Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55429

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Муратова Наталия Николаевна

Предупреждение нарушений осанки

скачать документ

Вернуться назад

Предупреждение нарушений осанкиМуратова Наталия НиколаевнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Десантник» (МБУ ДО ДЮСШ «Десантник») г.Тарко-СалеЗаместитель директора по УВР, тренер-преподаватель по АФКОдним из важных слагаемых здоровья ребенка является его осанка, т.е. стойкая привычка держать свое тело. Нарушение осанки отрицательно сказываются на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становятся причиной нарушений обменных процессов, искажают форму тела.Эталоном правильной осанки считают такое положение тела ребенка, при котором голова его держится прямо, плечи развернуты, лопатки прилегают к грудной клетке, живот подтянут, позвоночник умеренно выпрямлен.Навык правильной осанки является условным двигательным рефлексом и, так же как и другие навыки, формируется в процессе развития и воспитания детей. С раннего возраста взрослые должны напоминать детям, как надо правильно сидеть, стоять, ходить.Чаще всего нарушения осанки возникают в детском возрасте. Со временем применяется меры, может привести к патологическим изменениям в костях скелета и внутренних органах. Возникновению и развитию нарушений осанки способствуют нерациональный режим жизни и питания, различные заболевания, слабое зрение, неправильные позы, часто принимаемые ребенком во время работы и отдыха. Отсутствие навыков правильной осанки приводит к увеличению естественных изгибов позвоночника, появлению боковых искривлений, к формированию «крыловидных лопаток», асимметрии плечевого пояса, уплощению грудной клетки и др. Возникнув в дошкольном возрасте, нарушения осанки обычно прогрессируют в период обучения в школе, нарастая от 1 к 11 классу. Поэтому чем младше школьник, тем легче исправить его осанку. Возникновение отклонений в осанке именно в дошкольном возрасте объясняется тем, что у 5-6-летних детей мышцы спины, удерживающие позвоночный столб в правильном положении, развиты еще недостаточно и потому длительно сохраняемая неправильная поза ведет к появлению сначала функциональных нарушений осанки, а затем и к искривлениям позвоночного столба. В период от 9 до 14 лет сила и упругость мышц постепенно нарастают, и к 17- 18 годам происходит их окончательное формирование. Крупные суставы у детей достигают уровня взрослых лишь к 14- 16 годам. Наибольшее увеличение параметров грудной клетки происходит у девочек в 11- 12 лет, у мальчиков в 13-14 лет.Важнейшее значение в статике тела имеет позвоночный столб. В его развитии выделяются периоды усиленного (с 7 до 9- 10 и с 16 до 20 – 25 лет) роста. Такая периодичность объясняется разновременностью развития позвонков грудного и поясничного отделов. Изгибы позвоночника формируются не одновременно. Шейный появляется, когда ребенок начинает сидеть, поясничный, когда становится на ноги. Окончательное их закрепление происходит к 20-25 годам, когда заканчивается рост и окостенение всего позвоночного столба. Позвоночный столб выполняет опорную, защитную и кроветворную функции. Эти особенности, а также и сложность строения позвоночного столба обуславливают его большую уязвимость в детском возрасте. Критическими возрастными периодами для возникновения нарушений осанки у девочек являются 8 и 12 лет, а у мальчиков – 7 и 12 лет.Плохой осанке нередко сопутствует плоскостопие, при котором резко нарушается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника. При продолжительной ходьбе, стоянии, беге прыжках появляются боли в спине и ногах. Все это сказывается на осанке, общем физическом состоянии.У школьников уплощенные стопы встречаются довольно часто. Для предупреждения плоскостопия необходимо с самого раннего возраста обращать внимание на обувь ребенка. Детскую обувь следует подбирать в строгом соответствии с длиной и шириной стопы. Лучший материал для обуви – кожа. Небольшой каблук типа «школьный» способствует разгрузке продольного свода стопы. При ходьбе и стоянии следует обращать внимание на то, что бы ребенок ставил стопы параллельно, так как при ходьбе с разведенными носками перегружается край стопы.Для развития детского организма, а следовательно, и для формирования осанки необходимы хорошо организованный режим (правильное чередование труда и отдыха, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе) и рациональное физическое воспитание.Важнейшее условие нормального физического развития, здоровья детей – питание.