Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55342

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Дьяченко Марина Яновна

Доклад «Значение трудового воспитания в дошкольном возрасте".

скачать документ

Вернуться назад

Доклад «Значение трудового воспитания в дошкольном возрасте».Дьяченко Марина ЯновнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Бабушкин муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия ( МАДОУ детский сад «Тополек»)Воспитатель Труд и воспитание неотделимы , это две стороны единого процесса. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудовая деятельность – важнейшее средство развития ума, чувств, формирования интересов, характера, привычек и других качеств личности. А в дошкольном возрасте труд –это важнейшее средство воспитания. В процессе его формируется личность ребенка: он выполняет различные трудовые действия, прикладывая усилия; стремится научиться новому, хочет стать помощником взрослому. Также в труде складываются коллективные взаимоотношения. Воспитание трудом начинается с того момента, когда малыш уже способен наблюдать за деятельностью родителей и стремится имитировать ее. Ведь на самом деле маленькие дети очень любят и хотят трудиться. Они с удовольствием делают все, что им поручают взрослые, стремятся самостоятельно выполнять «взрослые дела». Пусть их деятельность далека от идеала, но в этом возрасте важен процесс, а не конечный результат. Еще Ж.Ж. Руссо писал, что необходимо приучать дитя трудиться с ранних лет, видеть в труде источник всех человеческих благ. А Песталоцци определил труд, как «стержень всей воспитательной работы с детьми».   Мы все понимаем, что труд необходим для человека в любом возрасте, а особенно детям. Но в последнее время часто приходится слышать о противниках трудового воспитания, постепенно обесценивается его значение в развитии детей. Что же не так с трудовым воспитанием? В современном мире произошло переосмысление взглядов на труд. Взрослые трудятся, работают только для достижения материальных благ В домах имеется бытовая техника, которая стирает, моет посуду. Появилась возможность нанимать работников из клининг компаний. Общественный труд себя изживает, а у детей, молодежи формируется представление о труде, как средстве получения личной выгоды. Также сильно влияние западной культуры, которое привнесло в менталитет народа понятие о детском труде, как эксплуатации. Родители считают, что их детей заставляют трудиться, что общественный труд – это бесполезная деятельность, что есть люди, которым платят за этот труд. Взрослые не понимают воспитательной функции труда. Проводя время за компьютерами и смартфонами, родители становятся не лучшим примером для своих детей. Часто спеша на работу, одевают ребенка сами, лишая его самостоятельности. Мама, забирая у дочери веник, разрушает первые зачатки трудолюбия. Немного по-другому обстоят дела в многодетных семьях и в сельской местности. Здесь и работы больше, и задействовать приходится всех, даже самых малых членов семьи. Но если малыш – единственный ребенок в семье, его стараются уберечь от любого вида домашней работы. А ведь воспитывать трудолюбие важно начинать уже с раннего дошкольного возраста. Педагогика рассматривает данный возраст, как фундамент развития личности. Новый подход к воспитанию детей предусматривает непрерывность его процесса. То есть воспитанию не уделяются часы и занятия – ребенка воспитывает каждый миг, каждое действие и слово взрослого. Трудовому воспитанию уделяли внимание все педагоги-психологи, посвятившие себя проблемам воспитания детей. Они утверждали, что тяга к труду, появление положительного к нему отношения наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др). Считали что, если не сформировать их на этом этапе, то впоследствии могут возникнуть проблемы с учебно-познавательной деятельностью.О значении труда в дошкольном возрасте говорили такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и другие. В. А. Сухомлинский писал: «труд становится великим воспитателем, когда входит в духовную жизнь воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». Н.К.Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.Проблема значения труда как фактора развития личности, нашла отражение в научных исследованиях психологов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.Т. Кудрявцев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов и др.) Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Простые трудовые операции, выполняемые детьми во время одевания, умывания имеют большое воспитательное значение и жизненно необходимы каждому малышу для удовлетворения повседневных личных потребностей. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все взрослые имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом. Навыки хозяйственно - бытового труда также необходимы дошкольнику в его повседневной жизни. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении, на улице, на помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в группе, в своей комнате и стремятся, по собственной инициативе, устранить его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам, к своей семье. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. В процессе такого труда дети познают окружающий мир: наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные "почему". У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, моторику рук, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Через ручной труд дети знакомятся со свойствами, признаками окружающих вещей и предметов ( качества материалов, цвет, форма и др.) Важное воспитательное значение имеет ознакомление детей с трудом взрослых . В детском саду, в семье, в доступном ему общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых и пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых позволяет формировать у дошкольников представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. И нельзя забывать о воспитании у детей уважения к труду взрослых ( родителей, работников детского сада, дворника, продавца и т.д.) Любой труд развивает и закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т.п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей. Труд помогает решать задачи физического развития детей по совершенствованию движений, повышению выносливости, развитию координации и способности к физическому усилию. Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность. В этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с родителями, воспитателем дети чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле. Важно, чтобы взрослый в процессе совместного труда разъяснял значение трудовых действий, выражал свое положительное отношение к делу, работал в хорошем темпе. Содержание детского труда должно быть значимым для всей семьи ребенка, для группы в детском саду. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер. Ребенок должен ежедневно выполнять трудовую деятельность (одеваться, умываться, убирать за собой игрушки), по своим возможностям помогать родителям, выполнять разные поручения в детском саду. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста имеет большое значение для их развития и данная тема всегда будет оставаться актуальной.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X