Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55342

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Роденбергер Елена Михайловна

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких движений пальцев и кисти руки детей"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»Взаимосвязь развития речи и развития тонких движений пальцев и кисти руки детей Консультация для воспитателейРоденбергер Е. М.учитель – логопед г. Советский2020 год Наверное, все современные педагоги знают: для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук. Как же связано развитие тонкой моторики руки с развитием речи малыша? (подождать ответа). Учеными доказано: функция руки и речь развиваются параллельно, потому что в коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы. Наши прапрабабушки, скорее всего, этого не знали, но на каком-то интуитивном уровне чувствовали, поэтому и играли с малышами в пальчиковые игры. Вы, наверное, помните из своего детства: «Ладушки, ладушки, где жили?...», или: «Сорока, сорока…», «Идет коза рогатая…» (слайд №2). К сожалению, не все современные родители уделяют должное внимание развитию мелкой моторики малыша, может еще и поэтому речевое развитие детей в последнее время значительно снижено. А ведь тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки к письму.Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут, свободными, дифференцированными, развития речи и, следовательно, мышления, добиться не удастся. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга.   Есть  такой  тест на распознание пальцев, который помогает оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. Давайте проведем этот тест вместе. Закройте  ладонь и пальцы  протянутой руки ребёнка своей рукой, не соприкасаясь плотно. Дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки своим пальцем. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.3-летний ребенок - правильно определяет большой палец.5-летний ребенок - различает большой палец и мизинец.6-летний - свободно различает большой палец, мизинец и указательный.Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок - правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются еще и мощным средством повышения работоспособности головного мозга, так как доказано что и мысль,  и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Современные исследователи при определении вербальных и невербальных  нарушений у детей младшего школьного возраста, отмечают, что, одним из нарушений невербального характера является нарушение  моторной сферы, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью,  малым объемом движений пальцев и кистей рук, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью  организованных движений. Отмечается  также утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность  графомоторных навыков. Особенно это заметно у детей, имеющих нарушение речи. Поэтому одним из главных направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти руки  детей. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.Исходя из этого, в систему по развитию мелкой моторики детей необходимо  включать  специальные игровые задания.Виды  игр  и упражнений (слайд №3)1. Специальные комплексы  пальчиковой  гимнастики  без речевого сопровождения.2. Игры  с пальчиками, сопровождающиеся стихами  и потешками.3. Игровые задания на  распознание  пальцев  («Пальчик, пальчик, как зовут?»,  «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай  и  покажи», «Какой и где  пальчик?») и т. д.4. Игры  с игрушками и  предметами  (шнуровка, мозаика, конструктор, нанизывание бус, колец; застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, каштанов,  перчаточный  и теневой театр и т. д.)5. Массаж, самомассаж  кисти   руки,  пальцев, биологически  активных точек на подушечках пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный, су-джоки  и т. д.)6. Лепка  из пластилина  и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами;  работа с ножницами и т. д.7.  Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий:  прямые дорожки, фигурные дорожки; рисование  по контурам, по точкам, по  клеточкам; печатание  букв, слогов, слов  и  т. д.) Сейчас мы с вами тоже поиграем. На столах разложены игры, а задания написаны на листочках. Выбирайте, что вам нравится больше и приступайте к выполнению. Расскажите, что вы делали. Молодцы, вы отлично справились с заданием. Во все эти игры вы можете играть со своими детьми. В целом, такая система работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает   положительный  результат. У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, улучшаются графомоторные навыки. Кроме того, при развитии мелкой моторики, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь. Спасибо за внимание.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X