Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55425

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Бурганова Татьяна Константиновна

Открытый урок на тему: «Работа над пьесой вариационной формы»

скачать документ

Вернуться назад

МБУ ДО «ДШИ г. Зеленодольска РТ» Айшинский филиал Открытый урок на тему: «Работа над пьесой вариационной формы» Преподаватель по классу домры: Бурганова Татьяна Константиновна Тематический урок проводится с учеником VII класса Хакимуллиным Хамитом. В работе – русская народная песня «Научить ли тя, Ванюша» (Обработка В. Мотова). ПЛАН УРОКА:Разыгрывание (упражнения Г. Шрадика)Работа над пьесой:а) анализ произведения – знакомство с вариационной формой, характер, строение;б) выразительные средства;в) технические сложности.Урок начинаем с разыгрывания. Предлагаю ученику исполнить каждое упражнение Шрадика (с 1 по 10) по два раза. Это необходимо для того, чтобы ученик был готов к исполнению пьесы вариационной формы, в которой встречаются технические сложности. Цель – укрепить мышцы пальцев левой руки, сделать их более сильными, независимыми один от другого, пригодными для свободной игры. Упражнения предназначены, главным образом, для отработки нужных движений пальцев левой руки, для воспитания выдержки и выносливости у исполнителя. Все эти упражнения Хамит исполнил полным звуком, добиваясь чёткости и ровности переменного штриха. Теперь можно перейти к разучиванию пьесы, но для начала я знакомлю ученика с вариационной формой. Вариационная форма – это музыкальная форма, в которой тема излагается с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии. Форма вариаций имеет народное происхождение. Вариационность означает всякое видоизменённое повторение, отличающееся от первого изложения темы. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остаётся неизменной, меняется лишь гармония и фактура. Затем исполняю русскую народную песню «Научить ли тя, Ванюша» целиком, чтобы Хамит смог составить общее представление о его содержании, характере и основных художественных образах. Прослушав данное произведение, ученик точно определил его структуру: показ темы, семь вариаций и кода. Остановимся на подробном разборе пьесы. Характер русской народной песни игривый и в то же время волевой, решительный. В каждой вариации заложен свой определённый смысл. На протяжении всего произведения происходит довольно частая смена темпа, штрихов, резко меняется динамика, используются различные приёмы игры. В основной теме работаем над переходом с одного штриха – легато, на другой – стаккато. Умеренно Чтобы хорошо слиговать первую восьмую со второй, которая имеет две ноты в одновременном звучании и играется коротко в характере последующих двух восьмых, я предлагаю ученику дополнительные упражнения: Пятое упражнение вплотную подводит к характеру исполнения данного мотива. Над этим пришлось тщательно поработать, так как для Хамита данное задание вызвало небольшие трудности. После основной темы следуют вариации. Здесь важно, чтобы ученик смог сделать незаметный переход с одной вариации на другую. В первой вариации главная мелодия скрыта в двойных нотах и аккордах. Исполняется на меццо форте. Тема во второй вариации проходит у фортепиано. Эта вариация в отличие от первой, имеет песенный характер, но здесь также значительную трудность представляет ритмический рисунок – триоль и две шестнадцатые на одну четверть. Ритм такой фигуры получается как бы ломанным, и сыграть его на инструменте точно без дополнительных упражнений сложно. Для преодоления ритмической трудности полезно играть следующее упражнения: Основной задачей в третьей вариации является акцентирование слабой доли в аккордах, с которой Хамит справился успешно. Четвёртая вариация звучит на пианиссимо, исполняется легко. Начиная с пятой вариации, возникает частая смена темпа, что составляет некоторую трудность. В шестой необходимо показать технику исполнения – беглость пальцев. В седьмой вариации сложностью является переход с тремоло на удары. В ходе многократного проигрывания данного мотива, эта проблема была решена. Завершается пьеса кодой, которая была исполнена ярко, бодро, решительно. На протяжении всего урока Хамит проявлял старательность, внимательно слушал и выполнял требования педагога, с поставленными задачами справился успешно. В процессе исполнения произведения вырабатывается логическое мышление; требуется большой объём памяти и внимания. Работая над вариациями, ученик приобретает разнообразные исполнительские и технические навыки. Список литературы:Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002 г. В. Чунин «Работа над музыкальным произведением» Москва, 1980 г.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X