Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55345

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Зубанова Елена Александровна

Конспект занятия "Путешествие в деревню "Ложкино" -обучение игре на ложках

скачать документ

Вернуться назад

МБУДО «Центр дополнительного образования детей г.Медногорска»Конспект занятия:«Музыкальное путешествие в деревню «Ложкино» Обучение детей игре на деревянных ложкахВыполнила Зубанова Елена Александровнапедагог дополнительного образования.г. Медногорск2020 гАннотация.Данное занятие вводит в курс по обучению детей младшего школьного возраста игре на деревянных ложках и базируется на авторской дополнительной образовательной программе «Истоки».Занятие рассчитано на детей 8-9 лет, неподготовленных в данной области деятельности.Развить интерес детей к игре на деревянных ложках - главная цель занятия.Занятие направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку, музыкального слуха, чувства метроритма, развитие творческой способности, воображения.Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, игру.На занятии используются различные приемы и методы работы: игровые приемы, репродуктивные, инструктивно-практические, объяснительно-побуждающие.Занятия построены таким образом, что дети, играя, соприкасаются с некоторыми аспектам народного творчества и усваивают знания в процессе продуктивной деятельности, игры и общения.Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосфере учащиеся узнают о новом для них виде деятельности (игре на деревянных ложках). Наличие чётко простроенной сюжетной линии позволяет обеспечивать максимальную вовлеченность ребёнка в процесс игры-обучения. А смена видов деятельности способствует тому, что ребёнок не утомляется и активен на протяжении всего отведённого времени. Положительное влияние на здоровье детей оказывает и постоянная смена поз, физкультминутки и обязательные подвижные игры, ориентированные на сюжетную линию занятия.В данной работе использованы следующие методы обучения:Словесный метод обучения- беседа . В процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. В ходе применения словесного метода используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, логические приемы сравнения, выделения главного.Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учащихся. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы. К практическим методам относятся также упражнения, выполняемые учащимися со звуковоспроизводящей аппаратурой.Наглядный метод, при котором объяснение материала происходит с использованием видеоматериала: использование технических средств и показ упражнений педагогом.Репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.Метод проблемного изложения- педагог искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения.Метод устного контроля осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятии.На занятии используются следующие педагогические технологии:информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков );операционные технологии (формирование способов умственных действий);эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);технология ИТК (использование на занятии технических средств: ноутбук, проектор, магнитофон как сопровождение изучаемого материала );игровые технологии (использование приемов игры при объяснении материала, ролевая игра);здоровьесберегающие (частая смена деятельности, использование физкультминуток, соблюдение норм САнПина) ;интегрированного обучения ( использование различных видов работы в течение занятия, использование на занятии межпредметных связей( пение, слушание музыки, метро-ритмические упражнения, русский язык, биология).Все занятие построено на основе активных методов обучения: мозговой штурм, дискуссия, игровые технологии.Предполагаемый результат:Данное занятие способствует достижению поставленной цели: дети будут заинтересованы в продолжении изучении приемов игры на деревянных ложках.«Музыкальное путешествие в деревню «Ложкино».Цель занятия: Развить интерес детей к игре на деревянных ложках.ЗАДАЧИ: 1.ОБУЧАЮЩИЕ:-научить определять музыкальный пульс;-познакомить детей со старинной детской игрой;-научить некоторым приемам игры на ложках. 2.РАЗВИВАЮЩИЕ:-развить во время занятия чувство метроритма;-развить творческие способности детей;- развить эмоциональную отзывчивость на русскую народную музыку,- развить музыкальный слух;-развить творческую инициативу и самостоятельность детей. 3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:-формировать положительные привычки;-воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;-обогатить духовный мир детей.Оборудование:-магнитофон;-ноутбук;-проектор,-деревянные ложки.Презентация (ссылка: https://yadi.sk/i/92awQoX3Jh1DKQ) :-карта музыкального путешествия,-танцующий медведь,-деревня «Веселушка»,-тропинка через лес,- веселый самовар,-кроссворд.