Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55439

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Борисова Мария Петровна

«Современные методики группового обучения в классе скрипки».

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств №6МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕМА:«Современные методики группового обучения в классе скрипки».Составитель: педагог дополнительного образованияБорисова М.П.г.о. Самара2021 г. Издавна в обучении игре на скрипке сложилась традиция индивидуальных занятий. Эта традиция противоречит происхождению европейской скрипки как инструмента ансамблевого, оркестрового как в народном, так и в профессиональном исполнительстве. Выдающиеся методисты и педагоги прошлого (Ф.Джеминиани, Дж.Тартини, Л.Моцарт, Л.Шпор, А.Ф.Львов и др.) не рассматривали коллективную форму обучения как действенное средство интенсификации (стимул) профессионального развития начинающих скрипачей. Одним из первых, кто понял роль коллективного музицирования и систематически использовал стимулирующее значение этого фактора, был выдающийся отечественный педагог П.С. Столярский. Он воспитал целую плеяду блестящих скрипачей Д.Ойстрах, Е. Гилельс, Б.Гольштейн. и др. Игру в ансамбле и индивидуальные занятия он рассматривал как две стороны единого целого – формирование скрипача-музыканта. «Только тот истинный музыкант, кто может выразить своё художественное Я не только в сольном исполнении, но и объединить свои мысли и чувства с товарищами по ансамблю». Как педагог он придавал огромное значение разностороннему развитию юных музыкантов; по его мнению, до первого сольного выхода на концертную эстраду скрипач должен пройти три этапа профессиональной подготовки: игре в оркестре симфоническом, оркестре оперном и участии в разных камерных ансамблях. В его практике культивировался унисон скрипачей, где играли все скрипачи от мала до велика. Ансамбль отличался виртуозным и исключительно слитным исполнением сольных скрипичных произведений. Унисон имеет право на существование, т. к. например, в оркестре участники одной группы играют в унисон. Но ансамбль скрипачей, предусматривающий не унисонную игру, а разделение фактуры произведения на две и более партии, представляет собой другой коллектив, обладающий гораздо большими художественными возможностями. В профессиональной концертной практике этот тип скрипичного ансамбля получил широкое признание благодаря творческой деятельности Ансамбля скрипачей Большого театра СССР под руководством Юлия Реентовича. Коллектив был создан в 1955 году из артистов оркестра Большого театра. Вот что писал об ансамбле Д.Ойстрах: «Изумительная синхронность – результат не только исключительной художественной дисциплины, необыкновенной виртуозности, исполнительской точности и подвижнического творческого труда (не боюсь так сказать, ибо любимому детищу своему они отдают всё свободное от репетиций и спектаклей в Большом театре время). Здесь гораздо больше – удивительное совпадение эмоций, темпераментов, уровня технического мастерства, умения чутко слушать не только себя или соседей, но и весь ансамбль в целом». Деятельность Ансамбля скрипачей Большого театра имела огромное значение.1. Ю.Реентович создал и внедрил в мировую художественную практику новый жанр скрипичного искусства (новую форму музыкально-исполнительского жанра) – исполнение выдающихся произведений мировой (не только скрипичной) музыкальной классики в двух или многоголосном переложении.2.Огромное пропагандистское значение. Музыкальная классика в таком исполнении стала доступна самому широкому кругу слушателей.3. Ансамбль скрипачей Большого театра стал родоначальником нового течения, которое распространилось по всей стране. В практике работы скрипичных классов ДМШ, училищ, ВУЗов во второй половине XX века стали весьма популярными ансамбли юных скрипачей. Пример. Ансамбль педагогов под руководством А.В. Рохгендлера, Объединённый ансамбль ДМШ (руководитель Г.М.