Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55354

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Коданева Галина Вячеславовна

Сказка, как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Обобщение педагогического опыта по воспитанию детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности: Сказка как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста.Автор: Коданева Галина Вячеславовна, воспитатель первой категорииМАДОУ «Детский сад № 57» г. Сыктывкара.Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения.Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.У сказки множество функций:• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.В связи с этим необходимо решить следующие задачи:1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.2.разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.)И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:• использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;• организация комплексной работы со сказкой;• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;• сказки, отражающие труд людей;• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.В ходе реализации проекта можно сформировать картотеку со сказками с элементами финансового содержания:Сказки, отражающие труд людей:«Петушок и бобовое зернышко» К. Д. Ушинский«Федорино горе» К. И. Чуковский«Хаврошечка» Л.Н.Толстой«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С.ПушкинРусская народная сказка «Морозко»Сказки о потребностях и возможностях:«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.ПушкинРусские народные сказки: «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»Сказки о бартере:«Лисичка со скалочкой» А.Зайцев«Дудочка и кувшин» В.Катаев«Выгодное дело» Братья ГриммСказки о деньгах:«Муха Цокотуха» К.Чуковский«Огниво» Г. Х. Андерсен.Сказки о купле – продаже:«Мальчик с пальчик» Ш. Перро«Чудесная рубашка» А. Н. Афанасьева«Аленький цветочек» С.Т. АксаковСказки о рекламе:«Новое платье короля» Г. Х. Андерсен«Кот в сапогах» Ш. Перро«Как старик корову продавал» С. МихайловНародная сказка: «Лиса и козёл»В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: в ОД (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка. Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»), включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X