Всероссийский
информационный портал
Лицензия: Л035-01213-63/00756835
Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов:
60534
Автор публикации: Швец Людмила Николаевна
«Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»
скачать документВернуться назад
«Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»Швец Людмила Николаевна, концертмейстер.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Нерюнгри» (МБУ ДО ДШИ г. Нерюнгри). Концертмейстер является непосредственным помощником преподавателя- хореографа. Зная характер, ритм и составные элементы (хореографию) учебного задания, он может предложить вниманию учащихся соответствующую тему, тональность, динамику, размер и акценты музыкального произведения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока. Своим музыкальным сопровождением он помогает также развитию у танцоров художественного вкуса. Деятельность концертмейстера способствует гармоничному развитию детей.Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению равен труду педагога. Какие навыки необходимы концертмейстеру хореографии:умение читать с листа;знание основ хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; осведомленность об основных движениях классического танца; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать вступления, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации: умение играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре; знание истории музыкальной культуры.Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у концертмейстера нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению.Уроки хореографии строятся на музыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, И.Штраус, Р.М. Глиэр, А.И. Хачатурян, А.Дворжак и другие. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.Музыкальность будущего танцора слагается из двух взаимосвязанных между собой исполнительских компонентов:1. – это способность правильно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом.Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения. Поэтому необходимо обращать особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как простой механически точный счет долей времени, а как выразительный компонент танца.2.– это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-мелодию, художественно воплощая ее в танце.В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:развитие музыкального восприятия метроритма;ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;умение согласовывать характер движения с характером музыки;развитие воображения, художественно-творческих способностей;повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;расширение музыкального кругозора детей.Очень важен подбор музыкальных произведений. Он должен базироваться на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:знание школ и направлений танцевального искусства;знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке);К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:характеру;темпу;метроритму (размер, акценты и ритмический рисунок);форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими учащимися. Не желательна и слишком частая смена сопровождений, т.к. это рассеивает внимание учащихся; не способствует глубокому проникновению в содержание музыки.Работа концертмейстера в классе хореографии имеет свою специфику. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования. Добиться результативной работы в хореографическом классе, возможно только в содружестве педагога-хореографа с концертмейстером. Не малую роль в этом играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности и взаимопонимания. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходима во всех сферах: и в планировании и в реализации программ учебной и постановочной деятельности. Это поможет переосмыслению профессионального взгляда на свою специальность и повысит уровень компетентности и ответственности за результаты своей работыПоэтому успешность работы концертмейстера напрямую зависит от его творческого потенциала и интереса к работе. Освоение музыкальной специфики хореографического искусства возможно только при параллельном изучении самого хореографического искусства, его направлений и отдельных дисциплин, понимания их родственных связей и отличий. Концертмейстер хореографического отделения просто обязан знать методы и этапы обучения детей хореографии, концепцию урока, хореографическую терминологию (в музыке используется итальянская, а в хореографии французская терминология), методику обучения и технику исполнения элементов преподаваемой хореографической дисциплины. Концертмейстеру необходимо знать не только названия основных движений, но и методику их исполнения. Знание методики необходимо ещё и для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции. Поэтому во время урока, очень полезно наблюдать за упражнениями в стадии их разучивания их с учащимися,– мысленно «протанцовывая», при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее. Всё, что поможет правильно подобрать необходимое для каждого конкретного движения музыкальное сопровождение. Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между тем, что нужно играть, но и тем, что происходит в классе. Во время музицирования важно не столько, что играют пальцы, сколько то, как исполняются движения и комбинации. Особенно важно при исполнении движений, комбинаций, дробей слышать, что говорит и требует педагог. Своевременно реагировать на его замечания и пожелания, а также вовремя поставить акцент, чутко реагировать на изменение темпа, помочь движению динамическими оттенками, при этом держать в поле зрения весь класс. Как показывает практика, педагог-хореограф и концертмейстер, имеющие должный опыт и квалификацию и работающие совместно продолжительное время, понимают друг друга даже не с полуслова или взгляда, а на уровне интуиции. Нужно отметить, что когда хореограф и концертмейстер являются единомышленниками и друзьями, а на занятиях царит творческая атмосфера, многократно возрастает продуктивность обучения. Ведь для детей они оба являются посредниками между танцем и музыкой, помогающими глубже вникнуть в самую суть волшебства танца, тем самым развивая их творческий потенциал
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.