Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55342

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Оксана Алексеевна Снимщикова

Методическая разработка « Работа над двухголосием в младшем хоре»

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка« Работа над двухголосием в младшем хоре»Выполнила: Снимщикова Оксана Алексеевнапреподаватель по хоровому классу«Детская школа искусств» г. НовочебоксарскХор - это оркестр, состоящий из голосов инструментов. В многоголосии сама суть искусства хорового пения. Исполнение многоголосных произведений требует большой кропотливой работы и определённого уровня мастерства певцов. Хормейстеру необходимо выстроить свою работу так, чтобы вызвать интерес и желание у юных певцом к многоголосному музицированию.Многоголосное пение требует разделения хора на партии по типу голосов. Однако в младшем хоре тембры детских голосов очень схожи и понять в этом возрасте крайне сложно, каким голосом в дальнейшем будет обладать ребенок. Поэтому первоначальное деление на голоса провожу без разделения на сопрано и альтов. Делю детей достаточно условно на две или три группы, причем могу периодически их менять партиями, что чрезвычайно полезно для развития гармонического слуха. Важно, чтобы группы были поделены равномерно, и в каждом голосе был свой лидер , который будет вести партию за собой. На начальном этапе восприятия многоголосной музыки необходимо создать условия для совершенствования слухового внимания. Оно выражается в направленности и сосредоточенности слухового внимания, которое выражается в психической деятельности, без которой нам не обойтись в решении любой педагогической задачи. Когда, я обучаю детей одноголосному пению, то вырабатывается умение быть внимательным к исполняемой мелодии. Совсем другое дело при исполнении двухголосия: здесь нужно распределить внимание на две одновременно звучащие мелодии. Хорошо помогают освоить первоначальные навыки двухголосного пения следующие приемы: пение хорошо выученной мелодии со сложным, развитым аккомпанементом, который не дублирует звучание хоровой партии; исполнение двухголосной песни в дуэте с руководителем, при этом второй голос исполняет концертмейстер.За годы работы с хоровыми коллективами, мною были выявлены множество проблем при переходе обучении детей с одноголосного пения в двухголосное. Очень часто хормейстеры торопятся это делать даже при отсутствии унисона в коллективе, не говоря уже про слабую координацию слуха и голоса, неразвитый голосовой и артикуляционный аппарат и ряд других проблем. Мое глубокое убеждение, что переходить на двухголосное исполнение произведений в хоре нужно тогда, когда все эти вокально-хоровые задачи выполнены. Часто можно услышать хоровые коллективы, которые очень старательно заучили свою партию, но почти не слышат и не воспринимают мелодическую линию другого голоса, получается механическое исполнение 2-х голосия. Дирижер всегда должен чувствовать и понимать слышат ли дети оба голоса, или им только кажется. Для этого, при пении 2-х голосия, прошу петь свой голос очень тихо (почти про себя). При этом приеме, ребята очень хорошо начинают слышать свое исполнение, соответственно, исправляя неточную интонацию.Начальный этап предполагает достижение в хоре чистого унисона, что свидетельствует о хорошем, развитом гармоническом слухе детей, который включает в себя точное слышание звуковысотности, чувство тембровой слитности и умение подстраивать свой голос к звучанию других участников хорового коллектива.Обучение двухголосию происходит не сразу, а поэтапно. Не следует сразу давать сложное двухголосие. На первом этапе начинать следует с накопления слушательского опыта: научить детей анализировать разучиваемые произведения (строение и направление мелодии, значение голосов, роль аккомпанемента и т.д.) Важно привлечь к анализу и обсуждению исполняемого произведения всех ребят, для того, чтобы все, что они делают было ими же осознанно. Второй этап - подготовительная исполнительская работа (активный, устойчивой унисон всего хора, пение a capella ). Здесь важно пропевать мелодию произведения сольфеджио, с обязательным проучиванием хоровой партии на фортепиано. И только на третьем этапе формируем первоначальные навыков пения на два голоса.В начале, это могут быть различные упражнения, небольшие попевки. Хормейстеру нужно здесь проявить максимальную фантазию, давая творческие задания: Первое упражнение - попевки на одном звуке (например «Барашеньки») – предлагаю детям спеть прибаутку на звуках трезвучия, предварительно поделив их на голоса, можно поменять партии местами. Затем использую коротенькие однострочные детские песни («Заинька», «Дин-дон»), где на основную мелодию верхнего голоса, накладывается одна длинная нота во втором голосе, затем меняемся – мелодию песни поют альты, а сопрано тянут длинный звук. Причем это все можно менять прямо на уроке, главное, что бы ребята видели музыкальный текст с нотной доски, либо по своим хоровым партиям.