Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55421

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Капралова Людмила Павловна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по музейно-экскурсионной деятельности «ЮНЭКС»

скачать документ

Вернуться назад
Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Ярославской области
«Центр детей и юношества»




Социально-педагогическая направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по музейно-экскурсионной деятельности
«ЮНЭКС»



Возраст учащихся: 12 – 15 лет
Срок реализации: 2 года


Автор-составитель:
Капралова Людмила Павловна,
педагог дополнительного образования отдела художественно-эстетического творчества






Ярославль,
2017 год
Модернизация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на 2017 – 2018 учебный год

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 п.11 «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы», программа «ЮНЭКС» модернизирована на 2017-2018 учебный год.
В программу внесены изменения: с сентября 2017 года программа будет реализовываться за 2 года: остаётся 144 часа в год для учащихся первого года обучения, но уменьшается количество часов (до 72 часов) для учащихся второго года обучения, в связи с большой загруженностью учащихся в общеообразовательных организациях и участием их в других детских объединениях ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества» и других организациях дополнительного образования детей, а так же изменён возраст приёма учащихся в детское объединение с 13 лет на 12 лет в связи с востребованностью с данным видом деятельности учащихся этой возрастной категории.
Внесены коррективы в учебно-тематический план первого года обучения: увеличилось количество часов в разделе «Участие в массовых мероприятиях» в связи с востребованностью и интересом учащихся к данному виду деятельности и практика работы при реализации программы первого года обучения показала необходимость подключения учащихся к организации и проведению массовых мероприятий, общих праздников ЦДЮ.
Из учебно-тематического плана и содержания программы убрана тема «Виртуальный музей, организация и проведение виртуальных экскурсий», т.к. данная тема не актуальна для нашего учреждения (Приложение 1).

Оглавление

1.
Пояснительная записка

4 - 8

2.
Учебно-тематический план



2.1.
Учебно-тематический план первого года обучения

9 - 10

2.2.
Учебно-тематический план второго года обучения

11 - 12

3.
Содержание программы



3.1.
Содержание программы первого года обучения

13 - 17

3.2.
Содержание программы второго года обучения

18 - 21

4.
Обеспечение программы

22

5.
Мониторинг образовательных результатов

23 - 25

6.
Список информационных источников

26 - 27


Пояснительная записка

В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое П. Валери.

В настоящее время приобретает особое значение ориентация на сохранение и обдуманное использование духовного и материального опыта прошлых поколений, всего того, что емко формулируется понятием «память». Усилия исследователей направлены на философское осмысление феномена музея и его роли в постиндустриальном обществе, которое базируется на принципиально новых технологиях и в котором складывается новое отношение к культурному наследию.
На сегодняшний день еще не разработана реальная методологическая база для такой новой дисциплины, как музейная педагогика, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии. Исследования в данном направлении ведутся в Росси с 90-х годов XX века, опыта пока накоплено недостаточно.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11 классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Музей образовательной организации имеет свою специфику, которая заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. С первых шагов своего существования музей ЦДЮ был включён в образовательный процесс учреждения. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нём преобразований.
Последнее десятилетие широко разрабатываются и внедряются в практику музейно-педагогические образовательные программы, например, программа «От 6 до 16» по музеям Кремля (С. А. Калмыкова, Т. С. Молярова); «Предметный мир и культура» (М. Ю. Юхневич, Н. Г. Макарова); «Музей и культура в начальной школе» (Е. Г.Ванслова); «Здравствуй, музей» (Б. А. Столяров, Всероссийский центр музейной педагогики, Русский музей г. Санкт-Петербурга).
Выше названные программы рассчитаны на реализацию в условиях музеев, как самостоятельных учреждений. Наша дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««ЮНЭКС» реализуется в музее образовательной организации дополнительного образования детей – ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНЭКС» имеет социально-педагогическую направленность, т.к. ориентирована на формирование активной жизненной позиции обучающихся, их социализацию через включение их в разные формы работы музея организации дополнительного образования детей.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНЭКС» определяется нормативно-правовыми документами федерального уровня. Прежде всего, Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р: «В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы «ЮНЭКС» предназначена обучающимся в возрасте 12 – 15 лет, т.к. в этом возрасте дети уже знакомы по программе общеобразовательной школы с таким предметом, как история, могут осознанно воспроизводить при экскурсии события и факты, давая собственную оценку, могут заниматься исследовательской деятельностью, у них уже сформированы начальные способности организаторской деятельности, желание проявить свои лидерские качества.
Специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНЭКС» является авторской.
Несмотря на то, что автором программы проанализирован целый ряд программ по музейной педагогике, организации работы школьных музеев, но мы считаем, что программа авторская, т.к. в программе представлен авторский вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении «ЮНЭКС» и содержание программы тоже авторское.
Изучение имеющихся программ проводилось с целью анализа направлений работы государственных исторических музеев и школьных музеев. Анализ показал, что большинство программ направлено на обучение и развитие детей через ознакомление их с музейными экспонатами, которые имеют культурно-историческую ценность для большинства людей. В программах школьных музеев чётко прослеживается краеведческая направленность.
Экспонаты музея ЦДЮ ценны и значимы для тех работников, которые были связаны с этим учреждением, работали в нём и сейчас продолжают работать. Общекультурной, общеисторической ценности возможно и не несут в себе эти экспонаты, но они являются ценными для тех, кто с ними когда-то был связан, и будут значимы для тех, кто в дальнейшем придёт в наше учреждение.
Авторский компонент проявляется и в том, что автор попытался развить в реализации программы свой личный многолетний опыт работы в Центре детей и юношества, своё видение не только использования конкретных материалов, накопленных в музее ЦДЮ предыдущими педагогами, но и применения авторских приёмов представления музейных экспонатов. Одним из таких направлений является организация интерактивных экскурсий и игровых программ, которые подготавливают и проводят сами учащиеся.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНЭКС»:
Формировать гражданскую активную жизненную позицию учащихся и содействовать их социализации в процессе музейно-экскурсионной деятельности.
Задачи:
Знакомить учащихся с особенностями музейной работы: обучать алгоритму работы с архивными материалами, способам получения информации из разных источников;
Обучать основам организации музейного пространства: музейных экспозиций и выставок;
Обучать техникам подготовки и проведения различных видов экскурсий: по форме проведения, обзорных и тематических, для разных категорий посетителей (взрослых и детей);
Приобщать к историческому наследию ЦДЮ и г. Ярославля, воспитывать уважительное отношение к истории и традициям ЦДЮ, педагогам, работающим в образовательной организации;
Развивать творческие и организаторские способности, предоставлять учащимся возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, учитывая индивидуальность каждого;
Развивать информационные, коммуникативные и организационные компетентности учащихся;
Формировать ценности и личностные особенности учащихся: инициативность, креативность, коммуникабельность, организованность, самостоятельность, ответственность.