Фиш), Ансамбль скрипачей в музыкальном училище.4. Ансамбль скрипачей стал примечательной особенностью профессионально-ориентированной работы скрипичных классов. Стал обязательным предметом в музыкальных школах. В скрипичной педагогике идея широкой опоры на ансамблевую игру юных музыкантов принадлежит крупному японскому педагогу Шиници Сузуки, который положил принцип совместного музицирования начинающих в основу своего «метода воспитания таланта» Каждого ребёнка можно обучать с помощью метода «материнского (родного) языка». В чём суть этого метода? Во всём мире дети разговаривают на своём родном языке. Более того делают они это быстро, что требует высокого профессионализма. Почему обучение родному языку происходит без каких-либо трудностей? С самого рождения ежедневно, ежечасно ребёнок слышит материнскую речь. Мама радуется каждому новому звуку, слову, движению, успеху своего ребёнка, она его хвалит, вызывает энтузиазм у ребёнка. Метод «материнского языка» можно реализовать при:-наличии окружающей среды и её влияния на новорождённого. По мере того, как он начинает привыкать к звукам материнского голоса;-обучении ребёнка путём постоянного повторения его первого звука;-ежедневно повторяющемся поведении родителей, после того, как ребёнок начал разговаривать;-естественных успехах, благодаря ежедневной практике;-умении родителей вызывать энтузиазм ребёнка и то чувство радости, которое испытывает ребёнок при усвоении каждого нового навыка. Сузуки пришёл к выводу, что с помощью метода «материнского языка» можно развить любые способности у ребёнка, в том числе и музыкальные. На практике метод «материнского языка» оказался достаточно действенным и был адаптирован для процесса музыкального обучения.Роль слушания для воспитания таланта Музыкальное образование ребёнка должно начинаться с самого рождения. Для этого требуется постоянное слушание музыки, как при обучении материнскому языку. У детей, имевших возможность слушать хорошую музыку, воспитывался хороший вкус к музыке. Перед тем, как начать обучение игре на скрипке, мать должна проследить, чтобы он ежедневно слушал пьесы, которые он будет изучать впоследствии. Когда придёт время играть произведение, он будет знать музыку на память и не растрачивать энергию и внимание на разучивание нот. Слушание должно войти в каждодневную привычку. Он должен это делать, будучи занятым чем-то другим.Похвала На уроках начинающих Сузуки слышал слово «хорошо» после каждого сделанного усилия ребёнком. Он сам никогда не говорил «плохо». «Очень хорошо. Можешь ли ты сделать лучше»-основная формула похвалы Сузуки. Уже изученные музыкальные фразы и учитель, и мать должны заставлять повторять ещё и ещё именно с этой целью – сделать ещё лучше.Отношение родителей и учителей Сузуки требует от матерей и педагога терпеливой настойчивости. Нет необходимости просто в терпении. Когда ребёнок учится говорить на родном языке, родители не ощущают потребность быть терпеливыми. Все наслаждаются, когда он учится это делать. Мать и педагог должны получать удовольствие, наслаждение от процесса обучения, как мать получает наслаждение от первых слов, шагов своего ребёнка. Присутствуя на уроках, матери выглядят абсолютно счастливыми. Они с энтузиазмом относятся к игре своего ребёнка. Нет скучающих, рассматривающих журналы мам.Раннее участие в концертах. Сузуки настаивает на том, мать устраивала показательные домашние концерты. Кроме того дети должны участвовать в публичных репетициях и концертах. Они являются побуждающим, мотивационным фактором для ребёнка. Каждый новый шаг вперёд должен быть замечен и поддержан.Индивидуальные уроки. На типичном индивидуальном уроке присутствует много мам и других учеников, помимо тех, которые занимаются в данный момент. Ребёнок должен наблюдать занятия других детей, т.к. от успевающих детей сам ребёнок может взять больше, чем от педагога. Кроме того, ребёнок захочет играть, как другие дети.Учитель должен руководить матерью. Учитель должен помочь маме быть хорошим домашним педагогом. Сузуки любит повторять матерям, что шести дней плохой, неуправляемой домашней работы достаточно, чтобы перечеркнуть труд на самых лучших занятиях в классе. Педагог подробно инструктирует матерей о деталях работы дома. Мама ставит музыкальные записи для прослушивания своим детям. Она выучивает ноты. Сама учится играть на скрипке, учиться настраивать скрипку. Один раз в месяц организуется встреча матерей, где они делятся своими проблемами.