Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54972

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Нечаева Наталья Викторовна

Использование нейропсихологического оборудования в работе учителя-логопеда

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка детский сад – «Малышок»Выступление на семинаре «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников с нормой и особыми образовательными потребностями»Тема доклада: «Инновационные технологии в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда. Метод мозжечковой стимуляции» Составила: Нечаева Наталья Викторовна – учитель-логопедНовоалтайск, 2021гНи для кого не секрет, что каждый год количество детей, имеющих различные нарушения в развитии, увеличивается. И большее количество составляют дети, имеющие различную речевую патологию. В структуре данных нарушений первичным будет являться системное недоразвитие всех компонентов речи. А дальше, как кольца на пирамидке наслаиваются и вторичные, и третичные нарушения. У них отмечаются и психофизические отклонения различной выраженности, и расстройства эмоционально-волевой и поведенческой сферы.Т.е. прежде, чем дойти до коррекции речи, как высшей психической функции, необходимо довести до условной нормы психофизическое развитие ребенка, грамотно выстраивая коррекционно-развивающую работу, понимая этиологию и патогенез нарушения, т.е. причины и механизмы нарушений. И здесь на помощь в коррекционной работе приходят современные нейропсихологические методики и технологии. Хотелось бы отметить, что нейропсихология является относительно молодой областью научного знания, которая официально была признана в прошлом веке, а точнее, во времена 2-й мировой войны, когда появилась достаточная возможность в связи с различными ранениями проводить исследование головного мозга.Признанным ее создателем в нашей стране является Александр Романович Лурия, который имея 2 образования – неврологическое и психологическое, сумел соединить, важные положения этих дисциплин в единое целое, результатом чего стала нейропсихология.Итак, нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Или другими словами, нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Например, какие зоны функционируют, когда человек читает или говорит.Одним из действенных и эффективных нейропсихологических методов, является метод мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса.И здесь бы хотелось сделать небольшой ракурс в историю, в начале 1960-годов американский доктор Фрэнк Бельгоу, работая в классе с детьми, которые имели нарушения чтения, начал экспериментировать, чтобы выяснить, сможет ли он найти занятия, которые бы позволили добиться быстрых и заметных улучшений в чтении и успеваемости детей. Процедура была проста: дети читали отрывок, затем получали двигательную активность в течение 10-15 минут, и затем читали другой отрывок из этого же произведения. Доктор Бельгоу слушал и сравнивал два образца чтения, тестируя различные комбинации двигательной активности.Затем Фрэнк Бельгоу продолжил свою работу в Хьюстонском университете, где руководил Лабораторией перцептивного моторного и зрительного восприятия. В университете он руководил программой по обучению родителей, чьи дети имели трудности в освоении школьной программы. Многие родители из этой программы были ученые, связанные с космической программой НАСА. Их понимание помогло обратить внимание Фрэнка Бельгоу на влияние, которое баланс и вестибулярная система оказывают на обучение. Что в конечном счете, способствовало созданию балансира.С тех пор Бельгоу наблюдал и документировал действия, проводимые на балансире с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми, а также терапевтами и медицинскими работниками во всем мире. И результаты были поразительны! Фрэнк Бельгоу доказал, что физическая активность на балансировочной доске с использованием всего комплекта дополнительных тренажеров улучшает физическую подготовку, спортивные способности, развивает навык чтения, а так же улучшается способность к обучению за счет того, что выполняемая двигательная активность: Повышает эффективность работы нейронов головного мозга;Увеличивает общее количество нейронов;Увеличивает количество нейронных связей между различными структурами мозга, улучшая интеграцию между ними.На кого рассчитана данная программа мозжечковой стимуляции?