Предполагаемые результаты первого года обучения:
Предметные:
Знание учащимися алгоритма работы с архивными материалами;
Знание учащимися основ организации музейного пространства, умение оформить выставку;
Знание учащимися основ подготовки и проведения различных видов экскурсий;
Метапредметные:
Развитие у учащихся информационных компетенций: умение находить и анализировать необходимую информацию под руководством педагога;
Развитие у учащихся коммуникативных компетенций: умение слушать, слышать, понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умение
Развитие у учащихся организационных компетенций: умение организовывать работу группы в процессе проведения массовых мероприятий;
Личностные:
Проявление учащимися организованности и ответственности при выполнении творческих заданий;
Уважительное отношение учащихся к педагогам, взрослым, истории и традициям образовательной организации.

Предполагаемые результаты второго года обучения:
Предметные:
Умение работать с архивными материалами;
Умение организовывать музейное пространство, умение оформить выставку;
Владение техникой подготовки и проведения различных видов экскурсий;
Метапредметные:
Развитие у учащихся информационных компетенций: умение самостоятельно работать с информацией, преобразовывать её, сохранять, передавать с помощью современных технических средств и информационных технологий, использовать полученную информацию при проведении экскурсий;
Развитие у учащихся коммуникативных компетенций: умение слушать, слышать, понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умение договариваться, вести дискуссию; умение правильно выражать свои мысли в речи; презентовать себя;
Развитие у учащихся организационных компетенций: умение организовывать работу группы в процессе проведения экскурсий и других массовых мероприятий, выявлять цели, задачи мероприятия, подбирать средства осуществления цели и применять их на практике;
Личностные:
Проявление учащимися инициативы, коммуникабельности, организованности, самостоятельности, ответственности при выполнении творческих заданий;
Уважительное отношение учащихся к педагогам, взрослым, истории и традициям образовательной организации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНЭКС» с 2016 учебного года является двухгодичной, рассчитана на 144 часа в первый и второй год обучения, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Набор в детское объединение ведется на принципах добровольности, с учетом интересов детей к музейному и экскурсионному делу, желающих организовывать интерактивные экскурсии по музею и образовательным объединениям Центра детей и юношества, имеющих задатки организаторских способностей, интерес к прошлому и настоящему образовательного учреждения, своей семьи, малой Родины.
Группы формируются одновозрастные, в группе могут заниматься как девочки, так и мальчики. Количество учащихся в группе первого года обучения 10 - 12 человек, в группах второго года обучения - 9 человек, что соответствует СанПинам 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««ЮНЭКС» реализуется в детском объединении с таким же названием, созданном на базе музея Центра детей и юношества.

Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЮНЭКС» осуществляется на основе следующих принципов:
компетентностный подход – формирование различных компетентностей;
принцип деятельностного подхода, в основе которого лежит деятельность;
принцип единства обучения, воспитания и развития;
принцип интеграции и вариативности в применении получаемых знаний;
принцип активного отношения к музейному пространству - использование экспонатов музея;
интерактивность – вовлечение в процесс, т.к. человек воспринимает только то, что делает;
комплексность – включение всех типов восприятия;
программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ;
принцип индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого учащегося.



3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3.1 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы первого года обучения


раздел/ тема
теория

практика

1.
Вводная беседа.
Знакомство с программой. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с музеем ЦДЮ.


2.1.
История музейного дела в России.
Первые музеи России. Развитее музейного дела в России. Значение музеев для развития культуры в стране.


2.2.
История музейного дела за рубежом.
Первые музеи за рубежом. Известные музеи мира: Лувр, Британский музей, музей Метрополитен, музей Прадо, Рейксмузеум и п.т.


2.3.
Музей ЦДЮ - хранитель памяти.
История создания музея ЦДЮ, его предназначение и значение для учреждения.
Экскурсия по ЦДЮ, знакомство с деятельностью коллективов и педагогами ЦДЮ

2.4.
Фонды музея ЦДЮ, формирование, пополнение, учёт и хранение фондов.
Понятие фондов музеев, составная часть, требования к хранению и учёту фондов.
Этикировка поступающих экспонатов, запись в журнал учёта, сбор экспонатов с коллективов ЦДЮ.

2.5.
Оформление устных воспоминаний о ЦДЮ, его коллективах и педагогах.
Значение в истории учреждения воспоминаний сотрудников, обучающихся, требования к сбору и оформлению устных воспоминаний.
Встречи с педагогами и обучающимися ЦДЮ, проведение интервью, сбор письменных воспоминаний.

2.6.
Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната.
Понятие музейный экспонат. Роль экспоната в развитии музея.
Описание экспонатов, работа с картотекой и журналом учёта.

2.7.
Сбор и обработка экспонатов, в т.ч. видео- и фотоматериалы.

Требования к поступающим в музей вещам, отбор для будущих экспозиций; требования к хранению видео- и фотоматериалов
Выходы в коллективы ЦДЮ для приобретения экспонатов, встречи с бывшими и современными педагогами ЦДЮ.

2.8.
Музейная экспозиция.

Понятие музейная экспозиция. Виды экспозиций, требования к созданию экспозиций.
Знакомство с музейной экспозицией ЦДЮ, создание тематических экспозиций, экспозиций к определённым датам коллективов ЦДЮ, подбор экспонатов к экспозиции.

2.9.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Понятие выставки. Виды выставок, требования к созданию выставки.
Создание выставок, отражающих деятельность коллективов ЦДЮ.

2.10.
Посещение музеев СОШ, города Ярославля.

Знакомство с музеями школ и музеями города Ярославля.

2.11.
Зачет по разделу «Музейное дело».

Проведении экскурсии по музею.

3.1.
Игра, классификация игр.
Понятие игра, функции игры: саморегулятивная, диагностическая, коррекционная, развлекательная, социокультурная, коммуникативная, релаксационная. Классификация игр: естественная и искусственная; классификации по содержанию, по форме, по времени проведения, по месту проведения, по составу и количеству участников, по степени регулирования, управления, по наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров; роль организатора в игре.
Участие в разнообразных играх и отнесение их к определённой группе, согласно классификации

3.2.
Учёт возрастных и психологических особенностей детей при подборе и проведении игр
Возрастные и психологические особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Подбор игр для каждой возрастной категории. Проявление толерантности при проведении интерактивных экскурсий.
Подбор игр для разных возрастных групп

3.3.
Методика организации и проведения игры.
Понятия: «структура игры», «методика», «метод». Алгоритм методического описания игры на основе ее составляющих (правила, игроки, реквизит, сюжет, результат); правила и требования организации игрового пространства, игровой ситуации.
Проведение игр

3.4.
Подвижные игры

Разучивание подвижных игр: массовых, в кругу, на площадке и т.п.
«Пустое место», «Тише едешь дальше будешь», «Схвати палку», «Защита крепости», «Дети по лесу гуляли», «Рыбаки и рыбки» и др.

3.5.
Игры с выбором водящего

Отработка разнообразных приемов выбора водящего.

