Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55432

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Масарва Анна Николаевна

Особенности психологической диагностики учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья

скачать документ

Вернуться назад

Особенности психологической диагностики учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровьяМасарва Анна НиколаевнаГБОУ школа № 131, Красносельского р-на,Санкт-Петербург В современных реалиях внедрения федеральных образовательных стандартов перед педагогами и психологами стоит сложная и тонкая задача интеграции детей с особенностями развития в условия массовой школы. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является непременным условием их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Важно отметить, что группа детей с ОВЗ является неоднородной, в связи с тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Исходя из этого, особое внимание должно быть уделено психологическому сопровождению обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Ведь именно своевременная и информативная психодиагностика поможет в оценке и планировании образовательных воздействий для успешности инклюзии обучающихся с ОВЗ. В данной статье хотелось бы остановиться на особенностях психодиагностики мотивационной сферы детей с ОВЗ.Наличие мотивации к обучению, является основополагающим для успешной интеграции детей с ОВЗ в условия общеобразовательного контента. Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. Психологическое сообщество, изучающие проблему интеграции детей с ОВЗ, все чаще отмечают, что для более продуктивного обучения в школе таких детей важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос об особенностях формирования мотивации учебной деятельности детей с ОВЗ звучит категорически актуально. Древняя мудрость гласит: «Можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя».   Мы можем включить детей с ОВЗ в учебный процесс общеобразовательной школы, однако  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации, без внутренней активности, позитивного стремления к получению знаний  мы столкнемся лишь  с видимостью   учебной  деятельности. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Существует несколько классификаций структуры мотивационной сферы, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность учебной мотивации, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность [1]. Итак, первая классификация мотивов:-познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Познавательные мотивы отражают стремление детей к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.-социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия ребенка с другими людьми. С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании [6].Мотивы учения так же могут быть классифицированы, как внутренние и внешние. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослыми. В ходе обучения педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы у обучающихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач[3]. Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя дети, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: внутренние мотивы, мотивы социального сотрудничества, мотивы самообразования и мотивы, направленные на достижение успеха. Для того, чтобы корректно и информативно оценить уровень развития мотивации к обучению у детей с ОВЗ необходимо адекватно подобрать психодиагностический материал. С одной стороны необходимо оценить уровень различных мотивов, входящих в общую структуру мотивации к обучению, как таковой, с другой стороны, оценить особенности эмоционально-волевой сферы, чтобы на основе диагностических результатов подобрать адекватное направление психокоррекции и сопровождения детей с ОВЗ. Предлагаемый мной способ оценки уровня школьной мотивации являет собой блок диагностических методик, состоящий из тестов проективного характера (рисуночные методики) и анкету для оценки уровня учебной мотивации, разработанную Н.Г. Лускановой [5]. Блок проективных методик включает в себя следующие темы: рисунки на школьную тему («Моя школа», «Урок», «Что мне нравится в школе»), рисунок «Кактус», рисунок «Человек под дождем». Рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать [2]. Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система балльных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При изучении школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.Иногда по рисункам детей можно судить не только об уровне учебной мотивации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни. Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, рисуют класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети обязательно включают в рисунок декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.). Проанализировав детские рисунки и получив результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой, мы можем оценить уровень развития учебной мотивации детей с ОВЗ, а так же выявить «западающие» отдельные мотивы, для формирования программы коррекционной работы. Обучение детей с ОВЗ в массовой школе, реализация включенного образования требует большого профессионализма от педагогов и психологов, владения полным спектром образовательных методик, индивидуального подхода и построения индивидуального маршрута с учетом особенностей каждого ребенка с ОВЗ. Именно поэтому, столь актуальным являются вопросы психодиагностики, в особенности для оценки мотивации к обучению.Список литературы:Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб: Питер, 2008. — 398 сБачерикова Л.Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй сигнальной системы. Автореф. канд. дисс. М., 1979.Дубовицкая Т. Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. М.: РИЦ МГОПУИм. М. А. Шолохова, 2003.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000.Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X