Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55656

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Аронова Наталья Михайловна

Здоровьесберегающие методы и технологии в логопедической практике

скачать документ

Вернуться назад

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕАронова Наталья МихайловнаМуниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37»(МАДОУ «Детский сад №37»)г.Березники, Пермский край.Учитель-логопедНи для кого не секрет, что в последние годы значительно возросло количество детей, имеющих хронические заболевания. Это связано с социальными проблемами, экологическими факторами, уменьшением двигательной активности детей [4.,с.69]. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.Социально-психологические исследования показывают, что дети уже в дошкольном возрасте нуждаются в специализированной помощи узких специалистов. Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий на фоне снижения физического здоровья детей [3., с. 252].В нашем детском саду ежегодно в феврале – марте дети проходят диспансеризацию. В ходе обследования было выявлено, что с каждым годом уменьшается количество здоровых детей. Так в 2019 – 2020 учебном году детей с ослабленным здоровьем было 12%, состоящих на учёте у психиатра и невропатолога – тоже 12%. В 2021 – 2022 году детей с проблемами здоровья уже 16%, а с неврологическими и психическими проблемами – 14%. И такая статистика не случайность, а печальная закономерность. Родители стали меньше внимания уделять здоровью детей. Не секрет, что они поставлены в тяжёлые экономические условия своими работодателями, которые отрицательно относятся к больничным, да и к любым проблемам своих сотрудников. Поэтому родители зачастую водят приболевших детей в детский сад, не обращают внимания на психологические трудности ребёнка и не всегда прислушиваются к рекомендациям специалистов.Нужно отметить и некоторые проблемы педагогического характера. «Управленческий хаос в обучении, преподавании базовых предметов входит в противоречие с законами естественного языка. Обилие разнообразных, не стыкующихся друг с другом программ порождает серьёзные трудности в выборе «маршрута» воспитания и образования» [2.,с.3]. Это тоже накладывает отпечаток на физическое и психическое здоровье малышей.Только объединение усилий и устремлений врачей, воспитателей, учителей, родителей и логопедов будет гарантией становления нового поколения, здорового в физическом и психологическом плане.В детском саду в процессе НОД все педагоги обращают внимание на утомляемость детей. Чтобы её избежать, мы обязательно применяем физминутки.Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации. Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников, проводится в любом типе НОД с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности. Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних областях коры головного мозга на другое, создаёт возможность ранее функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ. Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности.Во время сидения нижние конечности тоже сильно устают, в них наблюдаются застойные явления. Поэтому, в комплекс упражнений для нижних конечностей вводят приседания, переступания с ноги на ногу, ходьба на месте, прыжки. Физкультминутки во время рисования и печатания целесообразно проводить стоя за столами или около них. При устных формах работы физминутки можно проводить сидя за столом, поскольку на этих занятиях дети находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.Упражнения во время выполнения домашних заданий проводятся в течение 2-3 минут после каждых 20-25 минут работы над выполнением задания.Здоровье детей – наша забота, и применение физминуток – один из этапов работы по его сохранению.У детей старшего дошкольного возраста увеличивается познавательная активность, продолжительность занятий во время пребывания в детском саду и дома, а ввиду этого несколько снижается двигательная активность. Вместе с тем, глаза только начинают приспосабливаться к возрастающей зрительной нагрузке. В школе нагрузки ещё увеличиваются. Из 1 миллиона относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого четвёртого из них врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы.В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что «2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние глаза-тетрадь-книга составляло 20 см и меньше)» [1., с 51]. В школьной практике учителя планируют и учитывают умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации учебного процесса способствует утомлению, задержке развития, а порой и к потере здоровья ребёнка. Значит, заботиться о зрении детей необходимо ещё перед поступлением в школу. С этой целью во время НОД я применяю смену поз, в частности перевод малыша из позы сидя в позу стоя. Мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье. Поэтому стараюсь избегать чёрно-белой наглядности. Весь демонстрируемый материал должен быть цветным, но не слишком броским. Сильное впечатление произвела на меня идея Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно с изображением сельского пейзажа: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Данное пособие стимулирует зрительно-пространственную активность детей. В детском саду мы создали подобное пособие и назвали его «Живая картина». На большом листе ватмана карандашом обозначали будущее расположение различных объектов природы и окружающей действительности: город, деревня, лес, дорога, река.По мере прохождения лексических тем на логопедических занятиях, дети вместе с воспитателем размещали на картине деревенские и городские дома, деревья, диких и домашних животных, птиц, транспорт и т.д. (рисовали, делали аппликацию или вырезали готовые фигурки). Меняли изображение с приходом нового времени года: разноцветные листья на деревьях сменялись белой снежной шапкой, а потом молодой листвой.Как же использовать зрительно-пространственную активность во время НОД? Я достигаю этого за счёт максимального удаления от глаз ребёнка некоторого дидактического материала. Использую полотенцесушку с прищепками, подвешенную к люстре. К каждой прищепке присоединяю небольшие картинки (раньше нам запрещали использовать мелкую наглядность) с изучаемым звуком или по конкретной лексической теме. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. На занятиях по обучению грамоте, когда напряжение на глаза возрастает, проводим гимнастику для глаз.- Сидя за столом, расслабиться и медленно поводить зрачками сначала влево до отказа, потом вправо (3 раза).