3.6.
Игры – эстафеты
Понятие «эстафета»; значение игр данного вида; особенности эстафетных игр; организация судейства; методика организации и проведения эстафет: с мячом, без инвентаря, с набором предметов, с обручем и др.
Разучивание игр-эстафет (без предметов, с инвентарем).

3.7.
Малоподвижные игры

Разучивание игр данного типа: «Рыба, птица, зверь», «Ассоциация», «А я еду», «Собери букет», «Что случилось?», «Колечко», «Цепочка имен», «Ветер дует..», «Сбор предметов», «Наборщики» и др.

3.8.
Словесные игры.
Виды словесных игр, методика их проведения и использование в экскурсиях (ребусы, буриме, загадки, шарады, анаграмы, метаграммы, логогрифы, викторины, криптограммы, кроссворды, пирамиды из слов, палиндромы, каламбуры и другие).

Разучивание игр данного вида и проигрывание их.

3.9.
Игры с эстрады.

Разучивание игр с эстрады для детей разного возраста; отработка навыков проведения игр с аудиторией.

3.10.
Организация и проведение квест-игр.
Определение
«квест-игра», особенности её организации и проведения. Алгоритм подготовки и проведения игр данного вида.
Участие в квест-играх, разработка заданий к играм.

3.11.
Зачет.

Мини-тест (на знание теоретического материала курса).
Практическое задание: проведение игр разного вида с обучающимися ЦДЮ.

4.1.
Требования к проведению экскурсии.
Понятие экскурсия. Классификация экскурсий. Требования к проведению экскурсии. Алгоритм подготовки и проведения экскурсии.







4.2.
Экскурсия. Виды, приемы и методы. Методика подготовки и проведения экскурсии. Разработка экскурсий.
Понятие экскурсия. Классификация экскурсий. Требования к проведению экскурсии. Алгоритм подготовки и проведения экскурсии.
Разработка экскурсий, проведение экскурсий по музею и ЦДЮ.

4.3.
Речевые тренинги.


Работа над постановкой голоса через специальные голосовые упражнения: определение диапазона голоса; на правильное направление звука; на использование различных темпов; на развитие силы звука. Упражнения по отработке произношений гласных и согласных звуков.
Выполнение упражнений: произношение гласных звуков (ударных и безударных гласных) и согласных звуков.

4.4
Коммуникативные тренинги.

Выполнение этюдов на заданные слова, тему, пословицы и поговорки, а также «домашние» этюды. Выполнение упражнений на внимание; упражнений на «разогрев» и развитие мышц (упражнения для головы, шеи, мышц плеча, мышц рук и плечевого пояса, мышц спины, мышц корпуса, упражнения для мышц задней поверхности бедра и голени, упражнения для мышц ног, упражнения для передней поверхности бедра, упражнения для тазобедренного, коленного, голеностопного суставов); дыхательные упражнения и упражнения для восстановления дыхания; упражнения на совершенствование осанки и походки. Освобождение от зажимов. Знакомство с понятием «физиологический и психологический зажим». Выполнение упражнений на снятие мышечного зажима.

4.5.
Имидж экскурсовода.
Понятия «имидж», «этикет».
Умение вести беседу. Умение принимать гостей. Внешний вид экскурсовода.
Упражнения по созданию образа экскурсовода (эскизы на бумаге), ролевые игры по созданию имиджа

4.6
Подготовка индивидуальных экскурсий (работа в мини группах)
Подбор материала для разработки индивидуальных экскурсий или мини группами по выставкам, музею ЦДЮ.
Написание текста экскурсий, заучивание текста, репетиции

4.7.
Проведение экскурсий.

Проведение на практике интерактивных экскурсий по музею, по ЦДЮ, по временным выставкам, участие в массовых мероприятиях ЦДЮ.

5.1.
Подготовка к участию в проведении Новогодней кампании
Особенности проведения Новогодних праздников в ЦДЮ, распределение обязанностей между учащимися
Разучивание и репетиции Новогодней программы, согласно сценария общего праздника

5.2.
Подготовка к участию в проведении праздников ЦДЮ (праздник кружковцев, День рождения ЦДЮ и др.)
Особенности проведения массовых мероприятий в ЦДЮ, распределение обязанностей между учащимися
Разучивание и репетиции блока программы общих праздников ЦДЮ

5.3
Участие в массовых мероприятиях ЦДЮ ( согласно плана работы ЦДЮ)
Подбор необходимой информации, материала, разработка блока мероприятия, в котором будут участвовать учащиеся объединения,
Репетиции блока, в котором заняты учащиеся объединения и непосредственное участие в массовых мероприятиях

6.
Подведение итогов.


Проведение анкетирования учащихся, собеседование по итогам года

3.2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы второго года обучения


раздел/ тема
теория

практика

1.
Вводная беседа
Знакомство с программой второго года обучения. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях.