План занятия (45 мин.):1.Организационный момент-1 мин.2.Знакомство с музыкальным пульсом- 10 мин3. Детская народная игра « Тетера»-7 мин4. Освоение приемов игры на ложках- 19 мин5. Разгадывание кроссворда по материалу занятия- 7мин.6.Релаксация-1мин Содержание занятия.Ход занятия.Педагогические технологииПЕДАГОГ: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным: утром ко мне пришло удивительное письмо, я его вам прочитаю, а вы послушайте. (Педагог достает из конверта письмо и читает первую часть письма( Приложение 1). В конце показывает на карту.)( слайд 2) Ребята, отправимся в гости к самовару Тимошке?Ответ детей.П.: Но так как наше занятие музыкальное, то и путешествие в деревню «Ложкино» тоже будет музыкальным. Согласны?Ответ детей.П.: Тогда оправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо (Читаем вторую часть письма (Приложение 1)) (слайд3)Да, вот задачку нам задал Тимошка. Но, я думаю, мы с вами справимся.У каждого человека есть сердце, которое бьется всегда ровно и услышать его биение можно, если прощупать на запястье пульс. Пока бьется сердце мы живем. Оказывается музыка тоже живая и в ней тоже бьется сердце-пульс, то есть музыкальный пульс-это музыкальное сердце. «Но, как же прослушать пульс в музыке?»- скажите вы. А оказывается это просто. Давайте вместе вспомним слова, которые состоят из двух слогов и с ударением на первый. Например: ПАР-ТА, ЛОЖ-КА. А теперь вы, ребята. (дети называют слова).Я неслучайно дала вам такое задание. Посмотрите, в словах, которые мы с вами назвали, первый слог - ударный, второй - безударный. В музыке происходит то же самое: есть ударные и безударные, но не слоги, а доли, и называют их сильная (ударная) и слабая (безударная) (при рассказе о сильной и слабой долях сопровождаю хлопками: сильная - хлопок, слабая – на колени) А теперь попробуем вместе.(показывают сильную и слабую доли, проговаривая: раз, два, раз, два). А как же нам определить пульс в музыке? Для этого вспомним песенку « Два веселых гуся» (Дети поют 1 куплет, педагог играет мелодию на музыкальном инструменте(фортепиано)). Вы, наверное, почувствовали, что некоторые слова мы произносим громче других. Почувствовали или нет? (дети отвечают).Как - то вы отвечаете неуверенно. Я думаю, что нам нужно вместе прохлопать пульс. (отмечаем пульс вместе, со словами, затем под музыку).Но музыка состоит не только из песен, есть и инструментальная музыка (это музыка, которую исполняют на музыкальных инструментах). Я вам предлагаю определить пульс в пьесе, но вначале мы ее послушаем (слушаем «Плясовую» в записи, определяем характер).(Если у детей не получается самостоятельно, то помогает им педагог). Это произведение веселого, задорного характера, значит пульс будет быстрым. Поэтому ладошки будут работать быстро. Сейчас мы вместе определим пульс в пьесе.( прохлопываем пульс, если не получается с первого раза- повторить несколько раз).П.: Молодцы, ребята с первым заданием Тимошки мы справились. Нам пора в путь. И обратимся к письму( Читаем третью часть письма (Приложение 1)). (слайд 4)П.: Ну вот. Опять нам задание.Игра, в которую я вам предлагаю поиграть называется« Тетера». Тетера –это птица. Послушайте музыкальную часть игры (играю и пою). Ну, а теперь мы с вами выучим слова, а затем мелодию Дети вместе с педагогом учат слова и мелодию игры. Педагог объясняет правила игры (Приложение 2).Чтобы выбрать тетеру и двух помощников, которые будут «воротцами» я вас посчитаю (считаемся по считалкам). (Приложение 3).Играем в игру.Педагог: На славу мы с вами поиграли. Но наше путешествие продолжается, и мы идем дальше. (Читаем четвертую часть письма (Приложение 1), затем педагог всматривается ) (слайд 5)Как вы думаете, ребята, зачем нам нужна ложка?Дети отвечают.Вы все ответили правильно. Ложка изначально использовалась как предмет домашнего обихода. Первые ложки делали из глины, затем - из дерева, а сейчас мы пользуемся железными ложками. Однажды, человек услышал во время приема пищи стук ложки (деревянной) по дну тарелки и догадался о музыкальных свойствах ложек. Но если ударить ложкой об ложку (ударяю), то мы не услышим музыкального звука, а только удар, стук или шум. И, поэтому, ложку относят к ШУМОВЫМ инструментам.Сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрывают уникальные возможности этого инструмента. Наша задача с вами: научиться некоторым приемам игры на ложках. Но вначале научимся держать ложки.Практическая часть: ложка состоит из ручки (рукоять) и черпака. Ложки берутся в правую руку. Если вы левша, то ложки нужно брать в левую руку. (Если в группе есть «левша», то нужно скорректировать посадку детей: «левшу» посадить с краю с левой стороны)Сложим ложки выпуклой стороной черпаков друг к другу (сложили). Возьмем в руку так, чтобы кончики рукоятей были на ладошке. Указательный пальчик поместим между рукоятями и зажмем кулачек, но не сильно, что бы не было больно.