Второе упражнение – игра с гаммой и пение канонов. Одна группа поет саму гамму, вторая ее тонику, и наоборот. Полезный прием – одна группа сольфеджирует, другая поет на какой-нибудь слог или с закрытым ртом. Также можно спеть гамму каноном. Но начинать переходить к канону лучше тогда, когда у учащихся хорошо развит гармонический и мелодический слух, когда есть опыт исполнения произведений a capella. Работа над каноном – важнейший этап в развитии гармонического слуха. С одной стороны – нет ничего проще выучить одну и ту же мелодию и распевать ее на несколько голосов. Но, сделать качественный канон в младшем хоре – вещь достаточна сложная для хормейстера. Главная ошибка- соединение партий формально, по принципу «главное удержать свой голос, а остальное я не вижу и не слышу!». Главное, по моему мнению – научить ребят слушать себя и слышать партию другого голоса и аккуратно вплетать свою партию в мелодию других голосов! Начинать разучивание канона следует с проговаривания текста сначала всем вместе, а затем по голосам. Только после того, как все дети научились удерживать свой текст в чтении без особого напряжения, можно переходить к пению. Далее еще можно усложнить: один голос поет мелодию с текстом, а другой пропевает нотами или с закрытым ртом или на какую-нибудь гласную. Такие приемы очень нравятся детям, они гораздо проще и быстрее осваивают музыкальный материал.Только когда проведена вся подготовительная работа – включаю в репертуар младшего хора двухголосные произведения. Вначале это произведения с несложными элементами двухголосия, а затем оно может постепенно усложняться. Для быстрого развития навыков двухголосия, в учебных целях, второй голос должен быть на первом плане. Конечно, все преподаватели знают, что в музыке гомофонно-гармонического склада первый голос чаще всего превалирует над вторым, так как несет главную художественную мысль – образ. Второй голос является вспомогательным и конечно по значимости и в выразительности уступает первому. Но на первых порах, рекомендую сознательно выделять звучание второго голоса, что позволит ученикам лучше почувствовать и услышать в общей музыкальной канве произведения красоту двухголосия.Обязательно рекомендую, не учить произведение сразу со словами, а пропеть не единожды каждую партию сольфеджио с помощью хормейстера и фортепиано. И только после того, как ребята усвоят партии, соединить их сольфеджио, выстроить интервалы. Потом можно переходить к пению с текстом.Многоголосием с юными хористами нужно заниматься очень тщательно и ответственно, сочетая различные приемы и упражнения. Если певцы не освоят начальные навыки многоголосия в младшем хоре, то впоследствии ребята вряд ли сами запоют на три или более голоса. В младшем хоре это лишь начальный этап работы, но он крайне важен!Литература: 1 В.А. Шереметьев «Пение и воспитание детей в хоре», «Версия», 1998г2. В. Попов «Школа хорового пения», Москва «Музыка», 1986г.Пропеть каждую партию сольфеджио с помощью хормейстера и фортепиано. После того как ребята усвоят партии, соединить их сольфеджио, выстроить интервалы. Потом можно переходить к пению с текстом. Чтобы эта кропотливая работа не наскучила ребятам, можно оживить процесс игрой в «перекличку»: исполнять партии поочерёдно по руке дирижёра целиком или фрагментами. Или, как было описано выше, петь одну из партий с закрытым ртом или на гласную, а другую – сольфеджируя или с текстом. Необходимо добиваться от юных певцов качественного и осознанного исполнения своей партии, выстраивания интервалов, в том числе и относительно других партий, не выходя из образа и характера исполняемого произведения.принципе постепенного сужения интервального расстоянияВ начале работы над двухголосием и далее на протяжении всего обучения очень полезно петь каноны. Начинать работу над каноном лучше всего тогда, когда у маленьких певцов уже достаточно развит мелодический и гармонический слух, когда они уже начали петь a capella. Пение канонов с одной стороны кажется лёгкой задачей - достаточно выучить всем хором одну мелодию и можно распевать её на несколько голосов. Но качественно и по-настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непросто. Главная ошибка – формально соединять партии по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу». Важно научить ребят слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии других голосов. Для усвоения формы канона предложите ребятам продекламировать его, сначала всем вместе, а затем разделиться на группы, договорившись, кто будет первым, кто – последующим. Можно включить в процесс движение группами по кругу или прямо, как позволяет пространство. Это вносит оживление в работу и очень нравиться детям, они с удовольствием и быстрее усваивают материал. Продолжив работу над каноном, предложите такую игру: одна группа поет мелодию с текстом, а другая - с закрытым ртом или на какую-нибудь гласную. Когда такое исполнение будет усвоено, рационально поменяться ролями. После подобной игры, нужно переходить к исполнению канона с текстом, затем усложнить задачу увеличением количества голосов. Работа над каноном играет важную роль в развитии полифонического слуха и мышления певцов.