Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55421

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Тишина Светлана Вячеславовна

Вариативные формы домашнего задания как один из способов развития функциональной грамотности обучающихся

скачать документ

Вернуться назад

Тишина Светлана Вячеславовнаучитель русского языка и литературыМОУ «СОШ № 60 им. Героя Советского Союза П.Ф. Батавина»e-mail: tishina.1969@list.ruВариативные формы домашнего задания как один из способов развития функциональной грамотности обучающихсяАннотация:В данной статье подробно рассмотрена проблема современного образования – перегрузка обучающихся домашним заданием в процессе обучения. Основная идея работы заключается в том, что учителю необходимо подойти оптимально к вопросу выбора домашнего задания. Это одна из ключевых задач при планировании урока. Автор приходит к выводу, что формирование домашнего задания может быть универсальным для всех учебных предметов. Проведенный анализ помог выявить проблемные зоны данной работы и определить, что объемные домашние задания целесообразно делить между обучающимися в рамках проектной деятельности. Имеет место практическая возможность совместить объемные домашние задания вариативными формами. Что требуется для этого от учителя? На эти вопросы подробно отвечает автор статьи.Ключевые слова:развитие функциональной грамотности объем домашнего заданияуниверсальные учебные действияэлектронные образовательные ресурсывариативные формырешение лингвистических задачА сейчас, ребята, я прошу вас открыть дневники и записать домашнее задание на выбор из предложенных вариантов. Так ежедневно работает учитель, реализуя федеральный государственный образовательный стандарт, независимо от преподаваемого предмета, предлагая ребятам домашнее задание.Одной из существенных проблем современного образования является перегрузка обучающихся. Учитель, ставя перед собой задачу интенсивного образования своих учеников, нередко увлекается увеличением объёма домашней работы. Домашнее задание формируется по принципам: это не успели в классе, это было бы неплохо сделать. Большой объём домашних заданий приводит к тому, что учащиеся либо отказываются их выполнять, либо выполняют неполностью или некачественно, либо исполняют задания учителя, накапливая при этом чувство бессмысленности и усталости. Объемные домашние задания, как правило, не проверяются, либо урок превращается в проверку заданных упражнений. И первое, и второе неправильно. Каждый ученик, выполнивший работу, должен получить оценку. Выполненная работа должна быть полностью проконтролирована. Формируя домашние задания, учитель должен руководствоваться следующими положениями: 1) домашнее задание должно в той или иной степени закреплять пройденный на уроке материал. Домашнее задание должно быть продолжением работы, начатой на уроке (не всегда в буквальном смысле). Учитель не должен перекладывать бремя обучения с себя на плечи ученика; 2) на выполнение домашнего задания ученик должен тратить не более 30 процентов времени от стандартного урока;3) домашнее задание должно быть полностью проверено (следует помнить, что на проверку домашнего задания может быть потрачено не более 10 минут от урока);4) домашнее задание должно быть посильным, понятным; желательно, чтобы уже на уроке ученик захотел выполнить выданное задание. Знакомясь с названными требованиями, учителя, как правило, неодобрительно разводят руки: когда же учить, программа перегружена. Очевидно, что изменились дети, их интересы, ритм и организация жизни, условия обучения (здесь мы имеем в виду доступность выполненных заданий в интернете и в виде опубликованных методических изданий). Увеличился объём информации. Расширен материал учебников, в учебный оборот включено большое количество дополнительных пособий, появились электронные образовательные ресурсы. В целом язык школьных изданий усложнился. Те формы домашних заданий, которые использовались ранее (выучить параграф, выполнить упражнение), уходят на второй план. Это касается не только учебных предметов «Русский язык» и «Литература». Формы домашних заданий могут быть универсальными для всех предметов. Данные формы развивают универсальные учебные действия, среди которых ключевыми являются готовность выстраивать устное и письменное высказывание на заданную тему, умение обрабатывать, присваивать и использовать полученную информацию. Перечислим некоторые из них. 1. Эффективными способами присвоения знаний, заключённых в учебных текстах, и одновременно проверки изучения текста являются составления планов. Актуализируют когнитивную деятельность обучающегося вопросный и тезисный план, поскольку они требуют некой рефлексии на прочитанный и осмысленный текст. Если заданный текст велик по объёму, целесообразно работу по составлению плана начать на уроке, а в качестве домашнего задания предложить закончить начатый план. Возможны задания по трансформации составленного на уроке плана. Например, для вопросного плана составить цитатный или тезисный план. 2. Озаглавливание текста, подбор ключевых слов (5-7 слов), написание аннотации к тексту параграфа. Данные задания позволяют проконтролировать понимание главного смысла текста, практической ценности заключённой в нём информации. 