Пищевой рацион ребенка должен быть разнообразен и включать продукты, содержащие соли кальция, железа, магния (мясо, молоко, сливочное масло, каши, горох, фасоль). Ежедневно и в достаточном количестве школьник должен получать фрукты и овощи, а если врач сочтет нужным, то и поливитамины.Не меньшее значение для профилактики нарушений осанки имеет правильный подбор мебели. Дети должны иметь отдельную, достаточно длинную (рост + 25 см) и широкую (в 2 раза больше ширины плеч) пастель с ровным и широким матрацем. Сохранение правильной позы при письме, чтению и других видах деятельности также во многом зависит от подбора мебели рабочего уголка школьника. Длина сиденья должна соответствовать длине бедер ребенка, высота стула – длине голеней, чтобы стопы опирались о пол. В сидячем положении тазобедренный, коленный и голеностопный суставы должны составлять углы, близкие к прямым. Желательно, чтобы спинка стула незначительно отклонена. Это позволит ребенку, слегка откидываясь назад, расслаблять мышцы спины и давать отдыхать связочному аппарату позвоночного столба. Поверхность стола (парты) должна иметь наклон спереди назад 2-3 градусов. Необходимо следить, чтобы во время приготовления уроков или других занятий школьник сидел прямо, не наваливался грудью на стол и не наклонял низко голову. Расстояние от глаз до поверхности стола должна составлять примерно 35 см.Рабочее место должно быть освещено слева. Большое влияние на рабочую позу оказывает продолжительность занятий. Поэтому чрезвычайно важно следить за чередованием труда и отдыха школьника. Ученики младших классов должны делать перерыв в работе после каждых 30 – 35 минут, а старшеклассники через 40 – 45 минут. Во время выполнения домашнего задания весьма полезны физкультурные паузы, снимающие умственное и статическое напряжение.Для формирования осанки и профилактики ее нарушений имеет значение и правильный подбор одежды. Необходимо, чтобы она соответствовала размерам и пропорциям тела ребенка. Тесная одежда затрудняет дыхание. Пищеварение, кровообращение, а в младшем возрасте может даже изменить форму тела. Например, перетягивание живота тугим ремнем, не только приводит к изменению внутренних органов, но и нарушает тонус и координацию мышц, поддерживающих позвоночник, что в свою очередь отразиться на осанке. Одежда должна быть удобной и гигиеничной, обеспечивать воздухообмен между поверхностью тела и одеждой, впитывать кожные выделения.Очень полезно для общефизического развития (а также для формирования осанки) подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе, в около полуденное время. Пребывание на открытом воздухе в период инсоляции в любое время года способствует нормированию фосфорно – кальциевого обмена, влияющего на функциональное состояние мышц. В системе физического воспитания детей и подростков помимо закаливания воздухом должны широко применятся и различные водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание и пр.), оказывающие благотворное воздействие на организм.Для развития умения координировать положение отдельных частей тела необходимо научить детей ощущать и регулировать степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении. Этому способствует упражнение в плоскости, позволяющей контролировать положение каждого звена. Для закрепления правильного положения головы используется упражнение с удержанием на голове различных предметов. Очень эффективно упражнение в равновесии, для мышц спинного пояса, рук, ног и особенно спины и брюшного пресса, которые используются для улучшения и статической выносливости. Многие упражнения выполняются в положении лежа, на спине, животе, боку. Это способствует регуляции позвоночника. Полезно также висы и лазание. Однако, вырабатывая у школьников привычку правильно держать свое тело необходимо также исправлять уже имеющиеся нарушения осанки.Для коррекции осанки рекомендуется как симметричные так и ассимерчические упражнения, подбираемые врачом специалистом сугубо индивидуально. Система специальных воздействий должна включать обязательную ежедневную утреннюю гимнастику дома; гимнастику до учебных занятий в школе; физкульт – минутки на 2 –3 минуты на уроке; дополнительные занятия специальной гимнастической (30-40мин.) в школе (2 –3 раза в неделю); домашние занятия, включающие рекомендованные корегирующие упражнения в соответствии с видами нарушений осанки.Нарушения осанки.В связи с тем, что большинство ослабленных детей вели и продолжают вести мало подвижный образ жизни, нормально – двигательный режим для них может на первых порах являться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: кропотливо подбирать оптимальный, индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно исправиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитание силы воли, необходимые для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а конечном итоге максимального выздоровительного эффекта от занятий.Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело, при правильной осанки фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходиться встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигура и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушек. Тогда их не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда.Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности, определяющей образование условных рефлексов двигательной деятельности. Этот процесс находиться в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Поэтому в большинстве случаев нарушение осанки является приобретенным. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развита. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений межпозвоночных дисков и создает неблагоприятные условия функционирования органов грудной клетки и брюшного пояса.Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгибы кпереди) и кифоза (изгибы кзади) в грудных и крестцовых отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обуславливают амортизирующие свойства позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незначительные искривления позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонения от нормы.Чтобы определить есть ли у ребенка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздеть до трусов. Осмотр проводиться в привычной позе ребенка, с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе носки врозь) последовательность: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединяются вместе перед собой.Правильная осанка характеризуется, одинаковы уровнем надплечья, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно – плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линии остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, с одинаковыми рельефами грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме грудина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствуют толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушении осанки или о сколиозе. Виды сколиоза: грудной правосторонний, общий левосторонний, S- образный.Нарушение осанки бывает двух типов: нарушение осанки в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях можно наблюдать, по сравнению с нормальной осанкой, увеличение всех физиологических изгибов, увеличение грудного кифоза при уменьшенном лордозе (круглая спина, сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженных шейном лордозе и грудном кифозе (плосковогнутая спина). Нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника.Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях – от чуть заметных до резко выраженных. Наиболее часто наблюдаются нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно отличить от сколиоза.Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к нарушению осанки относят сколиоз 1 степени. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки и мышечный валик в поясничной области (симптомы Чаклина). Поэтому при всех случаях нарушения правильной осанки необходима консультация специалиста – ортопеда, который уточняет диагноз с помощью рентгенологического обследования. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить.Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых лишений, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки, форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты, измерив «треугольник» на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) –нижний угол левой лопатки, 7-й шейный позвонок – нижний угол правой лопатки, расстояние между нижними углами лопаток. При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 3 – 4 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о прогрессировании нарушения осанки («крыловидные лопатки», кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической осанке.Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса:Ширина плеч (см) х 100% Плечевая дуга (см)Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками.Оценка плечевого индекса: до 89,9% и ниже – сутулость, от 90 до 100% - нормальная осанка. Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.И.п. – полуприсед, руки вперед – вниз, вымпелы скрестно. 1 -выпрямить ноги, мах левой в сторону, руки дугами наружу в стороны – вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же с правой; 5 – 7 – поворот переступанием на носках на 360о вправо, руки в стороны; 8 – и.п.И.п. – о.с. 1 – 4 – стоя на правой, левую согнуть, носок касается внутренней части колена правой ноги, дугами наружу медленно руки вверх, слегка прогнуться в грудном отделе позвоночника; 5 – 8 – наклон вперед, левую ногу назад – равновесие, другая назад 4малых круга наружу; 9 – 10 –и.