Вводить в репертуар хора двухголосные произведения следует по принципу «от простого к сложному». Сначала, это песни с эпизодическим двухголосием, где партии хора поддерживаются (дублируются) в инструментальном сопровождении. Ненавязчивое дублирование голосов поможет на первом этапе освоения двухголосия, добавит исполнению качества и выразительности. Очень интересно использовать для этого не только фортепиано, но и другие музыкальные инструменты, например: флейта, гобой, скрипка, виолончель и т. п. Работу над двухголосными фрагментами в произведении нужно начать с анализа каждой хоровой партии. (Имеется ввиду, что работа с текстом, анализ образов и характера всего произведения был проведён ранее.) Важно привлечь к анализу и обсуждению ребят – всё, что они делают должно быть осознанно. Пропеть каждую партию сольфеджио с помощью хормейстера и фортепиано. После того как ребята усвоят партии, соединить их сольфеджио, выстроить интервалы. Потом можно переходить к пению с текстом. Чтобы эта кропотливая работа не наскучила ребятам, можно оживить процесс игрой в «перекличку»: исполнять партии поочерёдно по руке дирижёра целиком или фрагментами. Или, как было описано выше, петь одну из партий с закрытым ртом или на гласную, а другую – сольфеджируя или с текстом. Необходимо добиваться от юных певцов качественного и осознанного исполнения своей партии, выстраивания интервалов, в том числе и относительно других партий, не выходя из образа и характера исполняемого произведения.Подводя итог, хотелось бы напомнить об основных принципах работы над двухголосием в младшем хоре:Привить любовь к музыке. Научить не просто слушать музыку, но и уметь её анализировать.Распределять партии в хоре равномерно в качественном и количественном отношении.Включать в репертуар на первом этапе обучения песни с эпизодическим двухголосием, продублированном в аккомпанементе.Вводить в репертуар хора двухголосные произведения по принципу «оилиим это только кажется.За многие годы работы с хоровым коллективом младшего школьного возраста был выявлен ряд многочисленных и разнообразных проблем в обучении детей перехода с одноголосного пения в двухголосное: 1) отсутствие унисона; 2) слабая координация слуха и голоса; 3) неразвитое чувство ритма; 4) неразвитый артикуляционный аппарат; 5)неразвитый голосовой аппарат; 6)плохая дикция; 7)малоэмоциональность; 8) застенчивость и комплексы.Современные сельские дети лишены возможности посещения музыкального театра, но и дети, проживающие в городах, не слушают классическую хоровую музыку или в недостаточной мере слушают и не имеют элементарного слухового представления об академической манере исполнения.Все проблемы в том, что мы стали терять традицию домашнего музицирования, забывать народные песни, попевки, на которых воспитывалось не одно поколение. Матери перестали петь перед сном своим детям колыбельные. У большинства детей изобилие различных гаджетов, которые «вычищают» все свободное время играми и развлечениями. Телевидение и интернет транслируют пение современных певцов, которые навязывают «плохой вкус» нашим детям. А ведь ребенок не в состоянии, в силу полного отсутствия опыта и знаний, отличить «плохую» музыку от «хорошей». Все это приводит к огромным пробелам в вокально-хоровом развитии у детей.Многоголосие в самых различных формах его проявления – от элементарного двухголосного пения до смешанного, - звучит для школьников с первого класса, и поэтому большое значение имеет правильная организация его восприятия. Художественное восприятие представляет собой чувственную информацию, определённое переживание, первоначальное эмоциональное познание. Многоголосная музыка, как гомофоническая, так и полифоническая, обладает доступными для восприятия младшего школьника средствами музыкальной выразительности. При этом необходимо иметь в виду, что в современной музыке «чистые» виды многоголосия встречаются не часто: обычно разные типы фактуры тесно между собой переплетаются, поэтому все доступные восприятию детей элементы многоголосной музыки должны активно использоваться в педагогическом процессе.