3. Составление таблиц, схем, отражающих существенную информацию текста. Составление таблицы может быть начато в классе при объяснении нового материла. В качестве домашнего задания можно предложить завершить составление таблицы, подготовить рассказ по составленной таблице или схеме. 4. Составление словарей терминов для прочитанного текста. Данное задание подходит для терминированных текстов. 5. Составление синквейнов. Синквейн позволяет выделить информационные доминанты текста, выделить их основные признаки, сформулировать умозаключения. 6. Подбор примеров к теоретическим положениям, рассмотренным при объяснении материала. Изучение объёмного материала целесообразно делить между обучающимися на небольшие части. Такой подход позволяет воспитывать чувство ответственности, командный дух. Отметим, что домашние задания должны быть вариативными, учитывающими способности, интересы школьника. Так, нельзя навязывать ученику то, что ему неинтересно (например, сочинять оду или сценарий, иллюстрировать прочитанное и т. п.). Нужно учитывать, что дети по-разному могут выполнить одно и то же задание. Так, одному ученику на выполнение упражнения потребуется пять минут, а другому двадцать. Если не придерживаться этого, задание, как это бывает часто, будут выполнять родители. Функциональная грамотность учащихся формируется в процессе изучениях всех школьных предметов, но, безусловно, ведущая роль все-таки принадлежит урокам русского языка и литературы, потому что в первую очередь посредством чтения ребенок приобретает возможность самостоятельно заниматься своим образованием и развитием. Кроме того, современная жизнь диктует необходимость быстро реагировать на различные изменения в мире и в социуме, уметь извлекать информацию из самых разных источников, отбирать ее и анализировать. Этому должна, на наш взгляд, учить школа на всем протяжении образовательного цикла, но особое внимание уделять работе над функциональной грамотностью на основном и старшем уровнях обучения, когда элементарные умения сформированы, как и общие представления о языке, его возможностях и нормах.Старшекласснику нужно не бояться публичного слова, он должен быть уверен, что справится с построением высказывания на ту или иную тему как в устной, так и в письменной форме, сумеет оформить элементарные документы, понять текст и т. д. Средствами, способствующими формированию подобных умений, могут служить задания занимательного характера, исследовательские, задания с культурологическим, экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др. Помимо того, для успешного овладения функциональной грамотностью необходимо обладать определенным уровнем практической грамотности. Однако, как показывают результаты единого государственного экзамена по русскому языку, сегодня выпускники часто не могут логично и конкретно изложить собственную точку зрения по поставленной проблеме, у них небогатый словарный запас, слабое владение возможностями русского синтаксиса (предложения строят однообразные, простые и примитивные), не сформировано чувство стиля. О том же говорят и результаты опросов и письменных работ обучающихся по другим предметам: в письменной и устной речи много нарушений различных видов норм русского языка, школьники испытывают затруднения при ответах на вопросы на уроках, во внеурочных занятиях и в плане формы, и в плане содержания.Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия.Если работу в группах мы проводим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.Таким образом, формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность, так как функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия.ЛИТЕРАТУРА1. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с.2. Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 588 с. 3. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. – М.: КНОРУС, 2007. – 460 с. 4. Токарева И.Ю. Инновационные подходы к преподаванию русского языка в средней школе: культурно ориентированное образование. – Тула: С-ринт, 2016. – 144 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X