п.И.п. – лежа на спине, руки в стороны. 1 – 4 – медленно поднять ноги и выполнить 4 маховых движения руками вперед – скрестно (лопатки от пола не отрывать); 5 –8 – медленно опуская ноги, повторить движение руками.И.п. – сед на пятках, руки назад. 1 – 4 – встать на колени, прогнуться в грудном отделе позвоночника, дугами вперед руки вверх; 5 – 8 –наклон вперед, упор руками на вертикально стоящие вымпелы (в поясничном отделе позвоночника не прогибаться); 9 – 12 – слегка наклонив вымпелы вперед, потянуться за ними; 13 – 16 – и.п.И.п. – стойка на коленях, наклон вперед, упор руками на вертикально стоящие вымпелы. 1 – 4 – слегка наклонить вымпелы вперед, потянуться за ними (в поясничном отделе позвоночника не прогибаться); 5 – 8 – левую руку назад, потянуться за вымпелом; 9 – 10 – держать; 11 – 12 – и.п.И.п. – о.с., руки вверх. 1 – 2 – дугами наружу 2 больших круга в лицевой плоскости; 3 – 4 – дугами внутрь 2 средних круга; 5 – 6 – шаг правой в сторону и, сгиба ее, левую ногу на пятку, носок на себя, сложить вымпелы, руки вверх, наклон влево; 7 – 8 – и.п.И.п. – о.с., правая рука вверх, левая назад. 1 – 2 – шаг левой вперед, встать на носок, правую полусогнутую вперед, махом вниз левую руку вперед, правую назад; 3 – 4 – шаг правой вперед, четко приставить левую на носке к ступне правой, поворот туловища влево, махом правую руку вверх, левую в сторону; 5 – 6 – то же левой ногой, поворот туловища вправо, махом левую руку вверх, правую в сторону; 7 – 8 – и.п.И.п. – стойка на правой, левая в сторону на носок, руки вправо – вверх. 1 – слегка сгибая и разгибая ноги, перенести массу тела на левую ногу, правую в сторону, дугами вниз руки влево вверх; 2 – шаг правой в сторону, пружиня обеими ногами, левую в сторону, дугами вниз мах вправо; 3 – повторить счет с прыжком; 4 – повторить счет 2 с прыжком вправо.И.п. – лежа на животе, правая рука вверх, левая вдоль туловища. 1 – 2 – прогнуться, подбородком потянуться вперед, поднять левую руку вверх, правую назад; 3 – 4 – поменять положение руки; 5 – 6 – поворотом налево лечь на спину, руки вверх; 7 – 8 – сед с опорой сзади на вертикально стоящие вымпелы; 9 – 12 – угол; 13 – 16 – лечь на спину, руки вверх; 17 – 18 – и.п.И.п. – стойка на носках, руки к плечам, вымпелы на лопатках, плечи симметричны. 1 – встать на всю ступню, наклон вперед, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – левую ногу скрестно перед правой, скрестный поворот на носках вправо на 3600, руки в стороны ( руки и вымпелы составляют прямую линию); 5 – 6 – то же влево; 7 – 8 – и.п.И.п. – о. с., руки с вымпелом сзади хватом за концы. 1 – 4 – шаг левой – выпад, сгибая левую руку, правую руку вверх, наклонить туловище влево; 5 – 6 – поворот направо; стойка ноги врозь, руки к плечам, плечи симметричны, вымпел на лопатках; 7 – 10 – на каждый счет подняться на носки и опуститься на полную ступню; 11 – 12 – и.п.И.п. – о.с., руки сзади. 1 – 4 – встать на носки, дугами вперед руками 4 больших круга в боковой плоскости; 5 – 8 – сгибая левую ногу, равновесие с опорой на вертикально стоящие вымпелы; 9 – 10 – стоять; 11 – 12 – и.п.И.п. – о.с. 1 – 4 – встать на носки, руки в стороны. 5 – 8 – бег вперед, выполняя малые махи вверх и вниз; 9 – 10 – левая нога скрестно перед правой (прогнуться в грудном отделе позвоночника), скрестный поворот на носках на 3600 ; 11 – 12 – и.п.И.п. – о.с., руки вправо – вниз. 1 –2 – шаг левой, пружиня обеими ногами, правую ногу назад на носок, поворот и наклон влево, дугами вниз мах влево, дугами вниз мах влево, правая рука вверх, левая в сторону, голову повернуть влево; 3 – 4 – пружиня ногами, поворот на 1800 направо в стойку на правой, левая назад на носок, поворот и наклон вправо, дугами вниз мах вправо, левая рука вверх, правая в сторону, голову повернуть вправо; 5 – 6 – передавая массу тела на носок левой, поворот влево на 3600 , руки в стороны; 7 – 8 – и.п.И.п. – сед ноги скрестно, руки к плечам, вымпел (ткань накручена на трубку) на лопатках. 1 – 4 - руки вверх, потянуться вверх; 5 – 8 – наклон вперед; 9 – 12 – и.п.; 13 – 16 – выпрямить ноги и лечь на спину, руки вверх; 17 – 20 – и.п.; 21 – 24 – сохраняя прямую спину и симметричное положение надплечий, встать, руки вверх; 25 – 28 – и.п.Литература:Физическая культура в школе; издательство – Педагогика, М – 1985, с. 60 –63Пурахин А.Е., Сила и мужество, М – 1982.Рипо Д.М. Биличенко В.К., Волков С.С., Занятие физической культурой со школьниками отнесенными к специальной медицинской группе; Просвещение, М – 1988.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X