2.1.
Фонды музея ЦДЮ, пополнение, учёт и хранение фондов

Этикировка поступающих экспонатов, запись в журнал учёта, сбор экспонатов с коллективов ЦДЮ

2.2.
Оформление устных воспоминаний о ЦДЮ, его коллективах и педагогах через интервьюирование педагогов, выпускников, родителей
Возможности интервью в пополнение фонда музей и подготовки текста экскурсии
Встречи с педагогами, учащимися и родителями учащихся ЦДЮ, проведение интервью, обработка собранного материала

2.3.
Сбор и обработка экспонатов, в т.ч. видео- и фотоматериалы

Требования к поступающим в музей вещам, отбор для будущих экспозиций; требования к хранению видео- и фотоматериалов
Выходы в коллективы ЦДЮ для приобретения экспонатов, пополнение книги «Это наша с тобой биография»

2.4.
Выставочная деятельность музея.
Требования к созданию выставки.
Создание выставок, отражающих деятельность коллективов ЦДЮ,.

2.5.
Посещение музеев СОШ, города

Знакомство с музеями школ и других организаций г. Ярославля и области.

2.6.
Зачет по разделу «Музейное дело»

Проведении экскурсии по музею.

3.1.
Подвижные игры

Разучивание подвижных игр: массовых, в кругу, на площадке и т.п.
«Вороны - воробьи», «Утка, утка, утка, гусь», «Платок-летунок» и др.

3.2.
Игры с выбором водящего

Создание копилки способов выбора водящего

3.3.
Игры – эстафеты
Требования к организации и проведению игр - эстафет
Подбор и проведение игр-эстафет для учащихся разных возрастов

3.4.
Малоподвижные игры

Подбор и проведение малоподвижных игр для проведения экскурсий

3.5.
Игры с эстрады

Подбор и проведение игр данного вида для проведения экскурсий и массовых мероприятий

3.6.
Организация и проведение квест-игр
Требования к подготовке и проведению игр данного вида.
Участие в разработке и проведении квест-игр, использование данных игр при проведении экскурсий.

3.7.
Зачёт.

Мини-тест (на знание теоретического материала курса); практическое задание: проведение игр разного вида с учащимися ЦДЮ.

4.1.
Речевые тренинги

Работа над постановкой голоса через специальные голосовые упражнения: определение диапазона голоса; на правильное направление звука; на использование различных темпов; на развитие силы звука. Упражнения по отработке произношений гласных и согласных звуков.
Выполнение упражнений: произношение гласных звуков (ударных и безударных гласных) и согласных звуков.

4.2.
Коммуникативные тренинги

Выполнение этюдов на заданные слова, тему, пословицы и поговорки, а также «домашние» этюды. Выполнение упражнений на внимание; упражнений на «разогрев» и развитие мышц (упражнения для головы, шеи, мышц плеча, мышц рук и плечевого пояса, мышц спины, мышц корпуса, упражнения для мышц задней поверхности бедра и голени, упражнения для мышц ног, упражнения для передней поверхности бедра, упражнения для тазобедренного, коленного, голеностопного суставов); дыхательные упражнения и упражнения для восстановления дыхания; упражнения на совершенствование осанки и походки. Освобождение от зажимов. Знакомство с понятием «физиологический и психологический зажим». Выполнение упражнений на снятие мышечного зажима.

4.3.
Подготовка индивидуальных экскурсий (работа в мини группах)

Написание текста экскурсий, заучивание текста, репетиции

4.4.
Проведение экскурсий

Проведение на практике интерактивных экскурсий по музею, по ЦДЮ, по временным выставкам

5.1.
Подготовка к участию в проведении Новогодней кампании
Распределение обязанностей между учащимися, знакомство с формой проведения праздника
Разучивание и репетиции Новогодней программы, согласно сценария общего праздника

5.2.
Подготовка к участию в проведении праздников ЦДЮ (праздник кружковцев, День рождения ЦДЮ и др.)
Распределение обязанностей между учащимися, знакомство с формой проведения праздников
Разучивание и репетиции блока программы общих праздников ЦДЮ

5.3
Участие в массовых мероприятиях, проводимых в ЦДЮ (согласно плана работы ЦДЮ)
Подбор информации, материала для участия в массовых мероприятиях.
Репетиции и непосредственное участие в массовых мероприятиях, в которых участвуют учащиеся объединенеия.

6.
Подведение итогов.


