Всероссийский
информационный портал
Лицензия: Л035-01213-63/00756835
Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов:
60534
Автор публикации: Неупокоева Любовь Васильевна
"Знакомство с ненецкой национальной одеждой"
скачать документВернуться назад
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой».Номинация: «Конспект занятия».Автор: Неупокоева Любовь Васильевна.Должность: Воспитатель.Образовательная организация: МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.Ныда Надымского района».Место расположение: Ямало – Ненецкий автономный округ, Надымский район, село Ныда, улица Совхозная, дом 22. 2024г.Возраст детей: 6-7 лет.Продолжительность: 30 минутЦель: Познакомить детей с ненецкой национальной одеждой.Задачи:- Развивать наблюдательность и внимание;-Активизировать словарный запас и расширить кругозор;- Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев;-Формировать чувства толерантности.Оборудование: куклы Ӈанине и Едейка в ненецких костюмах; макет чума; ненецкие сумочки с национальным орнаментом; набор иллюстраций «Дети севера»; аркан; игрушка оленя; аудиоаппаратура; фонограмма ненецких песен.Участники: взрослые – воспитатель, Хозяйка чума, дети – воспитанники подготовительной группыПредварительная работа:1. Проведение бесед с детьми «Мой округ», «Национальности, проживающие в ЯНАО», «Культура коренного народа - ненцев», «Дружба народов».2. Чтение ненецких сказок, рассматривание картинок людей в ненецкой одежде.Ход мероприятийНа одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сенгакоця».Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?Дети: (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯНАО, в Надымском районе, в селе НыдаВоспитатель: Какой народ самый первый поселился на Ямальской земле?Дети: ненцыВоспитатель: Правильно, молодцы. К нам в гости пришли куклы Ӈанине и Едейка. Посмотрите, как они красиво и нарядно одеты.Куклы Ӈанине и Едейка одеты в ненецкую национальную одежду. А что бы узнать больше, куклы приглашают нас в гости в чум.Играет ненецкая музыка, гостей встречает Хозяйка чума.Хозяйка чума: Здравствуйте дорогие гости, проходите, присаживайтесь.Дети рассаживаются возле чума.Зачем пожаловали?Дети: Мы хотим узнать о национальной ненецкой одежде.Хозяйка чума: Есть у меня 2 расписные сумки – «тучи», для хранения мужской и женской одежды, много интересного могу я вам рассказать и показать, а вы слушайте внимательно и запоминайте. Давайте посмотрим и узнаем, что внутри. (открывает сумку, достает верхнюю мужскую одежду)- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу. Малица, по - ненецки малъця — мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур (осенних) мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). При этом считается красивым для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра. Поверх малицы обычно надевают сорочку из плотной материи, иногда из сукна. Малицу подпоясывают ремнем.Показывает ремень. Пояс мужской (Ни) – важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает малицу. Кроме того, пояс даёт чувство собранности и в то же время лёгкости. Если мужчина подпоясался – значит его ждут дела, он готов к любой работе. И в течение всего дня он не будет снимать пояса. В тундре редко можно увидеть мужчину без пояса. Пожалуй, только во время еды. И то пояс лежит рядом.Пояс – символ достоинства мужчины, поэтому при его изготовлении мастер старается украсить его как можно богаче. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используется сукно, медные бляхи различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов.На поясе не должно быть ничего лишнего, только всё самое необходимое в быту и работе. Это своего рода походный мини-чемоданчик для инструментов.Нож с ножнами – главный атрибут мужского пояса. Он подвешивается либо на ремешках, либо на цепочках. Встречаются пояса, у которых нож с ножнами подвешен на небольших фигурных пластинках из рога оленя, соединённых между собой кожаными тонкими ремешками. Изредка встречаются пояса с двумя подвешенными ножнами и ножами.Обувью служат кисы — Пива – ненецкая национальная обувь, которая шьётся вручную из камуса (шкура, снятая с ног любимого или особого оленя). Созданию обуви для мужчины уделяется особое внимание, потому что мужчина больше других людей в стойбище занимается тяжёлым физическим трудом. Поэтому шкурки обрабатываются, разбираются и подготавливаются ненецкими мастерицами задолго до начала пошива.На мужские пива расходуется до десяти камусов. Швы у пива внутренние, то есть по шерсти. Для пошива пива используют оленьи жилы или покупные прочные нитки. Подошва делается обычно из щёток с ног оленя, иногда из меха со лба оленя, при этом на подошве ворс направлен назад.Мужские пива по покрою и рисунку существенно отличаются от женских. Традиционный орнамент мужской обуви очень лаконичен, что говорит о безупречном вкусе мастерицы. Ненецкие пива спереди украшают поперечными меховыми полосками, между которыми прокладывают узкие суконные ленточки красного, синего, зелёного цвета. На мужских пива такие поперечные полоски располагаются, как правило, ниже колена.Для отделки мужской обуви используется простейший древний орнамент, такой как «оленья тропа», «рога лося» (считается особенно мужественным, выразительным и монументальным орнаментом), «мужская голова», «медвежьи ушки» и т.д. При исполнении орнамента берётся мех белого и тёмного цвета, сложенный мехом внутрь. После раскроя мех сшивается с изнаночной стороны встык и выворачивается. Внутрь кисов вкладывают стельки из сухой травы. Кисы надевают с «чижами».У мальчиков такая же одежда только меньше размером. Маленькие оленеводы помогают родителям в тундре. Сейчас мы с вами поиграем в национальную игру «Поймай оленя». Я вам дам аркан, ваша задача набросить аркан на шею оленя (игрушка)Проводится игра «Поймай оленя»Воспитатель: Хозяйка чума, какую одежду носят женщины?