- Медленно переводим взгляд вверх до отказа, затем вниз (3 раза).- Медленно вращаем глазами сначала влево, затем вверх, затем вправо, затем вниз до отказа (3 раза).- Трем ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут горячими. Затем ладони плотно прикладываем к глазам и держим так 3-5 сек.Занимаясь, с использованием технологии Базарного, могу сделать вывод: дети меньше утомляются, наблюдается стойкий интерес к образовательной деятельности, увеличивается объем изучаемого материала. В каждом дошкольном учреждении есть часто болеющие дети. Воспитатели обязательно проводят закаливающие процедуры. Но и мы – логопеды тоже можем внести свою лепту в процесс оздоровления детей в ходе коррекционной работы. Одно из направлений коррекции речи – развитие дыхания. В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Многие логопеды с этой целью используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой.Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает при лечении целого спектра недугов (хронические заболевания носовых пазух, бронхов, лёгких, болезни сердца, заболевания неврологического характера), усиливая при этом результативность медикаментозных методов лечения. При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма, гимнастика также способствует исправлению нарушений осанки у детей за счёт активности в процессе выполнения упражнений. Активизируется и кислородный обмен. С помощью этой гимнастики можно лечить заикание у детей. Использую упражнения парадоксальной гимнастики А.Н.Стрельниковой, согласно которой тренировочный эффект усиливается благодаря созданию дополнительного сопротивления как дыхательным мышцам, так и потоку воздушной струи. С этой целью я использую игры-упражнения «Насос», «Гармошка», «Шарик», «Сосчитай кубики» и др.При проведении этих упражнений детям даётся установка – делать шумный вдох носом при проведении движений, а выдох произвольный. При этом оборудование создаёт дополнительное сопротивление или нагрузку.Требования к занятиям по развитию дыхания: - Выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей.- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.- Заниматься до еды.- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребёнка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, логопеды могут удовлетворить потребности детей в:- двигательной активности во время занятий, - закрепить у детей у детей энергетически экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; - обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).В основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребёнка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).С каждым годом в дошкольных учреждениях появляется всё больше детей эмоционально неустойчивых (агрессивных или наоборот замкнутых и мало контактных). Эмоциональная неустойчивость детей может привести к частоте пауз, сокращению длины отрезка между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям. Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. «Развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотой и связной речью. Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний» [5., с.7]Сказкотерапия – лечение сказками с целью изменения эмоционального состояния и поведенческих факторов, а также для поднятия самооценки. Следовательно, сказкотерапия направлена на улучшение психического здоровья детей. Она имеет неоценимое значение в логопедической работе, т.к.:- включает в коррекционный процесс различные виды искусства: живопись, музыку, фольклор, что способствует воздействию на различные анализаторы,- позволяет развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление и речь,- идёт тренинг речевых навыков,- круг тем определён специфическим дефектом. Сказки можно подбирать в зависимости от лексической темы или изучаемого звука.С целью более быстрой автоматизации поставленных звуков и преодоления скованности детей-логопатов мною был разработан цикл сказок в стихах с логопедическими заданиями (цикл состоит из семи сказок) . Дети с удовольствием обыгрывали сказки и выполняли задания, следили за правильным произнесением автоматизируемых звуков. Занятия по сказкотерапии проводятся 1 раз в 1-2 недели. Длительность 25 минут и более (зависит от возраста и возможностей детей). Но при использовании сказкотерапии нельзя забывать о правилах её проведения:Необходимо достаточно много места для проведения таких занятий.В процессе занятий детям даётся возможность говорить о своих ощущениях,Текст сказки создаёт атмосферу таинственности. Сказки можно упрощать и сокращать в зависимости от возможностей детей и коррекционных целей и задач.Сказкотерапевтические занятия можно проводить через время. Знакомое детьми воспринимается легче.Все атрибуты сказок, наглядность музыку можно варьировать, заменять, усложнять или упрощать в зависимости от индивидуальных особенностей детей и стоящих перед логопедом задач.Велика роль ведущего (логопеда), от него зависит атмосфера, настроение и внимание детей.При усталости детей занятие можно мягко остановить (Волшебная сила сказки иссякла, продолжать путешествовать будем в следующий раз).Если в ходе использования сказкотерапии, ослабленный и заторможенный ребёнок приобретёт уверенность в себе, то в более короткие сроки будет проходить постановка и автоматизация звуков. Он будет способен к усвоению большего объёма информации.Если у сверх спокойного ребёнка проснулся живой интерес и развилась его чувствительность, то у логопеда станет меньше проблем при введении звуков в спонтанную речь.Если ребёнок приучился осознавать то, что видит и слышит, если он пытается определить характер того, что чувствует, то его возросшая чувствительность поможет в развитии фонематического слуха. Большинство детей легче начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.А это и является целью коррекционной работы учителя-логопеда! ЛИТЕРАТУРА: 1.Базарный В.Ф. Программа экспрессдиагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. Часть 2, Сергиев Пассад, 1995. – 137с. 2.Беляковская Н.Н.Учим ребёнка говорить: Здоровьесберегающие технологии.- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с. 3.Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. – Ростов н/Д, Феникс, 2009. – 479с. 4.Ульянова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда. Ж «Воспитание дошкольников» 2013 №5 5.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2008.- 208с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X