Проведение анкетирования учащихся, собеседование по итогам года


4. Обеспечение программы

4.1. Методическое обеспечение
Основными формами организации образовательного процесса в детском объединении «ЮНЭКС» являются: фронтальная, групповая и индивидуальная работа. Фронтальная форма предполагает подачу программного материала всему коллективу учащихся через беседу, лекцию, встречи с интересными людьми, мастер-классы, презентации и др. Фронтальная форма способствует созданию коллектива единомышленников, способных совместно выполнять творческие задания.
Групповая форма ориентирует учащихся на создание мини-груп (пары, тройки), которые выполняют одно из направлений общей деятельности. Групповая форма учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это способствует формированию навыка самостоятельного творчества и формирует личностные качества учащегося, такие как: креативность, ответственность, самостоятельность, инициативность. Данная организационная форма позволяет обучать детей работе с разными информационными источниками, индивидуально разрабатывать и проводить экскурсии по музею и учреждению.
Учебные занятия в детском объединении проводятся в разных формах:
- традиционные учебные занятии;
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- занятия – исследования (анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж).
На занятиях происходит комплексная подача учебного материала: материал отбирается из трёх основных разделов программы: «Музейное дело», «Игры в музейном и экскурсионном деле» и «Экскурсионное дело»; теоретический материал сочетается с практическими заданиями. В зависимости от поставленных задач на конкретном занятии содержание материала может отбираться и только из одного или двух разделов программы, а также количество отведённых часов на материал конкретного раздела в процессе занятия может варьироваться.
В соответствии с учебно-календарным графиком, составляемым на каждую группу ежегодно в начале учебного года, организуется участие учащихся в массовых мероприятиях ЦДЮ, что также предусмотрено данной программой.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, карточки (жетоны) для разделения на группы, жеребьёвки; анкеты, тесты.
4.2. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение включает: наличие помещений и специального оборудования для проведения занятий, компьютер, сканер, принтер, телевизор, аудио и видео аппаратура, фонотека, реквизит для проведения интерактивных экскурсий, дидактических материалов.
5. Мониторинг образовательных результатов
предполагаемые результаты (задачи)
критерии
показатели
форма отслеживания результатов











предметные результаты
уровень владения терминологией в области музейного и экскурсионного дела
высокий – владеет терминологией на 80-90% от предлагаемого объёма теста;
средний - владеет терминологией на 50-70% от предлагаемого объёма теста;
низкий - владеет терминологией ниже, чем на 40% от предлагаемого объёма теста

тестирование


уровень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий музейного и экскурсионного дела
высокий – понимает и всегда правильно использует термины;
средний – понимает, но допускает незначительные ошибки при применении терминов;
низкий – владеет не всеми программными терминами, допускает серьёзные ошибки при использовании
наблюдение,
зачётная экскурсия


уровень сформированности умения работы с архивными материалами
высокий – быстро находит нужную информацию, умеет анализировать и отбирать главное;
средний – отбирает нужную информацию, но не всегда вычленяет главное;
низкий – с трудом находит нужную информацию
текст – описание музейного экспоната;
текст подготовленной экскурсии


уровень сформированности навыков в организации музейного пространства
высокий – грамотный подбор и расстановка экспонатов в выставке с учётом всех требований к организации выставки;
средний – подготовка выставки в целом грамотно, но с незначительными ошибками;
низкий – подбор и расстановка экспонатов с серьёзными нарушениями требований
организованная тематическая выставка;
зачёт по разделу «Музейное дело»


уровень подготовки и проведения экскурсий
высокий – отвечает всем требованиям к организации и проведению экскурсий;
средний – в целом экскурсия соответствует требованиям, но имеет незначительные ошибки;
низкий – в целом экскурсия подготовлена, но имеются значительные ошибки
экскурсия







метапредметные результаты
уровень развития информационных компетенций – умение работать с информацией
высокий - умеет самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, преобразовывать её, сохранять, передавать с помощью современных технических средств и информационных технологий;
средний – умеет находить информацию, но затрудняется отобрать нужную информацию;
низкий – с трудом находит необходимую информацию, затрудняется вычленять главное
практические задания


уровень развития коммуникативных компетенций – умение общаться с разными категориями посетителей музея и ЦДЮ
высокий - умеет слушать, слышать, понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умеет договариваться, вести дискуссию; умеет правильно выражать свои мысли в речи; презентовать себя, писать официальные бумаги;
средний – не в полном объёме соответствует требованиям к высокому уровню;
низкий – слабо развиты коммуникативные компетенции
наблюдение;
беседа;
экскурсия


уровень развития организационных компетенций – умение организовывать массовые мероприятия
высокий - умеет организовывать работу группы в процессе проведения массовых мероприятий, выявляет цели, задачи мероприятия, подбирает средства осуществления цели и применяет их на практике
средний - не в полном объёме соответствует требованиям к высокому уровню;
низкий - слабо развиты организационные компетенции
наблюдение;
анкетирование



