Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55432

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Людмила Вячеславовна Маркина

Современная хореография - формирование профессиональных компетенций

скачать документ

Вернуться назад

УДКЛюдмила Вячеславовна МаркинаФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры (СГИК)». Факультет современного искусства и художественных коммуникаций (ФСИиХК) Кафедра хореографии. Доцент. Самара. Россия.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТНО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ХОРЕОГРАФОВ. Вводится определение понятий «проект», «проектная деятельность» «проектно-технологическая компетентность», «проектно-творческая деятельность», «проектно-творческая компетентность» применительно к профессиональной подготовке бакалавров хореографов. Описываются этапы формирования профессиональных компетенций ПК8, ПК8.2, ПК9, ПК9.1 ПК9.2, ПК11.2, ПК11.3 у студентов бакалавриата кафедры хореографии в ВУЗе культуры. Определяются условия успешного формирования профессиональных компетенций, одним из которых является то, что изучаемые в вузе дисциплины рассматриваются как база для приобретения студентами опыта проектной – творческой деятельности. Рассматриваются основные признаки проекта. Проводится анализ этапов педагогического проектирования. Ключевые слова: профессиональная компетентность, проектная деятельность, студент, ВУЗ культуры, педагогическое проектирование, проектно-творческая деятельность, проектно-творческая компетентность, проектно-технологическая компетентность.Lyudmila Vyacheslavovna MarkinaFederal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Samara State Institute of Culture (SGIK)". Faculty of Contemporary Art and Artistic Communications (FSIiHK) Department of Choreography. Docent. Samara. Russia.FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES WITHIN THE FRAMEWORK OF DESIGN AND CREATIVE ACTIVITY OF BACHELOR CHOREOGRAPHERS. The definition of the concepts "project", "project activity", "design and technological competence", "design and creative activity", "design and creative competence" is introduced in relation to the professional training of bachelor choreographers. The stages of the formation of professional competencies PC8, PC8.2, PC9, PC9.1 PC9.2, PC11.2, PC11.3 undergraduate students of the choreography department at the University of Culture. The conditions for the successful formation of professional competencies are determined, one of which is that the disciplines studied at the university are considered as a basis for students to acquire experience in project and creative activity. The main features of the project are considered. The analysis of the stages of pedagogical design is carried out. Keywords: professional competence, project activity, student, University of culture, pedagogical design, design and creative activity, design and creative competence, design and technological competence. Проектная и исследовательская деятельность студентов, в соответствии с требованиями ФГОС, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в ВУЗе. Формирование профессиональных компетенций ПК8, ПК8.2, ПК9, ПК9.1 ПК9.2, ПК11.2, ПК11.3 у студентов бакалавров кафедры хореографии в ВУЗе культуры происходит весь срок их обучения. Одно из условий успешного формирования профессиональных компетенций является то, что изучаемые в вузе дисциплины рассматриваются как база для приобретения студентами опыта проектной – творческой деятельности. В процессе обучения, по учебному плану, каждый студент сталкивается с проблемами и трудностями по результативной организации любого рода деятельности, оценивая ее как творческую и требующую больших временных затрат, организаторских способностей и высокого уровня компетентности.Профессиональные компетенции проектно–творческой деятельностиПК8Способен участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре;ПК8.2Умеет составлять проекты, программы и планы проведения фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер- классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре; анализировать результаты работы участников мероприятия;ПК8.3Владеет технологией проведения фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре; методикой организационно - координаторской деятельности при проведении фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер- классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре;ПК9Способен планировать и осуществлять административно-организационную деятельность учреждений и организаций, занимающихся развитием народной художественной культуры и народного художественного творчества;ПК9.2Владеет навыками планирования, проектирования и осуществления административно-организационной деятельности учреждений и организаций, занимающихся развитием народной художественной культуры и народного художественного творчества;ПК9.1Способен планировать и осуществлять административно-организационную деятельность учреждений и организаций, занимающихся развитием народной художественной культуры и народного художественного творчества;ПК11.2Умеет разработать организационно-управленческий проект в области сохранения и развития