Групповые уроки. Групповые уроки являются неотъемлемой частью метода Сузуки и играют огромную роль в стимулирующе-мотивационном механизме обучения детей. Их содержание может варьироваться от групповой практики до мини-концертов, где дети исполняют свой репертуар. Групповые уроки приносят особенно много радости маленьким детям, которые слышат мощные звуки многих скрипок одновременно. Они ведь играют со старшими и более умелыми ребятами. Также на концертах дети слышат музыкальные фрагменты и пьесы, которые они будут играть позднее.В групповых уроках у Сузуки одновременно присутствуют и учебные и развлекательные моменты. Однако, если ученики плохо подготовлены на индивидуальных занятиях, от групповых репетиций будет значительно меньше пользы. Для группового обучения крайне важна проблема хорошего концертмейстера. Плохой аккомпаниатор может сильно затормозить прогресс всей группы. Поэтому Сузуки не жалеет денег на хорошего концертмейстера.Виды работы для групповых уроков:1.Исполнение каждого музыкального отрывка с комментариями должно быть в центре внимания всех учеников.2. Подготовка к концертному исполнению, со всеми необходимыми требованиями, касается абсолютно всех. Очень важно, чтобы дети осознали, что качество музыкального звучания всей группы зависит от каждого в отдельности. Это будет развивать у детей умение слиться в одно целое во время коллективной игры.3. Демонстрирование технического уровня каждого ученика в отдельности путём проигрывания фрагмента самостоятельно.4. Тонализация. Этим можно заниматься всей группой одновременно, но более эффектным будет, если ученики сделают это один за другим, прислушиваясь к звучанию соседа.5.Соло. дуэты, трио и т.д.. Это хороший способ подготовки к сольным выступлениям и научить детей играть на аудиторию.6. Изучение основной теории и нотной грамоты.7.Чтение знаков.8. Игры, чтобы развлечь детей, пока они заняты совершенствованием своих навыков.ИгрыУчатся слушать и запоминать словесные команды. Например, числа 538, 6296, 18630, 639165.Действуют под словесные команды без скрипки: коснитесь носа указательным пальцем правой руки и т.д.Упражнения на постановку:По хлопку учителя дети устанавливают скрипку в позицию для и игры. По приказу учителя л.р. может быть: 1. Вдоль корпуса; 2. Под правой подмышкой; 3. На поясе с правой стороны, с левой стороны; 4. На скрипке в позиции для игры.Поднимают скрипки и держат под счёт.Поднимают скрипки и смычки с закрытыми глазами. Учитель проверяет правильность.Знание партийДети играют, отвечая на вопросы учителя. Учитель начинает играть пьесу, не назвав её предварительно, дети присоединяются.Учитель прохлопывает ритм. Ученики, узнав произведение, начинают его исполнять.Учитель имитирует движение смычка в воздухе. Ученики, узнав произведение, начинают его исполнять.Учитель начинает играть с середины.Ученики делятся на две группы. По команде учителя, они попеременно играют.Дети играют с закрытыми глазами.Старшие ученики в масках или клоунских костюмах входят в класс, чтобы провести урок. Естественно, они всё делают неправильно, младшие ох поправляют.Учитель играет на ф-но или поёт ноту, фразу, дети повторяют на скрипках.Играют в разных тональностях вариации.Учитель проигрывает отрывок. Время от времени извлекая неверные звуки. Дети вскрикивают каждый раз, когда слышат неверный звук.Учащиеся делятся парами: один играет пальцами л.р., другой смычком.Игры на развитие навыков чтения нот.Назвать тональность, длительности, ноты, аппликатуру.Учитель пишет короткую фразу на доске, стирает. Ученики играют по памяти. В последнее время (с конца 20 столетия) наметилась тенденция переходить к коллективно-групповым формам учения на скрипке и в нашей стране. Здесь заслуживает внимания методика Э.В.Пудовочкина Эдуард Васильевич Пудовочкин – педагог по классу скрипки и художественный руководитель детского скрипичного ансамбля «Светлячок» г.