Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55254

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Соколова Татьяна Николаевна

Разработка урока по русскому языку для 11 класса "Техника устной речи"

скачать документ

Вернуться назад
Урок: русский язык (11 класс)
Тема урока: Техника устной речи
Цель: определить уровень культуры речи подрастающего поколения и выбрать стратегию
для повышения культуры общения.
Задачи: исследовать особенности речи подрастающего поколения, изучить теоретический
материал по искоренению речевых ошибок;
развивать технику речи, ораторское мастерство, навыки самостоятельного
обучения, критическое мышление;
воспитывать культуру речи, толерантность .
Тип урока: развитие речи, исследование – дискуссия
Методы: практический, групповой, творческая лаборатория
Технология: критическое мышление, новые подходы в обучении
Оборудование: аудиозапись дикторского сообщения, презентация «Графические знаки выразительного чтения», листы формата А-3, маркеры

План урока
Действия учителя
Действия обучающихся

Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Объяснение приема критического мышления «5 шляп»
Психологический настрой в рабочих группах

Вызов .
Результат исследования проблемы. Определение темы и целей урока.

Актуализация знаний
Работа в группах с учебником и дополнительным материалом

Осмысление изученного
Отчет творческих групп

Рефлексия
Составление синквейна

Оценивание
Критериальное оценивание в группе

Домашнее задание



Ход урока.
Орг.момент.
Создание коллаборативной среды
- согласно теории Де Боно, можно решать любые образовательные задачи с помощью метода избирательного рассмотрения проблемы с различных углов зрения. Автор мысленно связал типы мышления человека с цветами шляп. Я предлагаю вам выбрать группу, цвет шляпы которой вам больше нравится.
Красная Шляпа – интуитивное мышление;
Желтая Шляпа – позитивное мышление;
Черная Шляпа – критическое мышление;
Синяя Шляпа – творческое мышление;
Белая Шляпа – исследовательское мышление;
Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Вот, когда мы определились с цветом шляпы, начинаем урок.
Урок сегодня будет носить немного нетрадиционный характер.
Определение темы и цели урока и выбор задач для достижения цели.
Тема урока записана на доске. Техника устной речи.
Определить цель и задачи нам поможет исследовательская группа, задание которой было дано заранее.
«Белая шляпа» - ребятам предлагалось исследовать особенности речи подрастающего поколения на базе своей школы, класса.
(предполагаемый ответ)
Наблюдая за учениками нашей школы, мы выяснили, что наши ребята совершенно не умеют общаться, их словарный запас настолько мал, что их беседы скупы и однообразны, а речь наполнена сквернословием и похабщиной. Часто говорят, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. А кроме того, как правило, привычка извергать потоки словесной брани начинает действовать по вполне определенным случаям, когда хотят оскорбить или унизить другого человека. И самая неприятна картина – когда парень сквернословит перед девушкой, а её это совсем не смущает. Большую роль в развращении молодого поколения играют жаргоны и сленг.
Современная молодежь находится под влиянием многих течений моды! Она переполнена словами, вроде «не парься», «попустись», «бузить» и др. Разнообразие сленговых слов порой поражает настолько, что вводит в ступор даже взрослых людей с широким взглядом на мир. Здесь и словечки тюремного жаргона, жаргона наркоманов, алкоголиков, а также неправильные переводы с английского языка. Как считают лингвисты, все сленговые слова появляются в свое время и отображают особенности происходящего вокруг. Так и современные подростки придумывают все новые и новые слова для более точного, по их мнению, отображения окружающей реальности.
Вот некоторые причины, которые, по мнению психологов, приводят к  появлению в лексиконе подростков сленговых слов. Первой причиной можно назвать стремление подростка выделиться путем употребления слов, понятных только ему и его кругу. Это может быть нежелание принять правила, которые придумали взрослые. Второй реальной причиной употребления сленга может быть элементарная бедность словарного запаса. Дело в том, что технический прогресс помимо положительной стороны, имеет еще и отрицательную, которая проявляется в компьютерной зависимости, погружении в интернет-культуру, а также абсолютно не способствует стремлению к духовному развитию и чтению классической литературы.
Проведя исследование в области «Языковая культура», выяснили некоторые факты, вызывающие опасение:
61% населения РК употребляет бранную лексику,
28% говорит на компьютерном языке,
и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.
Так как же увеличить % людей, использующих литературный язык, как поднять уровень культуры речи? Начать нужно с себя.
Поэтому мы определили цель урока: определить уровень культуры речи подрастающего поколения и выбрать стратегию для повышения культуры общения.
Задачи: изучить теоретический материал по искоренению речевых ошибок;
развивать технику речи, ораторское мастерство
воспитывать в себе культуру речи и толерантность .