народной художественной культуры с учетом возможностей этнокультурных центров, клубных учреждений, музеев, средств массовой информации, коллективов народного художественного творчества, учебных заведений, домов народного творчества, фольклорных центров и других организаций и учреждений этнокультурной направленности;ПК11.3Владеет основными технологиями разработки организационно-управленческих проектов в области сохранения и развития народной художественной культуры с использованием возможностей этнокультурных центров, клубных учреждений, музеев, средств массовой информации, коллективов народного художественного творчества, учебных заведений, домов народного творчества, фольклорных центров и других организаций и учреждений этнокультурной направленности. Способность к выполнению исследовательских и проектных работ и готовность к проектированию, организации и руководству проектной деятельностью учащихся можно считать одной из значимых составляющих профессиональной компетентности и выделить ее в отдельный компонент – проектно-творческие компетентности. Целесообразно создавать проекты, которые могли быть интегрированы в учебно-воспитательный процесс ВУЗа или учреждения образования по хореографии, в связи с чем, тематика работ согласуется с преподавателями кафедры и практикующими педагогами-хореографами. Это позволяет мотивировать студента на более качественное и продуманное выполнение проектного задания. Раскроем более подробно планируемые нами этапы формирования профессиональных компетенций и проектно-творческой компетентности в процессе обучения в ВУЗе культуры на кафедре хореографии. 1 этап. Участие в студенческих проектах под руководством преподавателя или старшекурсника в качестве исполнителя. Данный вид деятельности реализуется со студентами первого курса в рамках учебных дисциплин или в процессе планомерно организованной воспитательной работы в вузе. Примерами таких проектов являются выступление первокурсников на традиционном празднике «Посвящение в студенты», подготовка и показ творческих работ на зачётах и экзаменах. Данный этап является основополагающим в формировании деятельного компонента структуры проектных компетентностей. На первом курсе студенты осваивают дисциплины, изучение которых отражается на учебной практике. В рамках дисциплин: «Мастерство хореографа», «Методика преподавания… различных направлений хореографии», «Учебной практики» и др., студентами выполняются проектные задания (постановка хореографических этюдов, комбинаций, сочинение, анализ работ однокурсников, анализ работы с детьми на «Учебной практике», подготовка отчётной документации по практике). 2 этап. Участие в коллективных студенческих проектах в качестве равноправного члена команды. Организацию данного вида проектной деятельности сопровождают преподаватели (в рамках всех профессиональных дисциплин - подготовка и показ творческих работ на зачётах и экзаменах.) на втором курсе, иногда они носят междисциплинарный характер. Основной целью данного этапа является развитие коммуникативных качеств личности с дальнейшим их применением в следующих этапах формирования проектных профессиональных компетентностей. 3 этап. Выполнение индивидуального проекта. В результате деятельности студента на данном этапе формируются, в первую очередь, мотивационный и рефлексивно-оценочный компоненты структуры проектно-творческой и проектно-технологической компетентности. Определяемся с основными личными и профессиональными целями ведения данного вида деятельности, а также получаем возможность, к самоанализу своей работы основываясь на критике не только преподавателей и однокурсников, а также других участников деятельности (подготовка и показ творческих работ на зачётах и экзаменах). 4 этап. Участие в коллективных студенческих проектах в качестве руководителя. Данный вид проектной деятельности характерен для студенческих объединений (групп). Студенты старших курсов возглавляют и направляют совместные с первокурсниками исследования (творческие показы экзаменов, общие работы по композиции и другим дисциплинам) и организуют подготовку мероприятий. Для будущих руководителей самодеятельного коллектива и педагогов очень важно научиться организовывать совместную коллективную деятельность, а работа в студенческом коллективе может выступать в качестве экспериментальной площадки (совместная подготовка и показ массовых творческих работ на зачётах и экзаменах). В дальнейшем опыт, полученный на данном этапе, упростит деятельность в рамках педагогической практики. 5 этап. Методическое руководство проектом одной группы или ученика. Данный проект чаще всего имеет методический предметный характер и выполняется в рамках производственной педагогической практики студента. Проект в этом случае понимается в широком смысле этого понятия. Например, «Подготовка к открытому уроку», «Подготовка к выступлению», «Постановка хореографической композиции на группу» и др. 6 этап. Методическое руководство проектной деятельностью коллектива учащихся. Данный вид проектной деятельности связан с «Подготовкой фестиваля», «Подготовкой профильной смены» или мероприятия города, области, страны. Данные проекты имеют профориентационный характер (к сожалению, приобрести такой опыт удаётся не всем учащимся в рамках «Учебного плана» кафедры), и используют в своей основе дистанционные формы взаимодействия, могут объединять в проектные группы учащихся разных коллективов города, области и страны. 