Дети учатся держать ложки, педагог им помогает.А теперь перейдем к приемам игры[2,3]:1)удар по колену «Мячик»: нижней ложкой ударить по верхней части колена, но не по чашечки. Ударять не сильно.2) Удар по открытой руке - «Хлопок»: левую ладонь держим повернутую вверх. Ударить ложками по ладошке. (Дети отрабатывают удар, я хожу, помогаю)Упражнения:1. Два «хлопка» и удар по колену (проговариваем: «по-бе-жим») - повторить 4раза, попеременно по каждому колену.2. «Хлопки» слева и справа от головы - по 3 удара3)Удар по плечам -«Веники»: ударять по плечам.Упражнение: 2 «хлопка» и1 удар «веник» - повторить 4 раза по разным плечам по очереди.Физ. минутка: Игра « Как на улице мороз»( Приложение) , вращательные движения рук.Продолжим изучение ударов:4) «Радуга»:делаем полукруг слева на права и назад через голову, удар «хлопок»- 8 в одну сторону,8 в другую.5)«Форшлаг»: скользящий по ладони с ударом по колену.Педагог: Молодцы, ребята!Мы с вами познакомились с некоторыми приемами игры на ложках и сейчас все вместе попробуем сыграть небольшую пьеску. Мелодия нам уже знакома, мы в этой инструментальной пьесе определяли пульс. Слушайте меня и повторяйте за мной. Пробуем играть.Педагог: Подходит к концу наше занятие. И я хотела узнать: как вы усвоили материал.А для этого я вам подготовила кроссворд (слайд 6). По вертикали: 1) Ударная доля. Ответ детей. (слайд 7) 2) Безударная доля. Ответ детей. . (слайд 8) 3) Музыкальное сердце. Ответ детей. . (слайд 9) 4) Имя самовара. Ответ детей. . (слайд 10) 5) « Всех кормлю с охотой я, а сама безротая» Ответ детей. . (слайд 11)По горизонтали: Музыка, предназначенная для исполнения на музыкальных инструментах. ( Ответы детей) .( слайд12)Педагог: Я вижу вы хорошо усвоили теоретическую часть занятия, но я хотела бы узнать понравилось ли вам играть на ложках.(Ответы детей). Что больше всего вам понравилось и запомнилось на нашем занятии? (Ответы детей). Я благодарю, ребята, вас за занятие. Мне было приятно с вами работать. Я вас всех жду на следующем занятии. Ну, и как положено в конце занятия - домашнее задание: мы с вами выучили игру «Тетера». Я хотела, чтобы вы играли в школе с одноклассниками на переменах в эту игру.Еще раз большое спасибо и до свидания! ( слайд 13)Игровые, АМОИгровыеЗдоровьесберегающиеАМО, игровыеЗдоровьесберегающиеЗдоровьесберегающиеЗдоровьесберегающиеАМОПРИЛОЖЕНИЕ.Приложение 1. Письмо самовара Тимошки[5].1часть. Здравствуйте, ребятишки, Озорники и шалунишки. Я - самовар Тимошка Из деревни «Ложкино» В гости вас к себе зову, Сладостями угощу. Жду вас всех в своей избушке Возле леса на опушке, Чтобы вы поторопились, Чтоб в лесу не заблудились, Посылаю карту вам, Я ее придумал сам.2 часть: Справа видите медведь, Он – любитель песни петь И танцует, просто ух. Аж захватывает дух. Только вот одна беда: Музыкальной грамоты Не знал он никогда. Вы медведю помогите, Музыкальный пульс определите.3 часть: На пригорке деревушка, под названьем «Веселушка». Развеселый в ней народ песни русские поет. Игор разных много знает. С ними вы и поиграйте. А играть, чтоб веселей, песню выучите скорей.4 часть: А теперь – наискосок, через тропочку - в лесок. Что такое на пути? Ложку вижу впереди. Но за чем же здесь она? Видно, очень нам нужна. Приложение 2.Игра « Тетёра». Правила игры: два человека берутся за руки лицом друг к другу - это воротца, остальные встают паровозиком, первый - это Тетера, которая ведет всех за собой, проходя через воротца. На последних словах воротца опускаются, тот кто остался внутри воротцев встает к ним в круг. И так пока не останется один.Слова: Тетера шла, вековая шла. Сама прошла, детей провела, А самого хорошего оставила.Приложение 3.Считалки[4].Раз,2.3,4,5Мы собрались поиграть. К нам сорока подлетела И тебе водить велела.2.Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди, Кто не верит выходи.3. Будет дождик, будет солнце, Отвори скорей оконце, Ты из дома выходи И в игре у нас водиПриложение 4. Физминутка. Игра « Как на улице мороз»: Как на улице мороз. (Скрещивают руки, потирают плечи)Ну-ка, все потерли нос,По коленям постучали,Головою покачали, По плечам похлопали,Ножками потопали.Движения - по смыслу каждой строки.Игра повторяется 3 раза, каждый раз ускоряя темп.Приложение 5.КРОССВОРД (ответы):По горизонтали: инструментальная.По вертикали:1. Сильная 2.слабая 3.пульс 4.Тимошка 5.ложка Список использованной литературы. 1. Е.А.Каминская. «Игра на ложках». Учебное пособие. -  Челябинск, Планета музыки, 2015г. , 64с.2. Д.Рытов. Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия. Учебно-методическое пособие. - С-Пб, Композитор, 2007г., 224с.3. www. ethnic.com.ua4. raznoe.7.ru/derevyannye-lozhki5. www. detskieigry.ru 6.www. kopilkaurokov.ru › Внеурочная работа › Мероприятия ›

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X