Всероссийский

информационный портал


МГНОВЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА!

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 35754

Всероссийский информационный портал «Лидер» 

 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

  Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Пикалева Ирина Станиславовна

Игра как средство организации работы на уроке

скачать документ

Вернуться назад

Пикалева Ирина СтаниславовнаУчитель биологииГБОУ СОШ № 213 школыИгра как средство организации работы на урокеЧто такое игра? Одно из определений словаря русского языка Ожегова называет игрой занятие, служащее для развлечения и отдыха. Игра, как форма учебных занятий, может использоваться на уроках комплексного применения знаний по биологии, на заключительных уроках по темам, в рамках недели биологии. Учитывая самостоятельность мышления и быстроту умственной деятельности при решении нестандартных вопросов, игра на уроке биологии помогает учителю отслеживать динамику развития личности ученика в плане интеллектуальных способностей.Игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов.Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и нам – преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:формировании мотивации и познавательного интереса к биологии и истории;определении уровня обученности учащихся;оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния – знания, в активное – умение.развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию;развитии информационной культуры учащихся.В обучающей игре выделяют несколько этапов: подготовительный, вводный, игровой, оценочный. Широкое использование ИКТ помогает создавать интересные и межпредметные игры. Как показывает опыт, удачным является использование данной технологии на повторительно-обобщающих уроках. Это позволяет систематизировать материал по целому разделу, оценить работу большого количества человек. В последние годы интерес к игровой деятельности возрастает. Хотелось бы отметить, что  предметные игры, оформленные в электронном варианте для Smart-доски, позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.Командные игры становятся большим стимулирующим фактором для детей. Стараясь не подвести команду, ребенок стремиться правильно выполнить задание. Игру можно организовать так, чтобы дети обучали друг друга в ее процессе.Игра для ребенка - это один из самых естественных способов общения с миром. Посредством игры происходит развитие, познание этого самого мира. А если игра еще и деловая, это всегда несет в себе большой обучающий потенциал.Истоки деловой игры восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник деловой игры - военная игра, зародившаяся в XVII в. "Потешные полки" юного Петра I и их военные забавы - предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии. Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде. В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х гг.Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий учебной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.  Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы, например, методом «Мозгового штурма». Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.Мозговой штурм – коллективный метод поиска новых идей и решений. Цель мозгового штурма – получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время (обычно 20-40 мин). Мозговой штурм состоит из двух фаз. 1. Генерации идей и их последующей оценки. Психологической основой мозгового штурма является снятие барьера психологической инерции в результате запрета критики и поощрения самых неординарных высказываний. Создание благоприятного повышенного эмоционального фона, необходимого для получения качественно новых идей, достигается в благожелательной, дружелюбной атмосфере. Большая роль отводится ведущему, который должен иметь гибкий план управления спонтанным процессом генерации идей, а также своим остроумием и дружелюбием стимулировать возникновение повышенного эмоционального уровня и поддерживать его. 2. Вторая фаза мозгового штурма заключается в осуществляемом группой экспертов анализе высказанных идей, зафиксированных в протоколе мозгового штурма. Эта фаза представляет собой работу высокого творческого уровня, заключающуюся в преобразовании неожиданных, а иногда фантастических идей в реальные предложения. В качестве экспертов могут выступать участники мозгового штурма. Существуют разновидности мозгового штурма: прямая мозговая атака, обратная мозговая атака (поиск недостатков технической системы), двойная мозговая атака, комбинированные виды мозговой атаки.Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация как правило имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации. Ситуация открыта для вхождения и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интересов в этой ситуации. Ситуации «появляются» в таких социальных системах, где нет жёсткой детерминации поведения, где действует множество сил, имеет место конкуренция и борьба между ними.Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения. УчебныеОсвоение новой информацииОсвоение методов сбора данныхОсвоение методов анализаУмение работать с текстомСоотнесение теоретических и практических знанийОбразовательныеСоздание авторского продуктаОбразование и достижение личных целейПовышение уровня профессиональной компетентностиПоявление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблемБудучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности. Примеры игр МОЗГОВОЙ ШТУРМЦели: разбудить, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, содействовать развитию навыков логического мышления, умения отстаивать свою точку зрения, согласовывать личное мнение с общественными установками, развивать чувство ответственности, воспитывать экологическую культуру, создать атмосферу общей увлеченности.Оборудование: видеофильмы, таблицы, иллюстрации, бумага, плакаты, фломастеры, карандаши.Художественное оформление: рисунки, плакаты на экологические темы.Методы: проблемный, поисковый, рассказ, беседа.Ход игрыВедущая. Дорогие гости нашей станции! Вас сегодня приветствует Центр Экологической Инициативы. А как живется сегодня ЦЭИшнику?Визитная карточка ЦЭИ.Ведущая. Прошу членов ЦЭИ занять свои места в группах среди наших гостей. Слово об экологии.Охрана природы, грамотное, неразрушающее отношение к ней, умение разбираться в ее законах и правилах необходимы современному человеку. Необходимы просто для того, чтобы выжить. Покорение природы дошло до того, что территории, которые «покорили» еще не до конца, надо срочно брать под охрану.Такие территории у нас в городе есть (приводятся факты). Что творится в природе! Мусор, вытоптанные поляны и срубленные деревья. Нам хочется привлечь внимание людей к решению конкретных проблем. (Видеокадры.)Вопрос ко всем участникам игры: Какие экологические проблемы вы видите в нашем городе? Регламент - 3 минуты.Каждая группа пишет экологические проблемы и называет их.Ведущая. На основании проведенного анализа мы выяснили, что во всех ваших выводах присутствует проблема благоустройства парков. Мы предлагаем сегодня вывести эту проблему на обсуждение. И вот теперь надо подумать.1.Каким бы вы хотели видеть наш город?2.Как бы донесли до сведения горожан остроту экологическихпроблем города (через рекламу, плакаты, обращение, листовки)?3.Практическая часть. Благоустройство парков.Перед вами лежат конверты, в которых находятся составные части парка. Предлагаем вам благоустроить парк, реализовать весь свой творческий потенциал. Займемся работой. На выполнение задания отводится 20 минут.Благоустроить следующие парки:парк____________;парк____________;парк____________;улица___________;- парк____________.Каждую созданную работу нужно защитить в виде стихов, пословиц, сценок, изречений. Приступаем к выполнению заданий.Ведущая. Подведем итог занятия. Наступило время защиты. Право первыми защитить свою работу предоставляется группе № 1, потом готовится группа № 2 и так далее, по порядку.Защита работ.Ведущая. Спасибо гостям за участие в нашем занятии. Мы понимаем, что прекрасное будущее зависит от нас. Мы хотим превратить наш город в город-сад. Пока мы еще дети, нам нужна поддержка и ваше внимание. Благодарим вас за то, что вы откликнулись на наш призыв и включились в работу нашего ЦЭИ. Но мы надеемся, что наши решения и мечты благодаря вашей инициативе воплотятся в реальную жизнь. Еще раз спасибо всем!Деловая игра по теме: «Корень, стебель, лист — кто из них важнее?» (6 класс)Тема урока. Строение листа.Цель урока. Конкретизировать и обобщить информацию о строении и назначении корня и побега; образовать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.План урокаОрганизационный момент.Работа учеников в группах-лабораториях.Отчет учеников о работе в лабораториях.Разговор по вопросам.Подведение итогов.Ход урока1.