7 этап. Участие в качестве эксперта (члена жюри) и оценке проектов (работ) учащегося или всего коллектива. Данный вид проектной деятельности наиболее сложно реализуем в условиях обучения студентов в бакалавриате. Как правило, такой деятельностью занимаются студенты магистратуры и аспирантуры. Однако мы смогли организовать опыт подобной деятельности для студентов (летний творческий проект «60 дней вокруг лета») в процессе их волонтерской работы и летней практики, в качестве преподавателей летних творческих смен и в качестве экспертов (члена жюри) на конкурсе хореографических номеров коллективов страны (фестиваль - конкурс в рамках летнего творческого проекта). Процесс формирования проектно-творческих компетентностей у будущих педагогов (студентов бакалавриата направления подготовки «руководитель хореографического самодеятельного коллектива») будет результативным при понимании, что проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики (проект - это буквально «брошенный вперед»). Педагогическое проектирование - это комплексная задача, в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические и организационно-управленческие аспекты. Рассмотрим основные признаки проекта:1. Изменение как основное содержание проекта2. Ограничения во времени цели3. Временные ограничения продолжительности проекта4. Представление проекта как системы средств достижения будущего5. Определенность начала и окончания проектной работы Проектная деятельность является плодотворным методом любой деятельности. Метод проекта позволяет формировать некоторые личностные качества профессиональных компетенций, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Соответственно можно выделить ведущие педагогические цели метода проектов:Ведущие педагогические цели метода проектов:Личностные качества, развивающиеся в проектной деятельности:• намечать ведущие и текущие цели и задачи,искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;• осуществлять и аргументировать выбор;• предусмотреть последствия выбора;1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.• действовать самостоятельно (без подсказки);2) Выступать активными участниками процесса, а не пассивными статистами.• сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;3) Вырабатывать свой собственный аналитический взгляд на информацию иуже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это - неверно». Студенты свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.• объективно оценивать процесс и результат проектирования4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме. Проектно-творческая деятельность - это всегда поэтапное планирование, выполнение поставленных целей и задач на каждом этапе. Важно объективно оценить процесс и результат проектирования с помощью сторонней экспертизы, создать независимую характеристику проекта. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, совершенствуют, обогащают. Принятие решения об использовании проекта - завершающее действие проектирования. После него начинается его применение на практике. Принятие решения - это всегда психологический акт, связанный с ответственностью за качество проекта. Эти этапы, так или иначе, но проявляются в проектировании любого творческого и педагогического объекта. Процесс формирования проектно-творческих компетентностей у студентов бакалавриата, направления подготовки «руководитель хореографического самодеятельного коллектива» (будущих педагогов), будет результативным при выполнении следующих условий:− основываясь на том, что проектно-творческие компетентности формируются через все учебные дисциплины ВУЗа, творческую и научно–исследовательскую деятельность студента, планомерно организованную воспитательную работу учебного заведения, изучаемые в вузе дисциплины, рассматриваются, как база для приобретения студентами опыта проектной деятельности;− все дисциплины «специального профессионального» блока, логически и методически связаны, и последовательно изучаются студентами в тесном взаимодействии с учебной и педагогической практикой, в соответствии с выделенными и описанными этапами;− важной методической особенностью преподавания всех дисциплин, является их практикоорентированность, предполагающая в рамках их изучения выполнение студентами проектов, то есть внедрение их результатов в практику.Список литературы:Агекова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Альма-матер. Вестник высшей школы. 1994. № 1. С.11-21.Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб. - М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995. С.19-25.Гребенкина Л.К. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов педагогического профиля. / Школа будущего. 2013. № 5. С. 120-126.Зайцева С. А., Смирнов П. В. Проектная компетентность современного учителя// «Университет - новой школе» г. Шуя, 2016. С. 40-45. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2002. № 6. С.8-11.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X