Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55432

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Маргарита Николаевна Новичкова

История развития фольклора

скачать документ

Вернуться назад
История развития фольклора.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические  Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира. «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией». В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из  направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.  В  музыкально - воспитательной работе, я использую русские народные песни, игры, танцы. Дети осваивают народное творчество, через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. Через фольклор мы решаем следующие воспитательные задачи:
1.Знакомим с историей развития фольклора в России, 2.Формируем творческое развитие способностей дошкольников; 3.Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора; 4.Знакомство детей с традициями и образами русского народа; 5.Формируем у детей эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; 6.Знакомим детей с народными праздниками, обычаями и традициями русского народа. 7.Развиваем диапазон детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования, средствами народного фольклора; 8.Воспитываем эстетические чувства, устойчивый интерес и любвь к народному искусству.
Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:   а)Слушание народной музыки, народных песен;  б)Знакомство с музыкальными играми и хороводами;  в)Знакомство с народными музыкальными инструментами;  г)Знакомство с традициями и обрядами русского народа. Что же относится к детскому фольклору? Детский фольклор делится на несколько групп:  «Поэзияпестования»  Календарный  Игровой  Дидактический  Песенный В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия. Сюда относятся: колыбельные, пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. («Потягушки-потягунушки, поперёк-толстунушки, а в ножки - ходунушки, а в ручки - хватунушки, а в роток - говорок, а в голову – разумок»).
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. («Сорока-белобока кашу варила, деток кормила») Иногда, потешки, только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.         «Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила» Календарный детский фольклор: это заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев. «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка-колоколнышка» Приговорки – обращения к живым существам (к мышке, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке: «Божья коровка, улети на небко, там твои детки, кушают конфетки». Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия. «Да» и «нет» не говорите, чёрно с белым не носите» Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды. Наливное яблочко или золотое блюдечко? Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением  ритма. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Дразнилка – рифмованное прибавление к имени. «Мишка-кубышка, около уха – шишка». Поддёвка –  малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов: «Скажи двести. Двести. Голова в тесте!» Небылицы-перевертыши, нелепицы. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Цель дидактического детского фольклора –  воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.       Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции. Загадки. Пословицы: меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую. «Волков бояться – в лес не ходить». Хороводные и игровые песни.(«На горе-то лён, а во поле мак», «На горе-то калина»,). Плясовые песни («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», и др.)       Русская песня - это то, что вдохновляет  меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Таким образом, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют попевки, прибаутки, песни «Сорока», «Зайка», «Бай, качи, качи», « Барашеньки-крутороженьки»,   «Во кузнице», «На горе-то калина» и другие.
Детский фольклор это синтез поэтического народного слова и движения.         На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом  с притопом, ковырялочкой, и д.р. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски,  хороводы, игры. В играх  используются игровые зачины, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Ой, летали птички» и т. д. То есть,  дети, участвуя в играх, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок. Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: « Ах вы сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями: во время непосредственно образовательной деятельности, в процессе музыкальных развлечений, праздников; во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания: «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т.д. )       Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, русская классика. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально эстетического и нравственного воспитания детей. Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Проводы зимы»,  «Масленница».          Народные  праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.        И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как к истории развития народной культуры, фольклора, в музыкальном воспитании.                           



Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X