Исторически, программа мозжечковой стимуляции была ориентирована на молодых людей с разной степенью сложности в обучении или развитии. В последние же годы данная программа стала рассматриваться, как общая «тренировка мозга», своеобразный инструмент нейропластичности для всех возрастных групп людей и разной степени умственной способности. Данная методика почти безопасна и подходит, практически для любого человека.И все же хотелось перечислить категории пользователей, в работе с которыми возможно использование балансировочного комплекса и области его применения.Категории детей:Дети от 4 до 12 лет без особенностей психофизического развития (для поддержания качества жизни и повышения уровня обучаемости);Дети от 4 до 12 лет практически с любыми особенностями психофизического развития (коррекция особенностей психофизического развития);Подростки (повышение обучаемости и качества жизни);Спортсмены (улучшение и поддержание физической формы).Категории взрослых:Взрослые (повышение качества жизни, профилактика заболеваний высшей нервной системы, опрно - двигательного аппарата);Перенесшие инсульт (реабилитация и восстановление);Перенесшие различные травмы головного мозга (реабилитация и восстановление);Перенесшие травмы опорно - двигательного аппарата, вестибулярного аппарата (реабилитация и восстановление);Пожилые люди (поддержание качества жизни);Спортсмены (улучшение и поддержание уровня физической подготовки).Области применения балансировочного комплекса:Нейропсихология;Логопедия;Дефектология;Коррекционная и специальная педагогика;Реабилитация и восстановление;Неврология;Лечебная физкультура;Различные виды спорта;Геронтология.И все же, не смотря на широкий перечень пользователей, как любая программа, использование балансировочного комплекса имеет свои противопоказания. Какой категории лиц она не подойдет?Противопоказания к применению оборудования!!Не следует применять при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга в случае, если выполнение каких – либо упражнений с применением данного комплекса провоцирует приступы эпилепсии и /или провоцирует развитие заболевания. Балансировочный комплекс не используется при органических нарушениях головного мозга, психических и нервных заболеваниях, если упражнения с применением данных тренажеров провоцирует ухудшение состояния человека. Часть элементов данного балансировочного комплекса я эффективно использую на индивидуально-коррекционных занятиях для повышения результативности детской деятельности. Итак, какое же оборудование входит в балансировочный комплекс «Успех».Во-первых, это балансир, или балансировочная доска, которая является базовым элементом всего балансировочного комплекса, все занятия проходят, исключительно, стоя на ней. Выполнение упражнений на доске способствует развитию вестибулярной системы, ориентации в пространстве, чувства собственного тела, координации, поддержания центра тяжести.Освоение балансировочной доски начинаем с того, что прошу ребенка встать на нее, придерживая его за руки, тем самым давая возможность опоры, в случае потери равновесия. Когда ребенок в состоянии самостоятельно стоять на доске, руку опускаю, но нахожусь рядом, чтобы поддержать в случае падения.Стопы ребенка располагаются равноудалено от центра доски по оси X между отметками 10 и 15 и по оси Y большим пальцем по отметке 10.Какие же упражнения можно выполнять в самом начале:Встать на доску, покачаться на ней;Залезть и слезть с доски;Сесть на доску и покачаться вправо-влево;Сидя на доске на коленях, имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, только левой;Сесть на доску «по-турецки» и покачаться, затем имитировать плавательные движения;Встать на доске на колени и выполнять наклоны головы, различные движения руками - подъемы, вращения одной рукой, другой, двумя; стоя на доске, поднять обе руки вверх, покачаться, поставить руки на пояс, покачаться, ловить игрушку, мячик;Встать на доску, закрыть глаза и покачаться.Т.е. выполнять любое движение головой, руками в любом положении на доске: стоя, сидя на коленях, «по-турецки», на корточках.18669001270635Следующий элемент балансировочного комплекса и, пожалуй, один из самых любимых у детей - это набор мячей и сенсорных мешочков, которые используются для развития хватательных движений, координации пальцев обеих рук и формирования чувства равновесия.Комплекс упражнений с мешочками:Положить на доску и поднять мешочек одной рукой, другой, двумя одновременно, затем попеременно;Перекидывать мешочек из руки в руку, или друг другу;Подкидывать мешочек и следить за ним глазами, затем носом;Подкидывать мешочек, фиксируя взгляд на предмет, который удерживает другой человек;Стоя на доске, перекидывать мешочек с руки на руку, над головой, спереди под одним и другим коленом;Стоя на балансире, ловить мешочки одной рукой, двумя;Стоя на балансире, удерживать мешочек на голове, два мешочка на плечах, и одновременно выполнять действия руками (хлопки, круговые вращения, подбрасывание).