Белгорода. Он разработал специальную методику обучения игре на скрипке посредством ансамбля. Идею раннего коллективного музицирования Э. Пудовочкин взял из системы австрийского музыканта-педагога Карла Орфа, в той её части, где он говорит о групповом обучении детей. Кроме того сама жизнь подсказала ему эту идею. В конце XX века интерес к профессии музыканта сильно ослабевает, единицы выпускников музыкальных школ хотят стать профессиональными музыкантами. Тем не менее, в стране открываются большое количество школ искусств, в которые принимают детей без особого отбора. В соответствии с этим меняются и задачи музыкальных школ. В основном это уже не профессиональное ориентирование, а задача привить детям любовь к музыке, научить владеть каким-либо музыкальным инструментом. Задачи изменились, а система осталась прежней (те же индивидуальные уроки, на которых нужно разучивать гаммы и этюды, сольфеджио и музыкальная литература, не связанные со специальностью). Многие дети не выдерживают. Они либо бросают школу, либо доучиваются из под палки. Э.Пу довочкин пришел к выводу, что ансамбль это та верёвочка, которая должна удержать ребенка в музыкальной школе, тот золотой ключик, который откроет ему дверь в волшебный мир музыки. Ведь дети по своей сущности коллективисты. В ансамбле профессиональные навыки скрипача формируются быстрее и устойчивее. В коллективе дети себя чувствуют увереннее, они ощущают себя частью значимого дела. Э. Пудовочкин принял решение уйти из музыкальной школы. В клубе Железнодорожников он организует студию, в которую набирает 5-6 летних детей . Он сам ходил в детские сады. Показывал инструмент, играл. Не проверяя музыкальные данные, брал только тех детей, которые заинтересовались, захотели сами, у которых музыка вызвала в душе отклик. В основе методики Э.В.Пудовочкина лежат два основных принципа: ранние формы ансамблевого музицирования и комплексное развитие музыкальных способностей детей через игру в ансамбле. В основе обучения лежит слуховой метод, разработанный советским педагогом В.А.Якубовской. Слушают, поют, подбирают на инструменте. На начальном этапе не объясняют длительности, ноты, поют и играют по слуху. В музыкальной школе идут не от слуха, а от ноты. Видим ноту, потом играем, потом слушаем. Первой ступенью ансамблевого музицирования 5-6 летних детей является подготовительный ансамбль, который служит продолжением групповых занятий подготовительной группы. Но теперь основные музыкальные способности (ритм, слух, память) развиваются через скрипку. Урок ансамбля выполняет ведущую роль в обучении и решает задачи комплексного развития музыкальных способностей. Индивидуальные же занятия в этот период выступают как вспомогательные, на которых выучиваются ансамблевые задания и формируется игровой аппарат. Урок подготовительного ансамбля включает в себя следующие задания:пениенотная грамотаупражнения на скрипкеигра в унисонансамблевые пьесыслушание музыки Программа «пение» выстроена не по вокальному принципу, а по инструментальному. Сначала учат песенки на одной нотке, потом на двух и т.д., т. е. в соответствии с изучением их на скрипке. Пьесы изучаются в следующем порядке: учат слова, мелодию, прохлопывают, просчитывают, учатся петь по нотам, далее щипком и смычком, подбирают на фортепиано. Т.о. за урок дети прокручивают 4-5 пьес: с одной знакомятся, вторую закрепляют, третью повторяют, четвёртую исполняют щипком, пятую смычком. На одной и той же пьесе развивается несколько видов памяти: слуховая, метро-ритмическая, пальцевая, двигательная, зрительная, ансамблевая. Изучение нотной грамоты происходит через скрипичную практику. Практическое знакомство с нотой, штрихом, нюансом, музыкальным знаком должно предшествовать их теоретическому изучению на 1-2 урока. Например, выучили пьесу «Цирковые собачки», только потом объяснили, что это гамма ре-мажор. Программа «упражнения». При изучении пьес, нотной грамоты возникает необходимость в дополнительных упражнениях, помогающих овладеть трудностями. Осваиваются разные технические навыки, приемы