Хозяйка чума: Есть у меня вторая сумка, где хранится женская одежда.Показывает ягушку.Женскую одежду — ягушку или по- ненецки паны — женская верхняя зимняя одежда. В отличие от мужской имеет разрез спереди. Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части. Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении. Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз): полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха, четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос, полоса собачьего чёрного меха, вставка из сукна; полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз; вставка из сукна, опушка из белого собачьего меха. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя. Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов. К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки. Шапка женская – головной убор ненецкой женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов (длиной 6-7 см, шириной – 2-4 см) вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают.Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса (шириной 8 см), обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии.Встречаются также пыжиковые шапки, сшитые из четырёх конусообразных кусков, сходящихся на макушке и имеющих длинные уши. Концы ушей бывают украшены орнаментом из камуса и копытцами новорождённых телят. Чтобы шапка крепче держалась, рядом с основанием ушей спереди пришивают тесёмки или ленты, которые завязывают под подбородком.В некоторых районах Ямала имеет распространение в качестве женского головного убора необыкновенно красивая шапка капора с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха.Шапки этого типа состоят из трёх частей – центральной части - длинной полосы, которая идёт через темя на уши; затылочной части, которая шьётся всегда из оленьего лба, причём глазницы зашиваются кусочками меха, окантованными цветным сукном (причём боковые детали выкраиваются так, чтобы направление меха было сверху вниз, они представляют из себя треугольник в верхней части его 4-5 см, а в нижней до 22 см), место рожек на шкурке закрывается суконными кисточками, и задней части, которая полукругом спускается на спину.Эти части разделяются полосками узора из белого и тёмного меха, представляющие из себя сплошной геометрический узор, выполненный в технике меховой мозаики. Вдоль лицевой части пришивают опушку, на которую идёт до пяти песцовых хвостов.Сзади к нижнему краю шапки пришивают на ровдужных ремешках или цепочках большое количество медных и железных украшений с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком, и крупные бусины. Эти украшения оттягивают крылья шапки назад, прижимая их к шубе, таким образом, холодный воздух не попадает под мех. При ходьбе подвески издают лёгкий перезвон.Спереди под подбородком шапка завязывается с помощью ровдужных ремешков.Пояс женский – обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса. Этому придавалось гигиеническое и магическое значение.Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты.Магическое значение состоит в том, что ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, бездельники. Пива женские – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу. На женские пимы расходуется около двенадцати камусов.Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. Узор делается также значительно ниже – на самом мыске. Возможно, это связано с тем, что женская одежда длиннее мужской и узор делается ниже, чтобы он был виден.По указанным признакам женские пива всегда можно отличить от мужских. Кроме того, на женской обуви никогда не бывает подошв из оленьих лбов (а только из щётки), что является пережитком представления о том, что женская обувь «нечистая». Женщины обычно не носили пимов из нерпичьей кожи (нерпа считалась священным животным). В отличие от мужских пимов, женские подвязываются только ремнями к поясу и никогда не подвязываются под коленом. Помимо узора на переднем мыске, узор из полосок меха светлых и тёмных тонов и сукна делается сбоку, ограничивая часть пива, и сзади – выше пятки. Считается большим мастерством сшивать по семь таких полосок. Красивыми считаются белые пива. Для хранения женской обуви шьётся специальный мешок (шуипаты) из замши. Мешок для хранения обуви и сама женская обувь хранятся на специальной нарте, отдельно от других вещей. Это связано с представлением ненцев о способности женщины, а точнее, её шага и соответственно ног и обуви, «общения» с силами Нижнего мира. Об этом говорится во многих ненецких легендах, о которых я вам расскажу, когда вы придете в следующий раз ко мне в гости.- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. В суровые морозы и сильные ветра, в национальной ненецкой одежде не замерзнуть. Ну, вот и пусты мои мешки, все показала и рассказала я вам.Воспитатель: Да и нам уже пора домой возвращаться.Хозяйка чума: По нашему обычаю и гостеприимству вы должны попить чай с северными ягодами. Вот морошка, вот брусника. Угощайтесь, ребята.После чаепития, куклы и Хозяйка чума прощаются с детьми.Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам в гостях? Сейчас мы узнаем, кто был внимательным во время нашего путешествия.Детям задаются вопросы на закрепление материала: Из чего шьется одежда, как называется верхняя женская одежда, мужская? Как называется обувь? Чем украшается одежда?Список используемой литературы: «Картина мира в фольклоре ненцев» Пушкарева Т.Е.Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.-22 октября(№43).-С.11-12; Неща (лесные ненцы): в 5 кн./ГМОС.-М.: «Комеити», 2004.-С.28-29;Приходько М. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев: СПб, Издат .дом «Светлячок»2002.-С.80; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.146-147
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.