Все эти упражнения можно выполнять в самом начале, стоя на полу или даже, сидя.Комплекс упражнений с мячиками:Присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола;Катать мяч по ноге, по одной и другой;Ловить и бросать мяч от специалиста (без отскока о пол);Ловить и бросать мяч от специалиста (с отскоком);Отбивать мяч от специалиста без отскока и с отскоком.Для вариативности и усложнения, перечисленные упражнения (кроме 1-го) выполняются первоначально 2-мя руками одновременно, затем только правой, только левой рукой, обеими руками попеременно, обеими руками одновременно.И как итог, выполнять упражнения самостоятельно, соблюдая заданную моторную и речевую программу.Далее я хочу представить мишень обратной связи, которая является достаточно сложным для освоения элементом комплекса, но в то же время, многофункциональным и разноплановым. На ней размечены 9 секторов, каждый из которых обозначен своей фигурой, цифрой и цветом. Бросая мяч, ловя его и контролируя движение мяча-прыгуна, одновременно, стоя на балансире, ребенок, тем самым, развивает мозговые процессы. При этом улучшается концентрация внимания, проприоцептивный контроль, синхронизация частей тела. 1812290317500Упражнения с мишенью обратной связи:Попасть в мишень мячом-прыгуном двумя руками и поймать двумя руками;Попасть в мишень мячом-прыгуном одной рукой и поймать двумя руками;Попасть в мишень мячом-прыгуном одной рукой и поймать его той же рукой;Попасть в мишень мячом-прыгуном одной рукой и поймать и поймать его другой рукой;Попасть мячом-прыгуном в середину доски (цифра 9) и поймать его;Попасть мячом-прыгуном в цифру, которую называет специалист, и поймать его;Попасть мячом–прыгуном последовательно во все фигуры заданного цвета;Попасть мячом–прыгуном последовательно во все круги, (треугольники, квадраты).Упражнения с мишенью обратной связи, комбинирующие визуальные и когнитивные функции:Попасть мячом во все НЕ желтые (красные, зеленые) треугольники (квадраты, круги);Попасть мячом во все цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке;Попасть мячом в цифру, которая является ответом на заданный пример.Упражнения с мишенью обратной связи на развитие зрительно-пространственных представлений:Попасть мячом в фигуру, расположенную слева, справа, сверху, снизу от центра;Попасть мячом в фигуру, которую задают по трем параметрам (цвет, форма, расположение).Следующий элемент балансировочного комплекса - телескопическая стойка на подставке, ввиде буквы «Т» с 5 деревянными мишенями, имеющих разметку с 2-х сторон. С одной стороны нанесены фигуры, с другой стороны – цифры на цветных прямоугольниках. Стойка применяется, как последнее усложнение в занятиях. Мы до него еще не дошли. Благодаря ей, развиваются зрительно-пространственные представления, зрительно-моторная координация, расширяется оптическое поле, улучшаются саморегуляция и контроль.Стойка с мишенями должна использоваться вместе с цветной рейкой и мячом- маятником, которые способствуют синхронизированному развитию обоих полушарий мозга, развитию пространственно-временного восприятия мира. Когда ребенок овладевает одним из видов упражнений с предметами, на моторную программу можно наложить речевой материал по коррекции звукопроизношения, по формированию слоговой структуры слова, по формированию лексико-грамматических категорий (речевые игры).В качестве положительных результатов применения балансировочного комплекса в коррекционно-развивающих мероприятиях можно отметить следующие:Улучшение и стабилизация вестибулярной системы ребенка;Развитие координации, крупной моторики, пальцевого, кистевого и артикуляционного праксиса;Развитие или совершенствование межполушарного взаимодействия;Развитие зрительно-пространственных представлений, формирование схемы тела и пространства у ребенка;Развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля зрения;Улучшение показателей внимания – объема, концентрации, переключаемости, распределения;Улучшение (или даже формирование) процессов саморегуляции и самоконтроля;Снижение лабильности эмоциональной сферы, повышение самооценки, уверенности в себя.При использовании балансировочного комплекса, наблюдаются положительные результаты в коррекционно-развивающей работе, как с нормотипичными детьми, так и с детьми с различными патологиями развития.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X