скрипичной игры (распределение смычка, штриховая техника, упражнения на переходы, вибрацию). На каждом занятии включается работа над гаммой. Ансамблевые пьесы изучаются также всесторонне, как и пьесы для унисона. Трудность в том, что первую партию исполняет педагог, а ученики заняты ритмическим аккомпанементом. Ребята выучивают сначала первый голос (словами и нотами), затем второй голос (тоже словами и нотами). После этого они выучивают свою партию щипком, а мелодию первого напевают нотами. На первых порах можно использовать шумовые инструменты. Слушание пьес. Задача этого раздела – развитие художественного вкуса, памяти, расширение музыкального кругозора. Большая часть музыки составляют пьесы скрипичного репертуара. Используются записи, приглашаются старшие ученики, педагоги, исполнители на других инструментах.Младший ансамбль. Любой творческий коллектив должен пройти несколько ступеней своего развития. Эти ступени определяются комплексом технических и музыкальных задач. На первом этапе важно научить детей слышать мелодию и второстепенный голос. Поэтому главное значение приобретает репертуар: произведения должны быть с ярко выраженной мелодией и чётким ритмическим вторым или третьим голосом. Следующий этап – работа над разнообразными ансамблевыми штрихами: стаккато, акцентированный штрих, смешанные штрихи, мартле. Штрих изучаются на специальных упражнениях и художественном материале. Разумеется, штрихи изучаются на индивидуальных уроках, но только руководитель ансамбля может добиться их единообразия и однородности исполнения. Главная художественная задача второго этапа – воспитание полифонического слуха, поэтому в репертуар включаются произведения старинных композиторов. Ученики ДМШ вынуждены изучать на индивидуальных уроках одноголосные произведения, а исполнение в ансамбле полифонической музыки поможет устранить слуховую однообразность. Наиболее сложным является третий этап – исполнение произведений крупной формы: концертов, сонат, вариаций. Основная задача здесь – воспитание чувства формы произведения: соотношение частей, фраз, предложений, секвенций, кадансов. Урок ансамбля ни в коей мере не подменяет индивидуального урока, но по своей значимости нисколько не уступает ему. Раннее включение детей в ансамбль является мощным рычагом развития их способностей. Ансамбль развивает у ребят коллективное чувство ритма, многоголосный слух, музыкальную память, учит быстрой слуховой ориентации, ансамбль вынуждает ученика напрягать свои способности, иначе он будет «выпадать» из коллектива. Известный педагог-методист А.Л.Готсдинер писал: «Для музыкального обучения большие, ещё не раскрытые резервы таятся в сочетании индивидуального и коллективного обучения. Именно в них педагог может помочь ребёнку найти достойное место среди сверстников. В ансамбле легко организовать живительный дух соревнования, в нём легко привести уровень притязаний в соответствие с реальными возможностями ребёнка, воспитать у детей навыки дружбы и товарищества». Примерная программа младшего ансамбля (4 класс): И.С.Бах «Менуэт», «Марш», Ж.Металлиди Концертино 2-3 части, А.Вивальди Концерт соль –мажор. 1 часть. Кроме ансамблевых произведений полезно включать технические пьесы в исполнении унисоном. Шольц Этюд, Дженкинсон Танец, Н.Рубинштейн «Прялка» и т.д.Список использованной литературы.«Как учить детей на скрипке в музыкальной школе» Москва 2006М.Берлянчик Основы воспитания начинающего скрипача Санкт-Петербург 2000Э.В.Пудовочкин Ансамблевое воспитание скрипача. Методика ансамблевого музицирования Белгород 1991Г.Турчанинова Некоторые вопросы начального обучения скрипача Москва 2007Шиници Сузуки, Вильям Стар Скрипач по методу Сузуки или Школа воспитания талантов, Киев 1994Гринберг М., Пронин В. В классе П.С.Столярского // Музыкальное исполнительство. Вып. 6 М., 1970Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы (не примере ансамбля скрипачей) // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7 М., 1986Ансамбль скрипачей Большого театра. Буклет. М., 1985

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X