уровень устойчивости интереса к занятиям
количество посещённых занятий
журнал



количество проведённых мероприятий в составе группы (коллектива)
лист учёта



количество проведённых индивидуальных экскурсий
лист учёта





личностные результаты
уровень сформированности личностных качеств: инициативы, коммуникабельности, организованности, самостоятельности, ответственности при выполнении творческих заданий
высокий – систематически проявляет сформированные личностные качества;
средний – периодически проявляет сформированные личностные качества;
низкий – незначительно проявляет сформированные личностные качества
наблюдение;
анкетирование;
портфолио


уровень сформированности навыков уважительного отношения к педагогам, сверстникам, традициям
высокий – систематически проявляет сформированные навыки уважительного отношения к окружающим;
средний - периодически проявляет сформированные навыки уважительного отношения к окружающим;
низкий – редко проявляет сформированные навыки уважительного отношения к окружающим
наблюдение;
беседа с педагогами ЦДЮ



Список информационных источников

Концепция развития дополнительного образования от 4.09 2014г. № 1726-р. [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
3. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844)
4. Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 04.07. 2014г.
5. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/
6. Артёмов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие - справочник.
/Артёмов Е.Г .- СПб, 2006.-32с.
7. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. /ред. А. ЗаксЛ. Янбых.-
М. « Советская Россия». 1980. 104с.
8. Афанасьев С. Сто отрядных дел / С. Афанасьев, С. Каморин. – Кострома, 2000.- 112с.
9. Афанасьев С. Триста творческих конкурсов / С. Афанасьев, С. Каморин. – М., 1997.-256с.
10 В помощь активистам Музея образовательной организации./сост. Анчиков А.П. -Н. Новгород, 2014. -163стр.
10. Долженко Г.П. Экскурсионное дело./ Долженко Г.П. –М.,-Ростов-на-Дону, 2008. -269стр.
11.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. / Емельянов Б.В. - М. «Советский спорт», 2001. -216с.
12. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11)
13. Лысикова О. В. Музеи мира: Учеб. пособие к интегративному курсу «Музеи мира».
/ Лысикова О. В. – М.: Флинта: Наука, 2002. -128с.
14. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2002 г. - 54с.
15. Словарь актуальных музейных терминов./ред. Глебова . Л.С., Тимофейчук М.Н.-М.2009.- 68с.
16. Российская музейная энциклопедия: в 2-х томах / Янин В.Л. и др. – М.из-во «Рипол Классик»:2001. -847с.
17. Сборник документов в помощь организаторам школьных музеев – Ярославль, 2004
18. Тарханов Т.А. Музей в образовательном учреждении. // Справочник руководителя образовательного учреждения. №3 2007.- 50-59стр.
19. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие./ Туманов В.Е.-М. ЦДЮТиК, 2003. -154с.
20. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. / Шляхтина Л.М.-
М.: Высшая школа, 2009. 184 С.
21. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике.
/М-во культуры РФ. Росс. ин-т культурологи. – М. 2001. - 207с.
22.Агапова И. Игры со словами / И. Агапова. – М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом ХХI», 2008. – 224 с.
23. Белякова О. Большая энциклопедия детских праздников / О. Белякова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 320 с.
24.Коротков И. Подготовка организаторов подвижных игр / И. Коротков. – М,1990. -54с.
25.Коган М. Игровая кладовая / М. Коган. – Новосибирск, 2008. – 238 с.
26. Коган М. С игрой круглый год в школе и на каникулах / М. Коган. – Новосибирск, 2008. – 151 с.
27. Рудко А. Игры, конкурсы, развлечения / А. Рудко, Т. Гисматулин. – СПб: Союз, 1999.-45с.
28. Самоукина Н. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения и коррекцонные программы) / Н. Самоукина. – М., 1995.-144с.
29. Шмаков С. Её величество – игра / С. Шмаков. – М.: МИП «Магистр», 1992.-160с.
30.Шмаков С. Игры- шутки, игры-минутки / С. Шмаков. – М.: Новая школа, 1993.-112с.
31.Якуб С. Вспомним забытые игры / С. Якуб. – М.: Детская литература, 1988.-158с.
32. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены / Авт.-сост. Е. Радюк. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.
33.Гальцова Е. Спортивный серпантин: сценарии спортивных мероприятий для младших школьников / Е. Гальцова, О. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007 – 191 с.





























Приложение 1
Учебно-тематический план
на 2017-18 уч.год
(первый год обучения)




Наименование раздела/темы
кол-во часов



теория
практика
всего

1.
Вводная беседа.

2
---
2

2.
Музейное дело.

9
38
47

2.1.
История музейного дела в России.

