Всероссийский
информационный портал
Лицензия: Л035-01213-63/00756835
Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов:
60321
Автор публикации: Лариса Михайловна Сташинская
Обобщение опыта работы:" Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
скачать документВернуться назад
Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад №79 города Тюмени Опыт работы по теме:«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Воспитатель первой квалификационной категорииСташинская Лариса Михайловна г. Тюмень Содержание 1.Актуальность опыта…………………………………………………………32. Обоснование авторской идеи……………………………………………….43. Научная основа опыта……………………………………………………….74. Технологичность опыта………………………………………………………85. Результативность педагогической деятельности………………………….136. Используемая литература…………………………….………..………........167. Приложения………………………………………………………………….18 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»Актуальность опыта Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Давным-давно, ещё на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься».В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.Обоснование авторской идеи В основе ведущей идеи работы с детьми – создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, посредством использования здоровьесберегающих технологий.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду.Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:медико-профилактические, обеспечивающие сохранение иприумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся: мониторинг здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания, закаливание, организация профилактических мероприятий, организация здоровье сберегающей среды ДОУ, организация контроля в обеспечении требований СанПиНов;физкультурно-оздоровительные направленные на физическоеразвитие и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств,двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Реализацию этих технологий осуществляют воспитатель и инструктор по физической культуре.технологии обеспечения социально-психологического благополучияребенка обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог.здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленныена развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитии потребности к ЗОЖ; ;валеологического просвещения родителей – это технологиянаправленная на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, представляют собой систему, в которую входит:Использование данных мониторинга состояния здоровья детей впроцессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.Учёт особенностей возрастного развития ребёнка и разработкаобразовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.Создание благоприятного эмоционально-психологическогоклимата в процессе реализации технологии.Использование разнообразных видов здоровьесберегающейдеятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.Таким образом, дошкольное учреждение, как первое звенонепрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.Научная основа опытаИзучение современных методик, по укреплению и сохранению детского здоровья, является необходимым для повышения качества работы. Поэтому, на начальном этапе, главной целью было собрать как можно больше информации по здоровьюсбережению в дошкольном учреждении.В методическом пособии Л.В.Гаврючиной раскрываются механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, которые можно применить в режимных моментах. Приложение содержит конспекты занятий для всех возрастных групп, приводятся формы организации детской деятельности. Пособие адресовано педагогам, методистам, логопедам дошкольных учреждений.В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей. Основная идея состоит в том, что нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.Основной целью пособия В.А.Зебзеевой «Организация режимных процессов в ДОУ» является оказание методической помощи воспитателям по организации и планированию режимных процессов в первую и вторую половину дня. Пособие включает вопросы для анализа режимных процессов, содержание работы воспитателя с детьми в разные отрезки времени.Методические рекомендации А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина «Работа ДОУ с семьей» содержит материалы по диагностике, консультации, конспекты лекций – все то, что может пригодиться воспитателям при работе с семьей.Анализ содержания литературы позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления дошкольников, в содержании каждого материала авторами, проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Технологичность опыта Главная цель работы – создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.Для достижения поставленной определены следующие задачи:Подобрать, разработать и систематизировать демонстрационный и раздаточный материал по оздоровительной работе с детьми для использования в образовательной и повседневной жизниПривлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми, через буклеты, информационные листы, папки – передвижки, газеты и тд. Поставленные задачи успешно решаются при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.Принцип постепенного повышения требований заключается впостановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.Принцип систематичности – непрерывность и регулярностьдеятельности детей. Систематичность дисциплинируют ребенка, приучает его к методичной и регулярной работе.Принцип наглядности является основным в обучении движению.Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядныйВ систему оздоровительной работы включены следующие здоровьесберегающие технологии:• Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.• Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.• Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».• Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.• Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.• Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера).• Босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, следочки).• Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном). При этом используется спокойная классическая музыка, звуки природы.• Игровой массаж. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек.• Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.• Обширное умывание – как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводиться после сна.• Фитонциды - это образуемые растениями вещества. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших.Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. Многие родители признают важность вести ЗОЖ, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Понимая важность этой проблемы, определена цель работы с родителями по формированию ЗОЖ: организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья.Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ поохране и укреплению физического и психического здоровья детей;Повышение педагогической культуры родителей путем ихпросвещения о совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработкапривычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;Воспитание физических качеств, необходимых для полноценногоразвития личности.Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогическихвозможностях;Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. Для решения данных задач были выбраны следующие формы работы с родителями.1.Аналитические формы и методы:анкетирование;тестирование.2.Информационные формы и методы:оформление папок – передвижек;составление памяток - буклетов для родителей. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, учителя – логопеда и педагога – психолога, медицинского работника, инструктора по физической культуре.3.Образовательные формы и методы:беседы;вечера вопросов и ответов;групповые и индивидуальные методические рекомендации;творческие конкурсы и выставки.Спортивные мероприятия Принципы выбора таких форм и тем работы с родителями:Принцип активности (выбранные формы требуют объединения усилий и совместных действий);Принцип значимости (выбранные формы актуальны и принимаемы);Принцип оптимальности (следование желаниям родителей). Следовательно, реализация данной системы работы позволяет определить механизмы укрепления здоровья дошкольников, средства обучения индивидуальному способу оздоровления, позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение. Результативность педагогической деятельностиРезультат проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ эффективно помогает укрепить и сохранить здоровье детей, научить их вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.По определению Н.К. Смирнова здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у дошкольников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, то есть создают мотивацию на ведение здорового образа жизни. При использовании здоровьесберегающих технологий имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья ребенка. В процессе использования технологий здоровьясбережения происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.Внедрение здоровьесберегающих технологий показывает положительную динамику уровня развития детей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. У них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. За два года обобщения данного опыта прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:-количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;-по инфекционным заболеваниям;-по количеству часто и длительно болеющих детей. Анализ состояния здоровья детей показал, что скоординированная работа медицинского работника, педагогов и родителей способствует уменьшению числа случаев заболеваемости детей. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной имелодичной. Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. Работа по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников будет продолжена в дальнейшем.Используемая литература1. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М. : Просвещение, 2000 – 94 с.2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС, 2003-304 с4. Ерёменко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.- Волгоград: ИТД Коррифей, 20095.Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.6. Лобынько Л.В.. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн.: Зорныверасень, 20067. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.8. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Москва «Просвещение» 2005.9. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000 – 256 с.10. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.11. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.Интернет-ресурсы:1.http:// nsportal.ru ( Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)2.http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар « Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)3. http://pedmir.ru/ ( занятие по валеологии ) Масагутова И. З.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.