Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55445

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Зарипова Валентина Ивановна

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.

скачать документ

Вернуться назад

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике.Описание материала: Предлагаю вам статью для детей средней группы по теме «Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике». Данный материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. С помощью данной статьи можно сформировать интерес к математике, уважение и понимание к окружающим.В науке и практике уже давно утвердилось положение о том, что игра – эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах.Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранились бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одна из таких форм и названа игровой проблемно – практической ситуацией.Прообразом игровых проблемно – практических ситуаций для детей могут служить «деловые», или управленческие имитационные игры для взрослых, а участники игры в воображаемых нестандартных ситуациях отыскивают новые способы решения. И хотя возможности «деловых» игр исследованы мало, они вместе с тем имеют несомненные преимущества.В чем же суть игровой проблемно – практической ситуации? Прежде всего, педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, с определённым порядком выполнения действий.Далее, создаёт особые условия, которые побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения данных заданий, и, конечно, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, при этом выдвигая разные пути их решения.Чтобы внести ясность в этом вопросе, рассмотрим подробно, например, ситуацию «Готовимся к празднику».Дети объединяются в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает установку: отправиться на елочный базар и подобрать елку к новогоднему празднику. Какая нужна елка? Такая, чтобы она была от пола до потолка и чтобы вокруг неё было бы удобно водить хоровод.На большом панно с помощью аппликации сконструирован «елочный базар»: ели разной высоты и с различным размахом веток.Причем, каждая группа получает панно, где будет установлена елка. Одна группа «покупает» елку для группы детского сада, где она могла бы поместиться по высоте, и по ширине. Другая группа играющих «покупает» елку для музыкального зала, который просторнее и выше, чем групповая комната.Третья группа подбирает елку, которая будет установлена на Главной городской площади.Причем, при решении данной ситуации можно идти двумя путями: практическим и теоретическим. На первых порах ребёнок выбирает практический путь. Он проделывает все возможные действия с каждым объектом. Получение отрицательного результата сначала огорчает ребёнка. Здесь важна поддержка взрослого, который помогает ему правильно относиться к таким «тупиковым» случаям, рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине.Постепенно ребенок начинает понимать, что практические действия можно совершить в так называемом воображаемом плане.Совместная работа детей, проговаривание способов решения, объяснение всех вариантов, соединение отдельных элементов, предложенных разными детьми, в единое целое – все это рождает новый подход к решению проблемной ситуации. Коллективное обсуждение становится продуктивным при решении проблемной ситуации. В рассматриваемой нами игровой ситуации – поиска нужной елки – дети начинают поиск способа соизмерения. Сначала они обсуждают знакомые им способы сравнения: определить на глаз, отклеить елочку и примерить её к размерам комнаты… Тогда «продавец», роль которого выполняет воспитатель, вводит новые условия, которые усложняют задачу: не допускается использование глазомера, так как нужны четкость, точность и доказательные решения.Кроме того, из беседы с «продавцом» детям становится понятным, что известные способы соизмерения (наложение и приложение) невозможны, ведь комнату нельзя отнести на базар, а каждую елку нельзя принести с базара, чтобы померить, годится ли она для данного помещения.«Продавец» елочного базара в соответствии со своей ролью выслушивает каждого «покупателя», выясняет, как дети предполагают выполнить заданные условия, направляет их поисковую деятельность. И здесь, может быть, кто – то из детей придет к «открытию» нового способа соизмерения – измерения с помощью условной мерки. Причем дети обязательно догадаются, что искомый объект – елка – должна по высоте равняться помещению, где она будет стоять, но быть уже, чем позволяет ширина помещения (чтобы удобно было вокруг елки водить хоровод). И в конце концов дети измеряют разные елки и отыскивают такую, которая отвечает сочетанию параметров, определённых условиям задания. Появляются два-три решения. Елка может быть равна или ниже высоты комнаты (но никак не выше), уже, чем ширина комнаты, но не равна её ширине. Путем рассуждений дети приходят к выводу, что елка, которая будет установлена на Главной площади, - самая высокая и самая широкая из всех имеющихся на елочном базаре. Подтверждение правильности решения дети находят в зашифрованном ответе, прикрепленном в потайном месте на каждой елке.Заключение.Игровые роли распределяются свободно, как и во многих других играх, и зависят от инициативы детей. Чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов. А поиск путей решения и его осуществления позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе»: общая ответственность за правильное решение побуждает их помогать друг другу, находить верные пути поиска.Игровая ситуация поддерживает интерес детей на протяжении всего времени совместной деятельности, создает положительный эмоциональный настрой; итогом становится появление чувства удовлетворения от выбора правильного решения.Трудностей при использовании проблемно – практических ситуаций немало. И одна из них в том, что наши дети недостаточно готовы к диалогу, к познавательному общению со взрослыми и сверстниками.Вот почему педагог должен обладать поистине виртуозным мастерством, чтобы без видимой опеки, выполняя определенную игровую роль, направлять поисковую деятельность детей, избегая авторитарного давления на них.Только в этом случае использование игровых проблемно – практических ситуаций даст желаемый результат.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X