1
-
1

2.2.
История музейного дела за рубежом.

1
-
1

2.3.
Музей ЦДЮ - хранитель памяти.

1
3
4

2.4.
Фонды музея ЦДЮ, формирование, пополнение, учёт и хранение фондов.
1
4
5

2.5.
Оформление устных воспоминаний о ЦДЮ, его коллективах и педагогах.
1
3
4

2.6.
Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната.
1

3

4

2.7.
Сбор и обработка экспонатов, в т.ч. видео- и фотоматериалы.
1

4

5

2.8.
Музейная экспозиция.

1
4
5

2.9.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
1
5
6

2.10.
Посещение музеев образовательных организаций ЯО, города Ярославля.

-
10
10

2.11.
Зачет по разделу «Музейное дело».


2
2

3.
Игры в музейном и экскурсионном деле.

6
19
25

3.1.
Игра, классификация игр.

1
1
2

3.2.
Учёт возрастных и психологических особенностей детей при подборе и проведении игр.
1
1
2

3.3.
Методика организации и проведения игры.

1
1
2

3.4.
Подвижные игры.

-
1
1

3.5.
Игры с выбором водящего.

-
1
1

3.6.
Игры – эстафеты.

1
1
2

3.7.
Малоподвижные игры.

-
4
4

3.8.
Словесные игры.

1
3
4

3.9.
Игры с эстрады.

-
2
2

3.10.
Организация и проведение квест-игр.

1
2
3

3.11.
Зачет по организации и проведению игр.

-
2
2

4.
Экскурсионное дело.

4
42
46

4.1.
Требования к проведению экскурсии.
1
-

1

4.2
Экскурсия. Виды, приемы и методы. Методика подготовки и проведения экскурсии. Разработка экскурсий.
2
4
6

4.3.
Речевые тренинги.

-
6
6

4.4.
Коммуникативные тренинги.

-
4
4

4.5.
Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода.

1

2

3

4.6.
Подготовка индивидуальных экскурсий (работа в мини группах).
-
10
10

4.7.
Проведение экскурсий.

---
16
16

5.
Участие в массовых мероприятиях ЦДЮ

3
19
22

5.1.
Подготовка к участию в проведении Новогодней кампании
1
5
6

5.2.
Подготовка к участию в проведении праздников ЦДЮ (праздник кружковцев, День рождения ЦДЮ и др.)
1
3
4

5.3
Участие в массовых мероприятиях (по плану работы ЦДЮ)
1
11
12

6
Подведение итогов.


2
2


ИТОГО:
24
120
144



Учебно-тематический план
(второй год обучения)




Наименование раздела/темы
кол-во часов



теория
практика
всего

1.
Вводная беседа.

1
---
1

2.
Музейное дело.

1
12
13

2.1.
Фонды музея ЦДЮ, пополнение, учёт и хранение фондов.
-
1
1

2.2.
Оформление устных воспоминаний о ЦДЮ, его коллективах и педагогах через интервьюирование педагогов, выпускников, родителей.
1
3
4

2.3.
Сбор и обработка экспонатов, в т.ч. видео- и фотоматериалы.
-

2

2

2.4.
Выставочная деятельность музея.

-
2
2

2.5.
Посещение музеев образовательных организаций ЯО, города Ярославля.

-
2
2

2.6.
Зачет по разделу «Музейное дело».


2
2

3.
Игры в музейном и экскурсионном деле.

1
11
12

3.1.
Подвижные игры.

-
1
1

3.2.
Игры с выбором водящего.

-
1
1

3.3.
Игры с эстрады.

-
2
2

3.4.
Игры – эстафеты.

-
1
1

3.5.
Малоподвижные игры.

-
2
2

3.6.
Организация и проведение квест-игр.

1
2
3

3.7.
Зачет по организации и проведению игр.

-
2
2

4.
Экскурсионное дело.

1
25
26

4.1.
Речевые тренинги.

-
4
4

4.2.
Коммуникативные тренинги.

-
4
4

4.3.
Подготовка индивидуальных экскурсий (работа в мини группах).
1
7
8

4.4.
Проведение экскурсий.

---
10
10

5.
Участие в массовых мероприятиях ЦДЮ

2
16
18

5.1.
Подготовка к участию в проведении Новогодней кампании
1
6
7

5.2.
Подготовка к участию в проведении праздников ЦДЮ (праздник кружковцев, День рождения ЦДЮ и др.)
1
3
4

5.3.
Участие в массовых мероприятиях, проводимых в ЦДЮ (согласно плана работы ЦДЮ)

7
7

6.
Подведение итогов.

-
2
2


ИТОГО:

6
66
72











HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER142




Заголовок 1

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X