Для того чтобы знать, как голосоведение может влиять на музыкальное развитие детей в начальный период их обучения, целесообразно опереться на физиологические закономерности. С физиологической токи зрения, любой процесс воспитания и обучения рассмотрен, как направленное развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Следовательно, и в решении проблемы обучения двухголосному пению, немалую роль играет учет физиологических данных о развитии отделов высшей нервной деятельности, которые связаны с пением и слушанием музыки. Физиология говорит о том, что ребенок активно реагирует на раздражители, которые играли большую роль в его предшествующей жизни.Физиологами установлено, что при образовании условного рефлекса на одновременные или последовательные раздражители получается сложная комбинация, при которой компоненты комплекса вызывают разную степень раздражения и влияют друг на друга. Сильный резко подавляет слабый, а слабый, хотя и оказывает влияние на сильный, но в значительно меньшей степени. В связи с этим, сильный раздражитель воспринимается активно, произвольно, а слабый – пассивно, непроизвольно. В многоголосной музыке сильным компонентом является мелодия, слабым – сопровождающие голоса. Итак, может ли помочь какая-либо определенная последовательность использования различных видов многоголосия преодолеть инерцию восприятия? Двухголосная песня является комплексом с близкорасположенными раздражителями (мелодии близки друг другу по интонации, регистру, ритму, их звучание близко по тембру). Следовательно, она не может быть исходным материалом для обучения. Для начала необходима музыка, представляющая комплекс далеко друг от друга расположенных раздражителей, контрастных по мелодии, ритму и другим средствам музыкальной выразительности. Этой задаче может соответствовать инструментальная музыка и песни, исполняемые в сопровождении инструмента, многоголосные ритмические упражнения.На начальном этапе восприятия многоголосной музыки важно создать условия для совершенствования слухового внимания. Внимание выражается в направленности и сосредоточенности психической деятельности, без которой невозможно решение ни одной педагогической проблемы. При обучении детей одноголосному пению вырабатывается умение быть внимательным к исполнению мелодии. При двухголосном пении этого недостаточно, необходимо распределить внимание на две звучащие одновременно мелодии. Облегчает распределить внимание совмещение таких видов деятельности, один из которых доведен до степени навыка. Например, пение хорошо выученной мелодии с развитым аккомпанементом, исполнение двухголосных песен дуэтом с руководителем, поющим верхний голос.За многие годы работы с хоровым коллективом младшего школьного возраста был выявлен ряд многочисленных и разнообразных проблем в обучении детей перехода с одноголосного пения в двухголосное: 1) отсутствие унисона; 2) слабая координация слуха и голоса; 3) неразвитое чувство ритма; 4) неразвитый артикуляционный аппарат; 5)неразвитый голосовой аппарат; 6)плохая дикция; 7)малоэмоциональность; 8) застенчивость и комплексы.Современные сельские дети лишены возможности посещения музыкального театра, но и дети, проживающие в городах, не слушают классическую хоровую музыку или в недостаточной мере слушают и не имеют элементарного слухового представления об академической манере исполнения.Все проблемы в том, что мы стали терять традицию домашнего музицирования, забывать народные песни, попевки, на которых воспитывалось не одно поколение. Матери перестали петь перед сном своим детям колыбельные. У большинства детей изобилие различных гаджетов, которые «вычищают» все свободное время играми и развлечениями. Телевидение и интернет транслируют пение современных певцов, которые навязывают «плохой вкус» нашим детям. А ведь ребенок не в состоянии, в силу полного отсутствия опыта и знаний, отличить «плохую» музыку от «хорошей». Все это приводит к огромным пробелам в вокально-хоровом развитии у детей.Итак, процесс обучения двухголосному пению сложный и требует последовательного формирования определенных навыков. Навыком принято считать автоматизированное в результате учебы целенаправленное действие, следовательно, формирование навыков представляет собой процесс создания многоэтапной структуры начального обучения. На стадии музыкального воспитания младших школьников главной задачей хоровых занятий является развитие и укрепление интереса и любви детей к музыке. В связи с этим большое значение придается музыкально-слуховым представлениям о музыке и её исполнителях, воспитанию умений быстро осваивать музыкальное произведение, о средствах художественной выразительности, о правилах пения. С возрастом и приобретением творческого опыта эти знания и умения углубляются, расширяются.Хормейстеру приходится изначально работать над унисоном и только после усвоения этого навыка приступать к развитию навыка двухголосного пения.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X