программы, удовлетворяющей его потребности и учитывающей его реальные возможности в специально организованной среде. При инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает индивидуальный и дифференцированный методы в организации и проведении образовательного процесса. Инклюзия означает полную интеграцию ребенка с ОВЗ в жизнь группового сообщества других детей.Цель инклюзии – организация предметно – развивающей среды и образовательного процесса с условием успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.Концепция включения лиц с ОВЗ разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа (дошкольных образовательных организаций, школ и др.) декларировала, что, совершенствуя условия специального и общего образования, можно добиться реализации прав каждого человека на образование, независимо от особенностей его здоровья, а именно с учетом таковых. Это становится возможным образовательных организациях комбинированного вида, которые предоставляют различные варианты услуг и условий посещения (полная, частичная, постоянная и временная интеграция, смешанные группы и др.) и индивидуализацию программ обучения в полном или неполном объеме общеобразовательных стандартов. Начиная с раннего возраста, любой ребенок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию по запросу его родителей, с учетом предварительной работы с ним здоровых детей и соответствующей подготовки коллектива педагогов. Ребенок может получить квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объеме, исходя из его индивидуальных особенностей. Роль родителей в процессе реабилитации существенно меняется. Из сторонних наблюдателей они становятся активными участниками педагогического процесса.Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:- с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), вследствие которого нарушается слуховое восприятие;- с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), у которых страдает зрительное восприятие;- с тяжелыми нарушениями речи (первичный дефект – недоразвитие речи);- с задержкой психического развития (ЗПР), которые обнаруживают замедленный темп формирования высших психических функций;- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в следствии которого у ребенка наблюдаются двигательные расстройства, (ДЦП);- с нарушениями эмоционально-волевой сферы (ранним детским аутизмом – РДА);- с нарушениями интеллектуального развития, у которых нарушены высшие познавательные процессы;- со сложными недостатками развития.Имеющиеся у детей отклонения приводят к недостаткам общей и мелкой моторики, нарушению умственной работоспособности, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения влияет на весь ход дальнейшего развития ребенка. Каждая категория детей с различными физическими, психическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве.При рассмотрении всех видов нарушений отклоняющегося развития становится очевидным, что с включением детей с ОВЗ в образовательные организации все старые подходы к образованию и воспитанию не будут эффективными.При инклюзивном подходе целесообразнее реформировать учреждения и искать иные педагогические подходы к обучению, а не адаптировать воспитанников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартного образования, с учетом наиболее полного охвата образовательных потребностей всех воспитанников.ЮНЕСКО рассматривает инклюзию, как динамически развивающий подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию обучающихся и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания.Инклюзивное образование строится на следующих принципах:Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.Каждый человек способен думать и чувствовать.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.Все люди нуждаются друг в друге.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.Разнообразие усиливает все стороны жизни. Следовательно, в условиях инклюзивного образования каждый человек – полноценная единица общества с присущими ей функциями, задачами, потребностями и возможностями.Для всех категорий детей с ОВЗ развивающую среду надо организовывать по - разному.У дошкольников, имеющих зрительную патологию, затруднено умение ориентироваться в малом и большом пространстве, оценивать взаимное расположение предметов, расстояние между объектами. Дети, с нарушениями зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их форму, цвет, величину, пространственное расположение частей. Зрительные образы у дошкольников неполные, схематичные, расплывчатые, иногда просто вербальные. Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании со стороны педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута. Тифлопедагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества – педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря активизации уникальных компенсаторных возможностей, заложенным в каждом ребенке. Развитие ребенка дошкольного возраста независимо от состояния его здоровья происходит в различных видах деятельности, прежде всего игровой. Дети с нарушением зрения должны заниматься физической культурой, но адаптивной. Для слабовидящих детей используются подвижные игры, которые не противоречат показаниям врачей-офтальмологов. Организация физического развития детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Обязательно должна осуществляться дополнительная страховка в лазании, спрыгивании. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. Необходимо применять замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть. Для успешной компенсации зрительных нарушений важно использовать разнообразные дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия (они включают в себя знакомство с сенсорными эталонами: с цветом, формой, величиной). В ходе игр происходит активизация и стимуляция зрительных функций, развитие различных способностей зрения: цветоразличения, фиксация, локализация. Так, в игре «Разноцветная радуга» дошкольники закрепляют знания о системе и взаимосвязи цветов спектра, основных и промежуточных цветах. На развитие цветоразличения можно применять дидактические игры: «Найди нужный цвет», «Какого цвета не стало?». Дидактическая игра «Назови форму» направлена на узнавание и называние геометрических фигур, умение соотносить их с плоскостным изображением предметов. При знакомстве детей с величиной можно использовать следующие игры: «Сравни предметы по высоте», «Расставь по порядку», «Веселые матрешки». Для развития зрительного внимания, памяти и мышления рекомендуются такие игры, как «Что изменилось?», «Найди картинку», «Ассоциации», «Запомни и повтори», «Узнай по описанию», «Продолжи узор».Особое место занимают игры направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве: «Что дальше, что ближе к нам?», «Лабиринты», «Что, где находиться?». В этих играх дошкольники с нарушением зрения учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем мире с привлечением всей сенсорной сферы. Чтобы у ребенка с нарушением зрения развивались познавательная деятельность, речь, представления об окружающем мире и умение общаться, необходимо играть с ним в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются события из жизни. Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительной патологией является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития. Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.Правильно организованная коррекционно-педагогическая работа, заключающаяся в учёте всех физических и психологических особенностей слабовидящего или слепого ребенка очень важна, т. к. играет значительную роль в его дальнейшей социальной адаптации. Слепой или слабовидящий ребенок, который постоянно взаимодействует со зрячими детьми, включен в их деятельность, в будущем способен успешно интегрироваться в общество зрячих. Список литературыБитянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1983.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Я. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1998. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1993. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.Приложение 1.Коррекционный подход к организации совместной деятельности педагогов с детьми в дошкольном учреждении для детей с ФРЗДля соблюдения коррекционной направленности совместной с детьми деятельности необходимо соблюдать следующие требования:·         размер демонстрационного и раздаточного материала  должен соответствовать  номеру зрительного режима, рекомендуемого врачом- офтальмологом. На доске размещаются от 3 до 5 предметов (размер 20-25 см.). Размеры раздаточного  материала  варьируются от 10-15 см. при низкой остроте зрения, до 5-3 см. при высокой остроте зрения.·         соблюдение режима зрительных нагрузок – непрерывная зрительная работа в зависимости от возраста воспитанников не должна превышать 10-15 мин. в младшем возрасте, 15-20 мин -  в старшем дошкольном возрасте.  Для профилактики и снятия зрительного утомления необходимо проводить зрительную гимнастику: это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц (частые моргания, зажмуривания, легкое прикрытие век, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз и т.д.)·         Для укрепления глазо-двигательных мышц и улучшения циркуляции крови следует использовать офтальмотренажёры.·         Соблюдение определенных требований к зрительному стимульному материалу:- изображение предметов должно иметь четко выделенный контур, хорошо различимым на фоне;- предметное изображение должно иметь хорошо выделенные детали и быть достаточно крупным;- цвета и оттенки объекта для рассматривания должны быть яркими и насыщенными;- для повышения контрастной чувствительности рекомендуется использовать разные виды контрастности (прямая – тёмное на светлом; обратная – светлое на тёмном);- для зрительного сравнения двух предметов подбираются картинки простой конфигурации с четко выделенными деталями размером 8-10см;- для демонстрации объекта рекомендуется использовать зеленый, желтый, светло-серый фон; не допускается использование многоцветного фона;- рекомендуется использование индивидуальных фонов – фланелеграфов (25 на 30 см.);- с учетом вида косоглазия перед детьми с амблиопией рекомендуется располагать наглядные пособия следующим образом: с расходящимся косоглазием – горизонтальная плоскость, со сходящимся косоглазием – на подставке (на расстоянии 30-35 см. от глаз);- соблюдать требования к рассадке детей: объект восприятия должен находиться перед лучше видящим глазом или перед рабочим глазом у ребенка с окклюзией- на занятиях по изодеятельности образцы и демонстрационный материал должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ; образец с чётко выделенным чёрным или коричневым контуром; мелкие детали показываются отдельно, в крупном размере; во время показа приёма рисования красками у воспитателя кисть  и образец должны быть большего размера, чем у детей, чтобы линии были чётко видны.! Не допускается демонстрация объектов на экране телефона, планшета  Приложение 2.Рекомендации для эффективного обучения и воспитания детей с нарушением зрения, необходимо:Ознакомиться с заключением о состоянии зрения ребенка и рекомендациями врача-офтальмолога по организации коррекционно-образовательного процесса. Создать соответствующие офтальмогигиенические условия для зрительного восприятия:– Достаточная освещенность. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены, при необходимости используется дополнительное освещение над доской, на столах. – Удобное размещение детей. Комфортное и правильное размещение каждого ребенка по отношению к свету, с учетом состояния зрения, характера косоглазия, окклюзии. Рассаживать детей следует в соответствии с их зрением: за первые столы – страдающих амблиопией, расходящимся косоглазием, с низкой остротой зрения (-0,4); за последние – детей с более высокой остротой зрения (0,6-1) и сходящимся косоглазием. Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если правого глаза, то – слева. При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом: 2-3 ряда, полукругом (не широким); «каре»; параллельно. Педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.– Обеспечение личной гигиены: чистота очков, прочность оклюдоров. Детям со светобоязнью рекомендуются очки с зелеными, желто-зелеными и дымчатыми стеклами, задерживающими до 50 % света.– Соответствующая длительность зрительных нагрузок. Для оптимизации учебного процесса каждые 7-10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Для этого требуется 2-3-минутный перерыв.– Организация коррекционных упражнений для зрения. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.– Доступное расположение наглядного материала. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного возраста – 2-3 объекта, старшего дошкольного – 4-5 объектов. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к доске и рассматривать представленный на ней материал.Оптимально использовать наглядные пособия:– Материал должен соответствовать естественным размерам (например, машина должна быть меньше дома, помидор меньше кочана капусты), ярким, красочным, насыщенным по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета); иметь матовую поверхность. Основные признаки, имеющие наиболее важное информативное значение, следует выделять и подчеркивать. Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета и его качеств.– Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.Вести педагогическую работу с учетом нарушения зрения ребенка:– При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.– Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.– При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.– Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).– Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью в процессе рисования, аппликации. Поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.В целях оказания помощи семьям в воспитании и развитии слабовидящих детей необходимо создавать в ДОУ консультативный центр с участием медицинских и педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X