Организационный момент. Для урока нужно приготовить следующее оборудование: микроскопы и микропрепараты, магнитная доска, спилы деревьев, гербарий, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов.Класс разделяется на три лаборатории, во главе любой лаборатории научный сотрудник, который возглавляет деятельность лаборатории. За верный ответ лаборатория получает зеленый листочек, за неправильный ответ — красный, за нарушение дисциплины — желтый. В итоге урока подводятся результаты и выставляются оценки.2. Работа учеников в группах-лабораторияхЛаборатория «Корень»Задание 1. Из 6 гербарных листов выбираются и раскладываются в две стопки растения, которые имеют мочковатую корневую систему и стержневую систему. Нужно дать им характеристику и объяснить, какие из растений являются однодольными, а какие двудольными.Задание 2. Необходимо рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня и рассказать, какие ткани и клетки образуют корень.Задание 3. Какими средствами можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?Задание 4. Рассмотрите рисунок. Какие зоны корня обозначены с помощью цифр 1—6? Какие функции осуществляют каждая из зон? Задание 5. Сделать вывод о значении корня в жизни растения. Лаборатория «Изучение стебля»Задание 1. Рассмотрите микропрепарат поперечного среза стебля и объясните, какие клетки и ткани входят в состав стебля.Задание 2. Рассмотрите поперечный спил древесного стебля. Ответьте на такие вопросы: «Сколько лет данному стеблю? Каким образом определялся возраст дерева? Совпадают ли по размеру толщина годичных колец? Если нет, то почему?»Задание 3. Опишите опыт, который доказывает, что вода с минеральными веществами двигается по древесине. Ответьте на вопрос: «Отчего вода поднимается вверх по сосудам стебля?» Лаборатория «Изучение листа»Задание 1. Из шести представленных гербарных листов нужно выбрать и разложить растения, которые имеют сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из данных растений являются двудольными и однодольными? Задание 2. Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и ответьте на вопрос, какие клетки образуют лист? Задание 3. Каким экспериментом можно доказать, что для получения крахмала в листьях нужен свет?3. Отчет учеников о работе в лабораториях. Ученики отчитываются по итогам своей работы, показывая итоги наблюдений.Вывод. Все органы растения связаны между собой: жизнедеятельность каждого органа находится в непосредственной зависимости от жизнедеятельности других органов, организм является единым целым. Поэтому повреждение любой части организма (корня, побега) может стать причиной гибели растения.4.Разговор по вопросамЗадание 1. Почему в морозные зимы случается гибель плодовых деревьев?Ответ: а) возможно повреждение корня, почки и коры; б) если страдают корни, то прекращается впитывание из почвы воды и минеральных веществ; в) если повреждается кора, то прекращается передвижение органических веществ.Задание 2. Весной происходит сокодвижение. Какой вред наносится растениям сбор сока и к чему может это привести?Ответ. Внушительные, глубокие повреждения деревьев становятся причиной потери сока; через повреждения осуществляется доступ насекомым-вредителям и грибам в ткани растения, в результате чего растение заболевает и может погибнуть. Нужно соблюдать правила сбора сока: а) незначительные надрезы коры и древесины; б) после завершения сбора надрезы затирают садовым варом, глиной и краской.Задание 3. На севере Европы, за холодным Балтийским морем, находится страна Швеция. Там есть дремучие леса, а в каменных берегах находятся озера с прозрачной и чистой водой. В них живут ценные рыбы — лососи и форели. Шведы очень гордились этими озерами и реками, не давали их загрязнять. И вдруг стало происходить что-то нехорошее. Сначала в лесах сохли ветки деревьев. Одна ветка высыхает, вторая и третья, а потом верхушка желтеет и сохнет, и все дерево умирает. В чем оказалось дело?Ответ. Ученые узнали, что в облаках над Швецией большое количество серной кислоты — вещества, которое вредно для растений и животных. Вместе с дождем данная кислота проливалась на землю, обжигая ветки и крону деревьев, а затем с ручьями уходила в озера и реки. Ученые так и стали их называть — «кислые дожди». Кислые дожди бывают и у нас, особенно сильно они поражают хвойные растения.5. Подведение итогов. Домашним заданием может стать составление кроссворда по пройденной теме.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X