-Цели определены, пора действовать.
Запишите в тетради число и тему урока.
Выполните синтаксический разбор предложения.
3. Синтаксическая разминка.
Если не знать в какой порт плыть, то никакой ветер не станет попутным. Сенека.(невоскл., поветсв., СПП с придаточным условия, состоит из двух простых предложений: главного- двусоставного, придаточного- обобщенно-личного, односоставного)
-А я вам желаю достигнуть вашего порта –цели урока.
(далее урок ведут ученики модуль «Управление и лидерство в обучении»)
4. Актуализация знаний и осмысление изученного.
Дома нам все нужно было познакомиться с материалом учебника, используя технику «Инсерт», где определили значимые вопросы. На уроке нам предстоит рассмотреть их с различных сторон.
Красная шляпа – вам предлагается определить, как эмоции и чувства влияют на нашу речь.
(группа готовит материал «Интонация речи»: составляющие компоненты, условные обозначения, практическая работа над выразительностью речи с.160-163)
- практическая работа для каждой группы

- (ученица) Чтобы добиться выразительности, интонационной точности, необходимо усвоить технику речи. О преимуществах данной техники с нами поделиться группа с позитивным мышлением
Желтая шляпа – ребятам необходимо подготовить речевую разминку, показать особенности ораторского искусства и разработать речевые ситуации.
- проведение голосовых разминок:
- речевые ситуации
- правила использования жестов и мимики с.185
(ученица) Поскольку нам необходимо на уроке использовать разный тип мышления, то группа «черная шляпа» посмотрит на .проблему критически, с осторожностью.

Черная шляпа – кому необходима культура речи и литературный язык? (Мир компьютерных технологий и тестов, поглотил литературу, книги заменяют фильмы, телевидение переполнено молодежными передачами свободного стиля. Культура речи находится в постоянной борьбе с влиянием СМИ)
Пути решения проблемы отрицательного влияния СМИ на речевую культуру людей
Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.
Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.
Написать письмо на телевидение с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение.
Внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.
Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.


5. Итог
Итог сегодняшнего урока подведет творческая группа, которая представит нам кластер «Рыбий скелет»
Синяя шляпа – обобщает материал, защищая свою презентацию.

6. Рефлексия
Составьте синквейн по теме.
(предполагаемый ответ)
Речь
Устная, живая
Обогащает, украшает, радует
Не ножа бойся, а языка.
Добро.




7. Заполните таблицу, оценив свою работу в классе (на группу)
Критерии оценки
Участие в работе группы, грамотная речь, полезные идеи и советы, ответы на вопросы,

Фамилия, имя
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Суммативная оценка





















8.Домашнее задание
Подготовить сообщение на тему «Хвалебная речь» одноклассникам, школе, учебнику, парте.и т.п.











Критерии оценки
Участие в работе группы, грамотная речь, полезные идеи и советы, ответы на вопросы,

Фамилия, имя
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Суммативная оценка





















Критерии оценки
Участие в работе группы, грамотная речь, полезные идеи и советы, ответы на вопросы,

Фамилия, имя
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Суммативная оценка





















Критерии оценки
Участие в работе группы, грамотная речь, полезные идеи и советы, ответы на вопросы,

Фамилия, имя
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Суммативная оценка























Критерии оценки
Участие в работе группы, грамотная речь, полезные идеи и советы, ответы на вопросы,

Фамилия, имя
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Суммативная оценка




















Критерии оценки
Участие в работе группы, грамотная речь, полезные идеи и советы, ответы на вопросы,

Фамилия, имя
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Суммативная оценка




















Проработайте интонационно стихотворения,
используя условные обозначения.

В. Солоухин «Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет. прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Им можно радости

Проработайте интонационно стихотворения,
используя условные обозначения.

В. Солоухин «Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет. прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Им можно радости






Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X